Представитель Святого Престола в России архиепископ Антонио Меннини отмечает важность уважительного отношения католиков к православной церковной традиции для успеха в экуменическом диалоге и называет социальную деятельность христианских Церквей «местом практического экуменизма». По его убеждению, «именно дела милосердия могут стать той областью сотрудничества в бесконфликтной сфере, о которой мы все чаще слышим в последнее время».
Таким образом, мы можем сделать вывод о принятии экуменического движения католической церковью и готовности к совместным социальным проектам.
Позиция православной церкви
Рассмотрим основные принципы отношения Русской православной церкви к иным конфессиям – «инославию», а также некоторые положения из социальной программы: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим… Она есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь».
Налицо утверждение о том, что подлинное единство возможно лишь в лоне Православной Церкви. Все иные модели единства представляются неприемлемыми, также не признается «равенство деноминаций». Имеющиеся межконфессиональные догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены; в экуменическом движении РПЦ отдает приоритетность богословскому диалогу, обсуждению норм веры, церковного устройства и принципов духовной жизни. РПЦ считает возможным и полезным участвовать в работе различных международных организаций в сфере служения миру – социальном служении, миротворчестве. Русская Православная Церковь сотрудничает с различными христианскими деноминациями и международными христианскими организациями в деле общего свидетельства перед лицом секулярного общества.
Но следует понимать, что диалог Православной Церкви с экуменическим движением не означает признания равноценности или равнозначности с остальными участниками движения. Членство во Всемирном Совете Церквей не означает признания ВСЦ церковной реальностью более всеобъемлющего порядка, чем сама Православная Церковь, которая как показано выше, претендует на обладание истиной и одной из своих задач ставит возвращение к истинной вере «заблудших овечек» из других конфессий.
Наряду с этим, в последнее время многие лидеры православной церкви осознают приоритет совместной деятельности в социальной сфере. Патриарх Константинопольский Варфоломей I считает, что догматические и теологические расхождения между католиками и православными не должны препятствовать сближению и сотрудничеству в борьбе с проблемами современного человека. Патриарх всея Руси Алексий II на открытии саммита религиозных лидеров призвал участников объединить усилия для разрешения проблем современности: «…важен единый голос религиозных лидеров, призывающих людей к миру, правде и добру». В диалоге с председателем Комиссии по экуменизму, епископом Винченцо Палью, было заявлено, что сотрудничество между Русской Православной Церковью и «Общиной святого Эгидия» является примером взаимодействия между православными и католиками. Также было признано совпадение позиций по таким актуальным вопросам как проповедь духовных ценностей, утверждение христианской нравственности, защита семейных ценностей, проблемы биоэтики.
Позиция протестантских церквей
Начнем с того, что экуменическое движение началось с проведения протестантской Всемирной миссионерской конференции. Да и во Всемирном совете церквей протестантские церкви составляют больший процент, нежели все остальные конфессии. Возможно, что объяснение этому мы можем найти в том, что среди протестантских церквей внешним атрибутам культа уделяется меньше внимания, ритуалы и обрядность сведена к минимуму и таким образом, остаются некоторые обязательные для всех положения, такие, как вера в триединого Бога, вера в Иисуса Христа, Сына Божьего, пришедшего во плоти и искупившего мир. Также большее внимание среди протестантских церквей уделяется активному прозелитизму, как исполнению Великого поручения и проявлению веры через дела, то есть социальной работе. Если можно так выразиться, то политика протестантских церквей – социальное Евангелие, которое выражается в привлечении всех членов церкви к служению. Еще одним значительным фактором является множественность направлений в протестантизме. И действительно, если нет единого центра, претендующего на обладание абсолютной истиной, нет единых обрядов и ритуалов при проведении служений, то, конечно же, представители различных протестантских церквей могут относиться друг к другу с большей терпимостью. Также мы можем выделить такое обстоятельство, как отсутствие у протестантских церквей своих собственных священных преданий. Единственным истинным и достоверным источником является Библия. При трактовке Библии различными деноминациями порой возникают спорные моменты, но в основах христианского учения все деноминации приходят к единому мнению. Таким образом, на основании вышеизложенных фактов, мы можем сделать вывод, что протестантские церкви в своем большинстве активно поддерживают экуменическое движение.
Мнение Иисуса Христа
Рассмотрим отношение основателя христианства, Иисуса Христа, к межконфессиональному единству. Для примера приведем некоторые высказывания и цитаты из молитв Иисуса. В 17 главе Евангелия от Иоанна, в молитве Иисуса к Отцу Небесному, мы обнаруживаем строки: «…Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». Здесь мы видим просьбу об учениках, просьбу соблюсти, что значит, сохранить. Иисус просит Отца сохранить учеников в таком же единстве, в котором Иисус находится с Отцом. Далее, продолжая молитву, просит о всех будущих христианах: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их». О каком единстве идет речь? В продолжение молитвы Иисус просит: «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино». Что может быть более неразрывным, чем пребывание в постоянном контакте с Богом? Из Библии мы знаем об отношениях Иисуса с Небесным Отцом, мы знаем, что Бог всегда слышал молитвы Иисуса, воскрешал ли Он мертвых, или же превращал воду в вино, Бог всегда был с Ним.
Во время последней вечери Иисус дает наставление Своим ученикам: «…да любите друг друга; как Я возлюбил вас…по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Разве могут быть разделения и ссоры между людьми, исполняющими повеление Господа и любящими друг друга? Но даже, если и возникает какое-либо недоразумение между христианами, то на этот случай Иисус учит: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему». Надо полагать, что только с Божьей помощью можно семь раз в день простить человека, согрешающего против тебя.
Мы видим, что волей Иисуса Христа для всех Его последователей на все времена являются отношения, в которых проявляются такие качества, как любовь, солидарность, взаимное прощение, дружелюбие и стремление понять точку зрения другого человека. Исходя из этого, мы можем утверждать, что экуменическое движение, как стремление к единству и взаимопониманию между всеми христианами, является делом богоугодным. И, наоборот, вражда и разногласия среди разных конфессий, противоречат учению Нагорной проповеди Иисуса: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Как можно поклоняться Богу, имея вражду с братьями по вере? Или же как можно претендовать на обладание истиной, обвиняя других в ересях, когда Иисус говорит: «Не судите, да не судимы будете»? Что же еще написано в Библии о межконфессиональном единстве?
Библия об экуменизме
В этой главе мы рассмотрим библейскую позицию относительно экуменизма. Мы видим из книги Деяний образ жизни учеников Иисуса Христа: «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа». Далее мы приведем цитаты из Нового Завета, большую часть которых возьмем из посланий к поместным церквям, принадлежащих перу апостола Павла. Итак, в послании к римлянам мы находим строки: «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Прочитав эти строки, мы можем сделать предположение, что в поместных церквях уже начинались разномыслия и распри, подтверждение чему мы находим в послании к коринфянам: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». В этом послании мы можем прочитать о спорах в коринфской церкви, о происшедшем разделении на группы, каждая из которых заявила о своей принадлежности к одному из духовных лидеров. Не вникая в причины этого разделения, мы приведем слова апостола Петра, человека, которому Иисус поручил основать Церковь. В своем послании Петр пишет: «будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение». Апостол Павел вторит его словам: «братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами». И далее, в послании к ефесянам: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Продолжая мысль об единстве, Павел утверждает: «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». Что еще мы можем сказать об единстве, когда с библейских страниц, апостол Петр дает нам четкое и ясное указание: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов». Если между членами церквей, между представителями различных деноминаций и конфессий, царствует настоящая христианская любовь, тогда не остается места для ссор и взаимных обвинений в ереси. Только при наличии любви возможен экуменический диалог, что подтверждает блаженный Августин: «В главном - единство, в спорном - свобода, во всём –любовь» Ведь Бог есть Любовь, а где есть любовь, там нет места ненависти.