ОБЛАСТНОЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
ЦИКЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ
МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ
(секция культурологии)
Автор: Сулейменов Андрей,
учащийся 7 класса гимназии №1 г. Караганды
Научный руководитель:
Рыбкин В.И., учитель истории гимназии №1
г. КАРАГАНДА, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Цикличность в мировой истории
Глава 2. Цикличность в истории монотеистических религий
2.1 Понятие «религия». Монотеистические религии
2.2 Иудаизм - первая монотеистическая религия
2.3 Краткая история христианства
2.4 Возникновение и развитие ислама
2.5 Циклы в истории монотеистических религий
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек имеет свою неповторимую судьбу, свой уникальный жизненный цикл. Чаще всего этот цикл имеет следующую структуру: человек рождается на свет, проходит через периоды детства, отрочества, юности, зрелости, старости и умирает.
Те же самые процессы, по мнению некоторых историков, присущи и народам, государствам, цивилизациям.
У идеи цикличного развития истории есть масса, как сторонников так и противников. На наш взгляд, мнения сторонников цикличного развития истории звучат более убедительно.
Однако в нашей исследовательской работе мы не будем пытаться доказать или опровергнуть теорию цикличного развития той или иной цивилизации.
Объектом рассмотрения в нашей работе стала история монотеистических религий, т.е. иудаизма, христианства и ислама.
Предметом работы является изучение проблемы цикличности в истории монотеистических религий.
Целью работы стал поиск цикличного развития в истории монотеистических религий.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:
1) кратко охарактеризовать теории циклов мировой истории;
2) проанализировать историю монотеистических религий;
3) выработать возможный цикл развития монотеистических религий.
Гипотеза. Если проанализировать историю монотеистических религий, то можно придти к выводу, что данная история имеет определенные циклы развития, так как, и жизнь человека, и история стран, народов, цивилизаций, имеет свои определенные циклы.
При подготовке исследовательского проекта нами был использован метод теоретического анализа и синтеза литературы и источников.
ГЛАВА 1. ЦИКЛИЧНОСТЬ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
Идея исторических циклов не нова. Еще до начала нашей эры римский историк Полибий в 40-томной «Всеобщей истории» и китайский историк Сыма Цянь в «Исторических записках» рассматривали историю общества как круговорот, как цикличное движение. Идею больших исторических циклов выдвинул в начале нашей эры арабский историк аль-Бируни, а несколько позже эту идею развил Ибн Халдун из Туниса.
В эпоху Возрождения идею циклов в историческом процессе высказал французский историк Вико. А немецкий философ и историк Иоганн Гердер в конце XVIII в. в работе «Идеи к философии истории человечества» подчеркивал генетические начала в истории, периодические перевороты между эпохами космического масштаба[2.2].
Таким образом, все названные историки исходили из того, что любое развитие в природе или в обществе - циклично, проходит через схожие фазы.
На новую стадию изучение цикличности в историческом процессе вышло во второй половине XIX – XX веке, когда целая плеяда талантливых историков из разных уголков мира предложило свое видение циклового развития.
Так, в 1869 г. русский историк Н.Я. Данилевский выдвинул идею о культурно-исторических типах локальных цивилизаций. Эта идея была развита в опубликованной в 1918 г. книге О. Шпенглера «Закат Европы»[2.2].
Однако, наиболее полно учение о круговороте локальных цивилизаций и их цикличной динамике изложил известный английский историк Арнольд Тойнби в своем «Исследовании истории».
Попытаемся разобраться с самим понятием «цивилизация», так как многие люди употребляют этот термин, даже не зная, что он обозначает.
У данного понятия есть огромное количество определений.
Начнем с того, что этот термин был введен в широкий научный оборот еще в эпоху Просвещения, в середине XVIII в. Лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху. По мнению просветителей, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой,— всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов.Сегодня одним из самых популярных определений данного понятия является следующее: «цивилизация – качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития»[1.3; С.3].К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, как уже указывалось, теория А. Тойнби. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями»[2.1].
Тойнби насчитывает 26 подобных цивилизаций, каждой из которых присуща определенная система ценностей. Именно эта система ценностей определяет жизнь людей. Общими критериями для классификации цивилизаций являются религия и степень удаленности цивилизации от того места, где цивилизация изначально возникла.
Среди подобных цивилизаций А. Тойнби выделяет западную, две православные (русскую и византийскую), иранскую, арабскую, индийскую, две дальневосточные, античную и многие другие.
Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации — эскимосскую, номадическую, оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных»[2.1].
Каждая цивилизация, по мнению Тойнби, проходит на своем жизненном пути несколько стадий.1) Стадия зарождения - генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества либо на развалинах «материнской» цивилизации. 2) За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру. 3) Стадия надлома. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома.4) Стадия распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство)[2.1].Следует отметить, что в этом жизненном цикле нет той фатальной предопределенности развития, которая присутствует в цикле цивилизации Шпенглера. Тойнби считает, что за стадией надлома (или брейкдауна) не обязательно следует распад.Процесс становления и развития цивилизации А.Тойнби представляет как «Вызов и Ответ». Вызов исторической ситуации и ответ творческого меньшинства цивилизации на этот вызов. Если ответа не дано или он не адекватен вызову, то цивилизация все равно будет возвращаться к этой проблеме. Если же цивилизация не способна дать ответ ответа на вызов, то цивилизация обречена на гибель[2.1].
Как мы видим, А. Тойнби большое внимание уделял большое внимание роли религии в жизни общества. А можно ли найти циклы в истории самих религий? Ответ на этот вопрос мы попытаемся дать во второй главе.
ГЛАВА 2. ЦИКЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ
2.1 Понятие «религия». Монотеистические религии
Многие люди не воспринимают разницу между религией и мифологией. Действительно, провести отчетливую грань между ними очень сложно. Но можно. Так в чем же отличие одного от другого?
В мифологии отсутствует учение, которое присуще религии.
Мифология принимает жертвы (в том числе и человеческие), идолопоклонство.
Религия - отвергает жертвоприношения, идолопоклонство, в ней существует идея рая и ада, существуют разнообразные ответвления.
Однако глупо было бы отвергать утверждение, что религия не имеет тех же самых основ, что и мифология. Любая религия, как и мифология, зиждется но одном и том же основании, понятии - понятии, которому больше двух миллионов лет. Понятии добра и зла. Уже на самых ранних этапах развития человек задумывался – что такое добро и что такое зло? И не только задумывался, но и делал выводы. Так появились мифы, легенды. В основу самых первых легенд была положена идея борьбы добра со злом. А потом эти легенды были развиты в мифологию, которая, в свою очередь, была развита в религию.
Религия(от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов [2.3].
Монотеи́зм — буквально «единобожие» — религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму). В монотеизме Бог обычно персонифицируется, то есть является определённой «личностью». К монотеистическим религиям относятся, в числе других, иудаизм, ислам и христианство. [2.4].
Прейдем к краткой исторической характеристике вышеназванных религий.
2.2 Иудаизм - первая монотеистическая религия
Иудаизм - наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая на рубеже 2-1-го тысячелетий до н.э. в Палестине.
Основателем религии стал пророк Авраам, который со своей семьей оставил родной город Ур и пришел в Ханаан (позже государства Израиль – по имени одного из сыновей – Иаков).