Я привожу все эти умствования, чтобы читатель мог убедится в мудрости евреев. У них принято считать, что тот умнее, кто в споре привел больше доводов по поводу предмета обсуждения. Кто умнее, тому больше почета и пр. Но как определить «кто умнее» - не известно, потому что, как выразился один современный еврейский мудрец (Зеев Дашевский), «хохмометр пока не изобрели». Хохма на иврите значит мудрость. Значит по-русски хохмометр - это мудрометр, что звучит, пожалуй, несколько забавнее.
Но пока мудрометра для евреев нет, мерилом их хохмы является количество доводов как «за» так и «против». По уверению талмудистов книги Закона были даны без гласных букв именно для того, чтобы каждое его слово можно было истолковать семьюдесятью различными способами. Согласно с этим, в трактатах Талмуда Эрубин и Санхедрин одному из корифеев талмудизма воздаётся хвала за то, что он всегда мог найти в Законе 49 доводов или оснований к разрешению и к воспрещению одного и того же предмета, к осуждению и к оправданию за нарушение любой заповеди.
В спор вступает R. Hiyya: “Неуместность использования обуви, закрывающей стопу с начала церемонии халицы - профилактическая мера против возможного использования рваной обуви или даже её половины, что вообще не разрешается для целей халицы. Однако, такая мера не необходима в случае сандалии, которую, когда она рваная или разорвана пополам, вообще нельзя носить, чего нельзя сказать о любой другой обуви, охватывающей ногу, которую можно носить, когда она порвана, или дряхлая, или, даже, когда у неё оторвана половина”.
Rab тоже хочет отметится и говорит: “Если бы я не видел, как мой дядя R. Hiyya проводил халицу с сандалией, которая имела шнурки, я позволил бы выполнять халицу только с арабской сандалией, которая может быть закреплена на стопе более твердо. А относительно нашего типа сандалии, хотя она и имеет узел, который препятствует сандалии спадать со стопы, ремень также должен быть ещё до халицы повязан вокруг сандалии и стопы, так, чтобы халица могла совершиться должным образом: женщина полностью выполняет предписанные требования халицы, сначала развязывая ремень, а затем освобождая стопу от обуви.
Кроме того я считаю, что для невестки возможность выйти замуж за постороннего вступает в силу, как только от сандалии освобождена большая часть пятки деверя.”
Кто-то, услышав слова ‘большая часть пятки’ также решил блеснуть своими познаниями: ‘Если ремни сандалии или закрывающей стопу обуви развязались сами или были развязаны деверем, но не невесткой, или, если деверь сам освободил большую часть своей стопы, а женщина только закончила удаление обуви, халица недействительна. Причина, почему халица в этом случае недействительна, состоит в том, что это он снял обувь; однако, если бы её сняла невестка, халица была бы действительна; и, кроме того, это относится только к большей части стопы, но не к большей части пятки!’
Другой мудрец недоумевает: ‘Но как тогда Rab мог заявлять, что для невестки возможность выйти замуж за постороннего вступает в силу, как только от сандалии будет освобождена большая часть пятки деверя?’
Rab Judah ему популярно объясняет, что 'большая часть стопы' имеет то же самое значение как и 'большая часть пятки'; и причина, почему он при этом называет 'большую часть стопы', состоит в том, что весь вес, нагружающий стопу, приходится на пятку.
Очень убедительно!
И хотя в стихах Торы по поводу халицы о ремнях нет ни слова, мудрецы уделяют им большое внимание, вероятно, чтобы можно было привести побольше доводов, продемонстрировав свою хохму.
Слово берет R. Jannai: ‘Деверь ли развязывал ремни, а невестка снимала сандалию, или она развязывала ремни, а он снимал сандалию, халица остается недействительной, если не она развязывала ремни и не она снимала сандалию’.
Затем он торжествующе спрашивает присутствующих: ‘Как быть, если невестка порвала, или сожгла сандалию в то время, когда та была ещё на стопе деверя? Требуется ли для действительной халицы просто ‘обнажение’ стопы, (что происходит в указанных случаях), или для действительной халицы необходимо 'снятие’ обуви, которое здесь не имеет места, так как она не снимала сандалию, а порвала или сожгла её?’
R. Nehemiah даже подпрыгнул от неожиданно возникшей у него мысли и ехидно спросил Rabbah: ‘А каков закон в случае двойной обуви, когда одна обувь надета поверх другой? - В этом случае возникает та же самая трудность: что важнее в заповеди: ‘снятие’ обуви или ‘обнажение’ стопы? Если невестка снимет одну обувь, стопа не будет обнажена, а в Торе ничего не говорится о снятии второй обуви’.
Кто-то, пытаясь спасти положение, спрашивает: ‘Разве кто-нибудь носит одновременно несколько пар обуви?’
Из зала звучит ответ: ‘Да. Ибо раввины однажды видели, что Rab Judah вышел на улицу в пяти парах войлочных носков’.
Воцарилась гнетущая тишина...
Решение этой проблемы ждет следующего поколения мудрецов.
Подробно обсудив вопрос ‘из какого материала должна быть сделана обувь для халицы’, мудрецы в Йебамот 102б затронули проблему, почему халица с носком недействительна (см. текст мишны).
Председатель напомнил остальным: ‘Нас учили, что носок не расценивается как обувь, а также преподавали: еврей, который занимается Храмовой казной, не должен входить в неё с сумкой или в носках, чтобы он был свободен от подозрения, что скрыл немного денег в своих носках или в сумке. Здесь нет никакой нужды заявлять, что он не должен входить туда в обуви или в сандалиях, так как никто, даже когда подозрение - вне вопроса, не может из уважения к этому месту входить во двор Храма в обуви или в сандалиях. Однако, во дворе Храма разрешается быть в носках, то есть носок не включен в категорию обуви. Но в другом месте преподавалось обратное: нельзя в День Искупления (Йом Кипур) ходить в обуви, сандалиях или носках от одного дома до другого или, даже, от одного ложа до другого! Здесь показано, что носки также расценены как обувь.’
Abaye уточнил: ‘Это относится к носкам, которые снабжены мягкими нашивками и запрещены из-за удовольствия, которое они доставляют при ношении. ‘
Raba спросил его: ‘Всякая ли обувь запрещается в День Искупления из-за удовольствия, которое она доставляет, даже если она не может быть расценена как обувь?’
Десять дней между еврейским Новым годом (Рош а-шана) и Днем Искупления. (Йом Кипур) известны как 'десять дней раскаяния', когда заботится об удобствах не совсем кстати.
Abaye ответил: ‘Конечно! Rabbah сын R. Huna в День Искупления, когда ношение обуви запрещено, имел обыкновение обертывать шарф вокруг своих стоп и так выходил на улицу!’
Но мудрый Raba в ответ на противоречие, которое было указано выше, нашелся и на этот раз: ‘Здесь нет никакой трудности. Одно запрещение ношения носков в День Искупления относится к кожаным носкам, а другое, имеющее дело со вступлением во двор Храма - к шерстяным.’
Затем он подвел итог: “Если невестка совершала халицу с порванной обувью, которая, однако, охватывала большую часть стопы деверя, со сломанной сандалией, которая закрывала большую часть его стопы, с сандалией из пробки (согласно другим, 'бамбука') или лыка, с искусственной стопой (имеется в виду деревянный протез), с шерстяным или с кожаным носком, а также, если халица совершалась со взрослым (более13 лет), пусть даже слепым, евреем, ее халица действительна.
Однако, если ее халица совершалась с порванной обувью, которая не закрывала большую часть стопы деверя, со сломанной сандалией, которая не содержит большую часть его стопы, с носком из ткани, а также халица, совершенная с деверем, которому нет 13 лет, ее халица недействительна”.
Кто-то недоуменно спрашивает: ‘Откуда взялось мнение, что искусственную стопу можно считать как обувь, надлежащую для халицы?’
Raba спокойно отвечает: ‘Очевидно, это точка зрения R. Meir, который считает, что раз калека со своей искусственной стопой может выходить из дома в Шабат, когда запрещается переход из одного района в другой, значит искусственная стопа расценена как обувь, хотя R. Jose так не считает. По поводу запрета халицы 'с носком из ткани', так это - представление раввинов!
Abaye поддержал Raba: ‘Так как последнее утверждение представляет мнение раввинов, также и первое заявление, имеющее дело с деревянным протезом, который охвачен кожей, должно представлять мнение раввинов, и, следовательно, искусственная стопа допустима в качестве обуви, годной для халицы’.
Все соглашаются, что деревянный протез, который покрыт кожей, допустим для процедуры халицы.
Вот это хохма! То есть, мудрость...
Очередную бурную волну умствований вызвала следующая мишна.
мишнa. Если невестка исполнила халицу ночью, ее халица действительна. Однако, R. Eleazar расценивает такую халицу как недействительную. Если невестка исполнила её с левой обувью деверя, ее халица недействительна, но R. Eleazar объявляет, что она действительна.
Кто-то неуверенно спрашивает: “Зачем в стихе 9 заповеди халицы записано ‘пусть подойдет невестка его к нему на глазах у старейшин?’
Raba объяснил: “Судьи должны видеть плевок, вылетающий изо рта невестки, потому что в Священном писании написано: ‘пусть подойдет невестка его к нему на глазах у старейшин, и плюнет в лицо ему’. Так же считает R. Judah”.
Какой-то умник напоминает, что ночью в темноте можно не увидеть плевок невестки, поэтому исполненная ночью халица вряд ли может считаться действительной, настоящей.
Ему авторитетно говорят, что Rabbah b. Hiyya из Ктесифона (поселение на юге Ассирии) исполнял халицу ночью, причем с шерстяным носком и в отсутствии других мужчин.
Умник понимающе кивает головой: кто же может пойти против Rabbah b. Hiyya из Ктесифона...