Но Samuel недовольно хмыкает: ‘Как этот самый Rabbah b. Hiyya вознесся! Позволяет себе действовать один в церемонии, где требуется присутствие по крайней мере троих человек!’
На него набрасываются и R. Simeon, и R. Johanan ha-Sandelar, и R. Ishmael сын R. Jose. Последний заявил, что сам видел как R. Ishmael b. Elisha выполнял халицу с войлочным носком, без других мужчин, и это происходило ночью.
Вопрос из зала: ‘А почему халица, исполненная с обувью левой ноги деверя, недействительна? ‘
Вот образчик рассуждений мудрецов «по аналогии с другим местом» (из Торы).
Ulla ответил: ‘Здесь “нога” выведена из той же ноги в контексте случая с прокаженным. Как там текст явно упоминает правую ногу, так и здесь при исполнении халицы она также должна быть правой.’
Напомню, что Ulla ссылается на главу 14 книги Левит, где речь идет об излеченном прокаженном. При приношении жертвы по поводу исцеления от проказы священник должен был проделать определенные действия: «и возьмет священник крови жертвы повинности (ягненка) и возложит священник на край правого уха очищаемого (прокаженного) и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его» (Лев. 14:14), а потом эти же места священник смазывал елеем.
R. Eleazar спрашивает: ‘Откуда выведено, что протыкание уха еврейского раба должно быть выполнено на его правом ухе?’
Ulla отвечает ему: ‘В книге Исход (21:5-6) говорится: «но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, - то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно». Мы видим, что здесь использовалось понятие ‘ухо’, но этот же термин 'ухо' также использовался в другом месте, а именно, в Левит 14:14. Поэтому, как там текст явно упоминает правое ухо, точно также и здесь шилом протыкается правое ухо!’
Напомню, что в Исходе (21:5-6) говорится о рабе - еврее, который по закону должен быть отпущен хозяином (господином, который тоже еврей) на свободу на седьмой год. Но если у раба за время рабства появлялись жена и дети, то они на волю не отпускались. Поэтому иногда еврей, чтобы не расставаться с ними, предпочитал остаться в рабстве у господина до конца дней своих.
R. Isaac b. Joseph подвел итог от имени R. Johanan: ‘Утверждение R. Eleazar’а в мишне, что халица, проведенная с левой обувью деверя действительна, должно быть полностью изменено. К тому же и первый Tanna постановил, что халица с левой обувью недействительна.’
Какая связь между обувью с левой ноги деверя и правой ногой прокаженного, а также с проколотым ухом раба–еврея, обыкновенному человеку не постичь.
Казалось бы первый Tanna постановил, что халица с левой обувью недействительна и весь разговор. Но не таковы мудрецы. Надо же привести как можно больше доводов по любому поводу, иначе их мудрость никто не заметит.
Кроме того здесь уместно вспомнить о словах раввина доктора Эпштейна, редактора Soncino Талмуда: "Талмуд имеет собственный метод толкования и собственный способ понимания стихов Торы, которые он цитирует".
А как быть с глухими, немыми, молодыми деверем и невесткой?
[Невестка], которая исполнила халицу в то время, когда ей было меньше 12,5 лет, должна снова исполнить халицу, когда она станет взрослой (т. е. после 12,5 лет); и если она этого не сделает, то первая халица недействительна.
Какова причина, что глухие и невестка моложе 12,5 лет не могут совершить халицу, т. е. она не будет действительной? Это не потому, что они неспособны произнести формулы! А потому, что они находятся в не полном владении их умственными способностями: молодая невестка из-за её незрелого возраста, а глухая и глухой из-за их физических дефектов, которые неблагоприятно сказываются на их умственном развитии.
Из зала звучит вопрос: ‘Почему тогда халица, исполненная между немым евреем и немой женщиной действительна?’
Raba ответил: ‘Немой еврей и немая женщина находятся в полном владении их умственными способностями, только говорить не могут’. (Далее будет показано, что произнесение формул при халице – не главное).
В Талмуде простые сыны Израиля также иногда демонстрируют свою хохму, то есть, мудрость. Так однажды в одном местечке, куда некий Levi (наверное, раввин) пришел по заданию R. Judah the Prince, его спросили: “Как должна исполнить халицу женщина, рука которой была ампутирована? И второй вопрос: Законна ли халица, если невестка плюнула кровью?”
Levi был посрамлен, ответить он не смог. Когда он вернулся в Вавилон и задал эти вопросы в академии, мудрецы ему доходчиво объяснили (на то их Иегова и умудрил, чтобы они учили таких как Levi): ‘Разве в Священном писании записано, ‘И она должна снять обувь руками?’ Конечно нет! Невестка может спокойно сделать это зубами. И далее, разве написано, 'И плевать только слюной'? Конечно нет! Здесь нет никакой трудности. Следующее правило посылалось отцу Samuel: ‘Невестка, которая плевала кровью, может совершить халицу, потому что невозможно, чтобы кровь изо рта не содержала некоторых частиц слюны’.
Хорошо этим ‘хохмачам’ рассуждать: “Невестка может спокойно сделать это зубами.” А если этот подлец - деверь, который (Shmok!) не хочет взять в жены безрукую вдову, так туго затянул узел, что его руками-то еле развяжешь, не то что зубами?
Далее (в Yebamoth 105b) мудрецы перешли к обсуждению вопросов, связанных с халицой и левиратным браком между ‘младшими’.
Напомню, что ‘младшими’ у евреев считаются мальчики в возрасте до 13 лет, а девочки – до 12 лет и 6 месяцев. Старше этого возраста они становятся юридически ‘взрослыми’ представителями избранного народа.
Раб Иуда заявил от имени Раба (или Самуила (Samuel)?): ‘Мы знаем мнение R. Meir, что халица младшей имеет такую же силу, как и халица взрослой, но мудрецы утверждают, что халица младшей не имеет никакого эффекта вообще’.
R. Измаил сказал: ‘Так сказал мой отец, 'В Священном писании относительно женщины написано, что независимо от её возраста её халица действительна. Великий старик (R. Jose) уже дал ответ на этот вопрос'.
'Мы можем учиться со слов этого выдающегося ученого’ - сказал R. Ammi. ‘Невестка, которая не является взрослой, может совершить халицу в то время пока она находится все еще в детском возрасте. Дети в возрасте шести или семи лет, будучи расценены как достаточно развитые, чтобы понимать некоторые коммерческие сделки, также расценены как достаточно развитые, чтобы совершить халицу’. (Раз мороженое за папкины деньги покупает, значит может исполнить халицу).
Raba сказал: ‘Она должна подождать с халицой, пока она не достигла возраста одиннадцати лет и одного дня, когда ее клятвы и освящения действительны, если на экспертизе она была найдена способной понять их значение и цель. Законом, однако, является, что она не должна совершить халицу, пока у неё не появились два лобковых волоса’. (По Талмуду это основной признак зрелости).
Кроме того Raba напомнил присутствующим мудрецам: ‘Вдова в возрасте старше трех лет и одного дня может быть обручена с деверем посредством совокупления; иными словами, если деверь сожительствовал с нею, он таким образом приобрел ее и она считается его законной женой, и теперь каждый совокупившийся с нею несет вину общения с ней как со взрослой замужней женщиной. Но так только для девочки в возрасте после трех лет и одного дня, но не моложе’. (Йебамот 57b)
Здесь комментарии излишни...
Мудрецы переходят к обсуждению следующей мишны.
мишнa. Если невестка сняла обувь с ноги деверя и плюнула, но не произнесла формулы, ее халица действительна. Если она произнесла формулы и плюнула, но не снимала обувь, ее халица недействительна. Если она сняла обувь и произнесла формулы, но не плевала, ее халица, по мнению R. Eliezer, является недействительной; но R. Akiba заявил: ‘Ее халица действительна’.
Если невестка произнесла предписанные формулы, но не плевала и не снимала обувь, то в этом случае нет никакой халицы, то есть, разрешается даже левиратный брак.
Напомню читателю, что в начале халицы невестка произносит формулу: Отказывается деверь мой восстановить брату своему имя в Израиле, не хочет он жениться на мне! В конце халицы она восклицает: Так поступают с человеком, который не восстанавливает дома брата своего!
Пропуск действия (снимание обуви и плевание), но не этих формул, делает халицу недействительной. Эта мишна позволяет исполнять халицу немым.
Порядок действий не имеет значения, то есть, предшествовало ли снимание обуви плеванию или предшествовало ли плевание сниманию обуви, совершаемое действие действительно.
Abaye заявил: ‘Если, когда невестка плевала, ветер куда-то унес этот плевок, ее акт недействителен, то есть она как бы ничего не делала. Почему так? – Потому что в Торе указано, что она должна плюнуть в лицо деверя. Поэтому, если деверь был длинным, а она была короткой, и ветер унес её плевок, ее акт мудрецы считают осуществленным; однако, если она была длинной, а деверь был коротким, необходимо, чтобы плевок успел опустится до уровня лица деверя прежде, чем его унесет ветер.’ (Йебамот 106б).
Тут выступил Raba: ‘Если невестка ела чеснок, а затем плюнула или если она набрала в рот земли, а затем непроизвольно плевала вследствие неприятного вкуса во рту, ее акт недействителен, то есть она как бы ничего не делала. Почему так? - Потому что в соответствии с процедурой она должна плевать по ее собственной доброй воли, которая здесь не имеет место, ибо причиной ее ненамеренного или инстинктивного действия были чеснок или земля’.
Как судьи определяют, был ли плевок преднамеренным или невольным, к сожалению, в Талмуде не сказано. Наверное, верили невестке на слово, когда та, разрывая на себе одежды, кричала: ‘Я не знаю, как чеснок (или земля) оказался в моем рту; он такой противный, что я не удержалась и плюнула. Сейчас я прополощу рот и плюну [c удовольствием!] ещё раз, но уже чистой слюной’.