Основные положения вероучения ислама изложены в главной "священной книге" - Коране (араб. куран - чтение). Как и другие мировые религии, ислам является религией откровения. По мусульманскому преданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом через посредничество ангела Джебраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Основу Корана составляют первые проповеди Мухаммеда, которые были записаны его секретарями - писцами. Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухаммеда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), который был объявлен каноническим. Текст Корана содержит 114 сур(глав), имеющих различное количество аятов(стихов) от286 до 3. Всего в Коране от6204 до 6236 аятов(по разным вариантов счета). Коран содержит вероучительные установки, культовые предписания, предписания, регулирующие семейные, имущественные, правовые и иные общественные отношения.
В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях. Вера в единого бога Аллаха составляет фундамент мусульманского вероисповедания. Аллах - это единственный бог, сотворивший все сущее и определяющее его существование. Рядом с ним нет ни других богов, ни каких-либо самостоятельных существ. Аллаху покорны все явления природы, люди, ангелы и демоны. Ангелы и демоны - это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Асрафил, Азрил, ангелы смерти - Накир и Мункаф, страж рая - Ридвана, страж ада - Малика и воплощение зла - Иблис, которого проклял Аллах.
Для ислама характерна вера в пророков. В Коране встречается ряд библейских пророков: Ибрахим (Авраам), Мусса (Моисей), Нух (Ной), Иса (Иисус). Однако главное значение придается "печати пророков", "посланнику Аллаха" - Мухаммеду. Основное положение мусульманского символа веры гласит" Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед - посланник Аллаха".
Мусульманин верит в бессмертие души, покидающей тело в день смерти и воскресение ее из мертвых в день Страшного суда. С этой верой тесно связана вера в существование двух форм мира: рая и ада. Мусульмане представляют рай в виде чудесного места, где в изобилии имеется все, о чем мечтает человек в этом мире: прекрасная пища, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вин, всевозможные наслаждения. Ад - это место мук и страдания. В рай могут попасть те мусульмане, которые неукоснительно выполняют религиозные предписания, неверных (немусульман) и отклонившихся от вероучения и культа ожидает ад.
Какова судьба каждого человека, что ему уготовано - рай или ад, согласно мусульманскому вероисповеданию, определяет сам Аллах на Страшном суде. Он будет допрашивать каждого из живых и мертвых, а они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Заступничество Мухаммеда может смягчить участь грешника, побудить Аллаха простить грешника и направить его в рай.
В исламе сильно выражена вера в божественное предопределение. Все подчинено воле Бога. Воля Бога ничем не связана и непостижима. В 6-ой суре аят 125 говорится:" Кого пожелает вести Аллах прямо, уширяет тому грудь, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь узкой, тесной, как бы он поднимается в небо". Иначе говоря, Аллах милостив к тому, к кому благоволит и у того человека все получится как надо, тот, от кого Аллах отвернулся, все равно ни чего не выйдет. Тем не менее, удел всех - безусловная покорность божественной воле.
Основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти "столпов веры" - (аркан-ад-дин). Следование этим столпам является важнейшей обязанностью мусульманина. Первое культовое предписание - произнесение вслух махады - основного положения символа веры-"Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед его посланник". Произнесение этой формулы вероучения, понимание ее смысла и искреннее убеждение в истинности - первое условие, чтобы быть правомерным мусульманином. Второе культовое предписание - ежедневный пятикратный ритуал - намаз (молитва). Каждый мусульманин обязан пять раз в день раз совершать намаз. Первая, утренняя молитва на заре, совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца, вторая - полуденная, третья - во второй половине дня до заката Солнца, четвертая - при закате Солнца, пятая - в начале ночи. Ритуал каждой молитвы расписан до мелочей, с определенным количеством сгибаний спины и касаний лбом пола земли. Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения. Пятница является днем коллективной молитвы, которая проводится в мечетях и сопровождается проповедью.
Третье культовое предписание-соблюдение поста в месяц рамазан. В течение этого месяца правоверный мусульманин не имеет права с рассвета до наступления темноты ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и т.д. В месяц рамазан каждый день совершается особая молитва после проведенного днем поста.
Четвертое культовое предписание - закят - обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размера обложения разработаны в шариате. Первоначально закят был добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обязанность для очищения грехов. Кроме обязательного налога существует добровольное пожертвование - садака - 1∕40 часть годового дохода.
Пятым культовым предписанием является паломничество в Мекку - хадж. Хадж состоит в посещении Мекки, главного храма Каабы, поклонении главной святыне ислама - гробнице Мухаммеда в Медине, а также других священных мест Хиджаза. Паломничество должно совершаться в двенадцатый месяц мусульманского календаря. Совершение этого ритуала не является строго обязательным, оно зависит от материальных возможностей и физического состояния человека, но поощряется: совершившие обряд паломничества получают почетное наименование - хаджи.
Помимо выполнения этих обязательных предписаний в мусульманской культовой системе имеются такие важные элементы, как культ Каабы и культ мазаров. Кааба - это священный храм в Мекке - четырехугольное каменное здание (кааба в переводе с арабского означает куб) высотой примерно 10 метро, шириной - 8, с плоской крышей, без окон. В наружной стене этого здания находится ниша с "черным камнем", по всей вероятности метеорического происхождения. "Черный камень" ассоциировался с присутствием Аллаха, это его символ. Храм Кааба построен задолго до появления ислама и является святилищем племени курейшитов.
Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.
Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а в некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством. Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке.
Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы - шарфа. особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается благочестивой обязанностью.
Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами в современном мире.
Наиболее значительной и по сей день является система богословия, созданная аль - Аш'ари (10в). В 7 - 10 вв. сложились и основные толки фикха, обычно трактуемого как "мусульманское каноническое право". Эти системы теоретических и практических принципов шариата - праведного образа жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В настоящее время сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное число людей знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным предметом обучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед, столь характерных для быта жителей мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируются поведение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли, отношения в семье, брак.
С 6 - 7 вв. и по сей день концепция шариата - пути к богу через выполнение всех правил Закона - уживается с концепцией тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым, отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.
Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения государства и духовенства. В исламе нет и церкви, служащей посредником между человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего особой благодатью; духовная и светская власть в исламской теории, да отчасти и на практике – не раздельны.