Смекни!
smekni.com

Юридическая и нравственная школы учения об искуплении (стр. 6 из 7)


3. Трактовка русскими православными богословами догмата об искуплении в ХХ веке

В XX столетии осознание ограниченности как юридической, так и нравственной теории Искупления привело некоторых богословов к непосредственному обращению к святоотеческому наследию, на основании которого предпринимались попытки преодолеть ограниченность рассмотренных выше теорий. Такую попытку еще предпринимает патриарх Сергий Сторагородский и затем она видна у многих видных православных богословов XX столетия, среди которых мы выделим и рассмотрим учение двух, наиболее крупных и авторитетных авторов: В. Н. Лосского, протоиерея Г.Флоровского. Условно их учения можно отнести, как считает протоиерей Олег Давыденков, к "органической" теории. Такое название он дает потому, что это понятие хорошо отражает учение о грехе и спасении в святоотеческом богословии, ибо святые отцы понимали грех не как оскорбление или безнравственный поступок, а именно как болезнь человеческой внутренней природы, поэтому спасение в таком случае это не "удовлетворение", а исцеление и обожение человека.

3.1 Трактовка искупления в статье протоиерея Георгия Флоровского "О смерти крестной"

Протоерей Георгий пишет об искуплении в своей статье, что святые отцы видели смысл воплощения Слова в искуплении, ибо это обновление человеческой природы.

Но Бог пришел на землю не для пересоздания мира, так как Он не переступает через волю человека, хотя как всемогущий Он может все, но как бы "связывает" себя соблюдением свободы данной человеку.

В искуплении следует различать восприятие Богом человеческой природы и "взятие греха", и это взятие совершается не при воплощении, как бы автоматически, а свободным изволением любви. Грех не исчерпывается Спасителем одним лишь страданием, но вся Его земная жизнь тоже необходимо рассматривать как подвиг и Крест, ибо нельзя связывать искупительное дело с каким то отдельным моментом жизни Христа, так как вся жизнь представляет собой процесс искупления, а венчается этот подвиг мучительной смертью, тем самым завершая дело искупления. И смерть Спасителя это не необходимость греховного мира, это необходимость Божественной любви.

Автор, как мы уже говорили об этом, принадлежал к числу тех богословов, которые свои богословские сочинения строили практически полностью на святоотечеком наследии, поэтому он постоянно ссылается и пересказывает тексты святых отцов. Он пишет, что по Афанасию Великому, Григорию Богслову, Иринею Лионскому, Иоанну Дамаскину искупление есть победа над смертью и тлением, которые стали "космической катастрофой", так как человек занимает центральное место среди всего сотворенного и через человека тварь обретает контакт с Богом На человека смерть действует особенно негативно- помрачает образ Бога, но смертью же Бог очищает человека, и "предвоскрешает" его. Поэтому полное исполнение искупления совершается в воскресении Спасителя.

Далее автор следует святому Иринею, и особенно святому Афанасию. Он пишет, что Бог воплощается воплощается ради принятия смерти ибо только через смерть воскресение. И таким образом через свою смерть Богочеловек лишает смерть и тление власти.И сила крестной жертвы не в том что жертва невинна, а в том что жертвоприношение это любовь, которая освящает и очищает человека. И еще в том, что эта смерть, Христа, как человека, есть в то же время смерть внутри Ипостаси Слова, которое воплотилось.

Крестная смерть так же является крещением, которым Христос должен был креститься (см.: Лк 12, 50). Посредством этого крещения происходит очищение человека, от греха, а так же вообще всей твари через человека. Поэтому вся тварь соучаствует в смерти Богочеловека.

Однако в в спасении человека нужно различать врачевание естества и ворачевание воли. Естество исцеляется силой милости Божией. Но воля в человеке не может быть исцелена насильно, она исцеляется только через индивидуальный подвиг, т.е. своей волей следовать за Христом и без этого человек не сможет спастись, а начало этому индивидуальному подвигу открывает таинство Крещения.

Заканчивая рассматривать подход к вопросу искупления у протоиерея Георгия Флоровского. Следует заметить, что вопрос разобран довольно убедительно и логично, благодаря постоянному обращению автора к святоотеческому наследию, он смог в достаточной мере разобраться в значении смерти Христа, ибо неправильное понимание предшествовавшими богословами этого фактора, приводила к неправильной трактовке всего дела искупления. Чего автору успешно удалось избежать, определив учению об искуплении нужное место и должное понимание.

3.2 "Очерк мистического богословия" В. Лосского

Последней, в нашем исследовании учения об искуплении, мы рассмотрим главу из "Очерка мистического богословия Восточной Церкви" В.Н. Лосского, которая по представляет собой последний по времени опытов истолкования догмата искупления в русской богословской науке.

Необходимо отметить, что в рассматриваемом нами труде автор активно использует святоотеческое литературное наследие, поэтому часто приводит цитаты из трудов святых отцов или пересказывает центральные положения , это выражает стремление автора излагать истины христианства по преданию восточной церкви.

Итак излагая учение об искуплении В. Лосский пишет, что Адам не выполнил своего призвания. Он не достиг единения с Богом и обожения тварного мира. То, что не было достигнуто, когда он пользовался полнотой своей свободы, становится ему невозможным, когда он сам поработил себя силе греха. Но Божественный план не может быть нарушен грехом человека, ибо призвание первого Адама будет выполнено Христом, Вторым Адамом. "Бог сделается человеком, для того чтобы человек мог стать богом", по словам святого Иринея и святого Афанасия. Это было совершено в деле искупления мира от греха и смерти.

После грехопадения человек теряет свое естественное состояние, становится смертным, грех влечет его к смерти. Поэтому прежде соединения с Богом человек должен быть возвращен в свое естественное состояние — спасен от греха и смерти. Поэтому, то что должен был совершить человек приближаясь к Богу, то сделал Бог, снисходя к человеку. И таким образом преграда между Богом и человеком преодолевается в обратном порядке. По святому Максиму, Христос, выполняя задачу первого Адама, через последовательные соединения ("синтезы") преодолевает природные разделения, чтобы после вознесения предстать Отцу "как некоторый новый космический Адам, объединивший сотворенное с несотворенным".

Возвращаясь к теме Креста, без которого невозможно найти понимания "чего бы то ни было", автор приводит слова святого Максима: "Тайна воплощения Слова заключает в себе значение всех символов и тайн Писания, сокрытый смысл всякого творения чувственного и сверхчувственного. Но тот, кто познает тайну Креста и гроба, тот познает также существенный смысл всех вещей. Наконец, тот, кто проникает еще глубже и будет посвящен в тайну воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал все вещи изначала".

Далее автор пишет, что дело Христа- дело свободы и любви Бога и снисхождения. Поэтому воплощение не оказало воздействия на Существо Бога. "Слово, оставаясь Тем, чем было, стало Тем, чем Оно не было",- приводится фраза Феофилакта Болгарского. И автор дает понятие о Божественной икоиномии- промыслительном действии в мире, снисходящем к человеческой свободе, т.е. все развитие Ветхого Завета, вся священная история является мессианским процессом, приготовлением Тела Христова- Церкви. Но дело Бога требует для своего осуществления участия и свободы человека. "Как Он воплотился добровольно, — приводит автор слова Николая Кавасилы, — так же было угодно Ему, чтобы и Его Матерь родила Его по Своей доброй воле". Затем автор раскрывает православное учение о соединении во Христе двух природ (устанавливая в четырех отрицательных определениях ороса Халкидонского Собора "апофатический подход"), о двух волях и двух действиях, следуя святому Максиму и святому Иоанну Дамаскину.

Кенозис Сына Божия в воплощении автор определяет по святому Кириллу Александрийскому "как образ бытия Лица, посланного в мир, в Котором осуществляется общая воля Святой Троицы" и по святому Максиму, который пишет, что уничижение Бога, не было показателем Его оскудения так как Бог стал рабом, не переставая быть Богом.

Ипостасное соединение во Христе двух природ стало причиной обожения Его человеческой природы, пропитанной Божественными энергиями Его Божества. Обоженная природа скрывалась до прославления Христа под "зраком раба". Но обоженная природа, всегда была присуща Христу, даже во время Его страданий и смерти. В гробе завершается таинство спасения.

Автор критикует понятия "юридического" порядка: выкупа, посредника, и тд., и пишет что применение их опасно, ибо посредством их заменяется тайна Бога, концепциями земными, греховными. Ибо Христос все совершил свободно: воспринял человеческую природу и последствия греха до крестной смерти, "чтобы разрешить трагедию человеческой свободы" Однако, автор замечает ссылаясь на святого Максима, что искупление не дает еще всех условий для обожения, дополняет все остальное Церковь, являясь Телом Христа.

Так же автор выделяет "Домостроительство Святого Духа", и его понимании, в отличие от домостроительства Сына, направляется не на очищение природы, а на обожение личности. Ибо смысл искупления в том чтобы человек стал "духоприемным". И получается, что искупление обновляет природу; в "обожении совершается личность, соединяя в себе тварное с Божественным".

Заканчивая говорить о трактовке искупления В.Н. Лосским, следует обратить внимание на ряд положений, хотя и имеющихся в других изложениях, но в изложении автора выдвинутых на первый план, составляющих основу понимания учения об искуплении.