ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ В Г. ЯРОСЛАВЛЕ
Факультет: экономический
Специальность: финансы и кредит
Цивилизация ислама
Контрольная работа по дисциплине
История мировых цивилизаций
студентки 2 курса, группы 22-ФР
Чернышёва Светлана Евгеньевна
Руководитель: Летина Н. Н.
Ярославль 2006
План
История возникновения ислама
Арабский Халифат
Библейские пророчества, относящиеся к арабам и зарождению Османской империи
Османская империя: библейские пророчества, относящиеся к Турции
Особенности вероучения и культа ислама
Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социальной общности народов
Ближний восток и Иран от эллинизма до ислама
Аравия до ислама
Список используемой литературы
В сегодняшнем мире более 700 миллионов человек на вопрос: "Кто ты по вере?" - отвечают арабским словом муслим:" Человек, исповедующий ислам", мусульманин.
ИСЛАМ- вторая по числу последователей мировая религия. Ислам исповедуют около 860 млн. человек в более чем в 120 странах мира. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией ( Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.). Подавляющее большинство мусульман проживает в странах Западной, Южной, Юго-восточной Азии и Северной Африки. В нашей стране последователи ислама составляют вторую по численности этно- конфессиональную группу и проживают преимущественно на территории Башкортостана, Татарстана, республик Северного Кавказа. Крупные мусульманские общины есть в г. Москве, С. - Петербурге и других регионах России.
Ислам относительно молодая мировая религия. Он возник в начале VII века н.э. на Аравийском полуострове. Населяли эту территорию арабские племена, преимущественным занятием которых, было скотоводство. Вместе с тем, в то время через территорию Западной Африки проходил караванный путь, что привело к появлению там таких крупных городов как Мекка, Ясриб (будущая Медина), Таиф. Торговые связи способствовали активному общению с разными народами и религиями.
Возникновение ислама подчиняется общим закономерностям формирования религий. Ислам начинает формироваться на базе родоплеменного культа одного из наиболее влиятельных племен Западной Аравии - курейшитов, религиозный и административный центр которого находится в г. Мекка. Племенным богом мекканских курейшитов был Аллах (араб. Аль-Илах). По мере того, как курейшиты подчиняли своему влиянию соседние племена и населения близлежащих городов, бог курейшитского племени стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. В целом социокультурная ситуация того времени способствовала формированию монотеизма.
Однако этот процесс формирования монотеистической религии не проходил автоматически. Решающий импульс придал реальное историческое лицо- пророк Мухаммед.20 апреля 571 года произошло событие, не замеченное тогдашними современниками, но оказавшее огромное влияние на последующую историю земли. Именно в тот день в знатной, но обедневшей семье в городе Мекке родился мальчик, названный Мухаммедом. Родители ребенка умерли вскоре после рождения сына: его отец Абдаллах спустя несколько месяцев, а мать Эмина через шесть лет. Вначале мальчик воспитывался у деда Абдал-Мутталиба, а затем у дяди Абу-Талиба. Уже с раннего возраста будущему пророку пришлось столкнуться с бедностью. Только в 24 года, женившись на знатной и состоятельной вдове Хадидже, положение его поправилось. Поведение Мухаммеда отличалось сменой настроений - от общительности он переходил на крайнюю замкнутость, сопровождавшуюся частыми галлюцинациями, причем некоторые видные ученые считают, что по описанию их, в дошедших до нас исторических документах, они похожи на эпилептические припадки. Со временем любимым местом его пребывания стала пещера близ Мекки, где он подолгу размышлял, забывая об окружающем мире. Спустя несколько лет Мухаммед как-то услышал в пещере голос, которым призвал его выступить с проповедью истины. И если вначале пророк не поверил ему, то затем, после того, как голос, якобы архангела Гавриила, начал повторяться, решил, что он избран Богом для проповеди истины. Основой будущей религии стало объединение иудаизма, христианства, многочисленных языческих верований Аравии, а также элементов хананейской и вавилонской религий. В период первых своих проповедей (его называют первым мекканским периодом) пророк говорит о вере в единого Бога Аллаха (именем Аллах назывался один из языческих богов), воскресении из мертвых, страшном суде, повторяя некоторые положения иудаизма и христианства, с которыми Мухаммед был хорошо знаком. Но увидев, что они не встретили радостного отклика у соотечественников, он меняет тему проповедей и объявляет себя вестником Бога, угрожая своим противникам адскими муками. Проповеди нового учения ислама (ислам означает покорность Богу) встречают недовольство ряда влиятельных лиц, вынудив пророка 16 июля 622 года бежать из Мекки в Ясриб (Медину). Эта дата становится годом мусульманского летоисчисления, хиджры. В Медине пророк становится во главе своих приверженцев уже не просто как духовный учитель, а как политический деятель. Вначале терпимое отношение к иудеям и христианам сменяется затем крайней нетерпимостью, обусловленной тем, что те отказались признать в нем Божьего пророка, и именно поэтому Мухаммед отменяет празднование субботы, которую ранее почитал, заменив ее пятницей. Тогда же он начинает говорить о необходимости священной войны. Постепенно пророк превращается в нетерпимого деспота, который не останавливается ни перед чем: сформировав в Медине военные отряды, он начинает войну со своими противниками. Попавших в плен он приказывал казнить, затем гонениям и ужасным жестокостям начали подвергаться не только явные его противники, но и те, кто не соглашался с его воззрениями. В ходе этой войны победа далеко не всегда сопутствовала Мухаммеду, хотя он уверял всякий раз, что Бог на его стороне. В 630 году мекканская знать была вынуждена принять новое учение. Мухаммед торжественно въехал в Мекку, и Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента формируется мусульманское феодально-теократическое государство. К концу своей жизни Мухаммед покорил своей власти почти весь Аравийский полуостров. Умер он 8 июня 632 года. После смерти на пост Халифата - приемника, заместителя пророка был избран его ближний сподвижник Абу Бекр, который организовал ряд крупных завоевательных походов во имя Аллаха, покорил своей власти многие народы и племена и стал главой обширного Арабского Халифата. Таким путем ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства.
Следует также сказать несколько слов о его личной жизни, многие негативные стороны которой сегодня никто не может оспаривать. По смерти Хадиджи пророк обзавелся огромным гаремом, взяв в него даже жену своего приемного сына. Мухаммед был прекрасным политическим деятелем своего времени, был жесток и непримирим к врагам, умел внушить страх и почтение к себе, имел воинский и административный талант. И хотя пророк проповедовал о любви и терпении, на деле демонстрировал противоположное. Какая разница между галилейским учителем, нашим Господом Иисусом Христом, и Мухаммедом! Преемники пророка, бывшие его родственниками, - Абу-Бекр, Омар, Осман и Али, продолжали начатую им священную войну, в результате которой было создано огромное арабское государство - Арабский Халифат, по названию титула "халиф", который являлся духовным и светским главой государства. Эта война залила землю кровью, истребив сотни тысяч людей и лишив надежды на спасение многие миллионы, заразив их лжеучением.
Завоевательные войны арабских халифатов не ограничивались территорией Аравии. Уже в VIII-VIII вв., пользуясь слабостью Византии и Персии, арабы подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Средней Азии и другие страны. Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов. В определенной степени эти народы были уже подготовлены к единобожию на основе проповеди иудаизма и христианства. Арабские халифы экономически поощряли переход иноверцев в ислам. Покоренные народы, принявшие ислам, платили в казну халифата только десятину дохода - умр. А не принявшие ислам - обязаны были выплачивать более двух третей поземельного налога и подушную подать. Таким образом, совокупность насильственных мер, экономическая политика и проповедь ислама способствовали превращению этой разновидности исповедания в мировую религию.
Халифы:
1. Абу-Бекр (632-634)
2. Омар Первый (634-644)
3. Осман (644-656)
4. Али (656-660)
Династия Омейядов (660-750) - правила 90 лет.
Династия Аббасидов (750-945) - правила 195 лет.
К середине правления династии Аббасидов происходит развал Халифата на множество мелких и крупных царств: Кордовский эмират, затем халифат (756 год), государство Идрисидов (788 год), государство Аглабидов (800 год), государство Тулунидов (872 год), Багдадский халифат, государство Карматов (874 год), государство Алидов (864 год), государство Саффаридов (873 год), княжество Саджидов, государство Ширван, Грузинское и Армянское царства. Территории этих государств простирались от границ Франции до индийских рубежей.
В книге Откровение 9: 1-10 мы читаем:
1. "Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, павшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны".
2. "Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя".