Вывод
1. Корни идолопоклонства, оккультизма и колдовства всегда находятся в безбожном языческом мире.
2. Причина этого - отношение человека к Богу. Вопрос первой и второй заповеди.
3. В наше время оккультные явления можно правильно понять только с позиции Священного Писания и искупительной миссии Иисуса Христа. Только Святой Дух может помочь разоблачить козни диавола и сорвать с него маску. "Для того и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1-е Иоанна 3:8). Не индийские боги, не мусульманский аллах, не Будда и тысячи других идолов, но только Христос.
Идолопоклонство (от греч. видение, призрак, видимость, грёза, идеал, кумир) в прямом смысле слова означает поклонение идолам, изображениям богов. В политеистических религиях это выражалось в культе различных идолов-богов (например, в греческой религии: культ Диониса - бога вина и веселья, Афродиты - богинини чувственной любви и красоты, и др.). Этим идолам приносились жертвы, иногда даже человеческие.
В переносном смысле идолопоклонство это поклонение таким "похотям", идеям, кумирам и целям в жизни, которые духовно ослепляют, унижают человека, делают его игрушкой собственной страсти. Идолы-страсти бесчисленны. Идея всемирного господства, культ денег, моральной вседозволенности и произвола под личиной свободы и подобные им идолы служат объектами часто гигантских по своим масштабам жертвоприношений [1]. Идолослужением апостол называет, например, страсть к богатству, "любостяжание" (Кол. 3:5), чревоугодие ("их бог - чрево" - Фил. 3:19). Действительно, когда скупой ни о чем не думает, кроме наживы и денег, а честолюбец - ни о чем, кроме славы и почестей, и все свои силы отдают на достижение цели, то они в полном смысле слова являются идолослужителями. Авва Дорофей указывает на три основных идола, которые порождают всех прочих: "Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия" [2].
Идолом для человека может стать любая страсть: телесная, душевная или духовная. И в этом смысле был прав Тертуллиан, когда писал: "Величайшее злодеяние рода человеческого, заключающее в себя все другие злодеяния, злодеяние, составляющее причину осуждения человека, есть идолопоклонство" [3].
Идолослужителями, т.е. действительными язычниками, могут оказаться люди самых разных мировоззрений и религий: от агностика и атеиста до православного христианина. Ибо верность Богу определяется, в конечном счете, "не словом или языком, но делом и истиною" (1 Ин. 3:18). А Господь предупреждает: "Не можете служить Богу и мамоне" (Мф. 6:24).
Слово «идол» во всех словарях обозначает мнимое, ложное, выдуманное человеческим разумом божество. А идолопоклонники - люди, ложно и фанатично идолу поклоняющиеся и не желающие разобраться в своем ошибочном и неразумном стремлении поклоняться, подчиняться, лишающие себя свободы, дарованной нам Богом.
И еще идолопоклонство можно было бы назвать продуктом цивилизации, приглаженным и причесанным, приспособленным и подогнанным под современные условия. Ведь первая картинка, встающая перед нашими глазами, когда мы говорим об идолах, - это Африка и многие ее племена. К нам эти идолы не имеют никакого отношения, думает современный человек, и частично он прав. Идолы Африки от нас очень далеки, но стремление поклонения идолам очень живуче во многих современных и образованных людях. В данном случае образование играет малую роль, потому что за любым идолом скрывается отец лжи, диавол, а он более образован и грамотен, чем любой академик и профессор. Но нас защищает и поддерживает Бог. А если такой поддержки нет, обмануть можно любого человека. Простой попадается на простом обмане, ученый - на более сложном. Можно, конечно, обмануть и православного человека, но с ним диаволу труднее, православный защищен Церковью, Божественным законом и древними каноническими правилами. Более всего защищает Церковь своей жизнью, таинствами и учением. Человек всегда имеет возможность сверить свои поступки с учением Церкви, свою жизнь - с жизнью праведников: как они жили, поступали и к чему стремились. А современная оторванность многих от Православной Церкви открывает огромные возможности для появления новых идолов. Суть же их прежняя, старая - заманить внешней привлекательностью, внешним содержанием, представить вид истины, которая поможет в жизни. А то, что это ловушка, человек разберется не скоро, а многие и не захотят разбираться. Однажды попавшись, не будут ничего делать, а только защищать своих идолов, свои ошибки.
«Святые письма». Они уже несколько лет не появляются в наших почтовых ящиках, но когда эти «святые письма» жили среди нас, очень многие их переписывали и боялись угроз, которыми эти письма заканчивались. Очень многие подходили и спрашивали, что с ними делать, переписывать или нет, хотя было очевидно, что обещанные блага за переписку письма, как равно и угрозы за отказ распространять их, не более чем обман. И можно было бы не говорить о них, но оказалось, что здесь есть продолжение.
Очень многие стали передавать друг другу тесто или кусочек пирога, а смысл остался прежним: чем больше передашь теста или кусочков пирога, тем больше блага получишь, не сделаешь - жди беды.
Не успела остыть память о письмах, тесте и пирогах, как появилась новая разновидность. Друг другу стали передавать цветок или отросток домашнего цветка, с которым необходимо обращаться более внимательно и заботливо, чем просто с цветком. А также, и это главное, с ним нужно разговаривать и рассказывать о своей жизни и проблемах. Это - замена церковной исповеди, искусственный суррогат, прием увода человека от Церкви. Но человек хватается за любые виды и разновидности примет и строго их соблюдает, не обращая внимания ни на кого. Им учитываются пустые ведра, которые попадаются на пути, кошки, которые перебегают дорогу, и уж ни в коем случае он не станет разговаривать через порог, что-то передавать, брать и здороваться. Кто придумал этот маневр с порогом, неизвестно, но соблюдается он очень строго. Если вами движет просто вежливость и воспитанность, конечно, вы не будете разговаривать через порог или здороваться. Но где граница между вежливостью и идолопоклонством? Она уже отсутствует.
Многие люди пенсионного возраста жалуются на плохое отношение к ним со стороны младшего поколения. А этим людям необходимо задуматься о том, как они проводят время. Если их время делится на три части: просмотр сериалов, игра в карты и отдых, то это говорит о том, что их дети и внуки не видят своих бабушек и дедушек. А это приводит к тому, что, вырастая без общения со старшим поколением, младшее поколение не знает его нужд, трудностей и не умеет с ним общаться. Кто же виноват, если все поколения сегодня воспитываются и развлекаются одним идолом - телевизором. Он предоставляет каждому поколению то, что ему хочется, и то, что ему нравится. И победить его практически никто не стремится.
У молодежи больное место - поклонение музыкальным идолам. Они завешивают стены портретами, скупают пластинки и кассеты и все свободное время посвящают прослушиванию их. Многие фанатично относятся к фантастической и любовной литературе, которая в глазах и умах людей, преклоняющихся перед ней, представляется реальной силой для решения жизненно важных вопросов. И никто из них не подумает о том, что все эти книги - просто плод фантазии писателя, стремящегося лишь к продаже своей выдумки.
Еще один вид идолопоклонства: на рынке продавец, получив первые деньги, прикасает их ко всей продукции. Но пальма первенства принадлежит гениальной и простой выдумке: кто-то срифмовал «май» со словом «маяться» и получилось что-то вроде «в мае жениться - весь век маяться». Эффект получился просто поразительный: когда подходит май, ни в одном районе целой области не бывает ни одной свадьбы. Самый красивый период весны, а молодожены обходят его стороной. А ведь никто не проводил исследований, сколько счастливых и несчастных пар соединяют свои жизни в другие месяцы. Только желанием слепо поклоняться ложно придуманному выражению можно объяснить эту ситуацию.
Внутреннее стремление к идолопоклонству очень живуче в людях, независимо от возраста и образования. И человечество в этом стремлении довело его почти до совершенства.
Многие превратили в идолов деньги, свое чрево, тщеславие, гордыню и всевозможное поклонение своим страстям. И не сможет человек без помощи Бога вырваться из этого рабского положения. Остается одно: пожелать всем, находящимся в этом положении, трезво подумать, оценить свою жизнь и поступки и попробовать самому выбраться из него, а если не получится, обратиться к Богу за помощью.
Захватив в 63 году до Р. Х. Иерусалим, римский полководец Гней Помпей потребовал, чтобы ему показали святое святых Иерусалимского храма. Он надеялся увидеть изображение иудейского Бога, Которого, как он думал, иудеи скрывают. Помпей ничего не нашел – изображения Бога не было. Воин, очистивший Средиземное море от пиратов всего за сорок дней, покоритель Рима, Армении, Понта, Вифинии и Иерусалима, был разочарован и разгневан. Он мог увести в Рим пленных иудеев, но не смог завладеть их Богом, чтобы присоединить Его к римскому пантеону.
У человека того времени отсутствие изображения Бога не могло не вызвать шока. Как в религиозной культуре маленького народа возникло это чудо? За двенадцать веков до Помпея Бог заключил завет с народом, который Он вывел из египетского рабства. Условием завета было строгое соблюдение десяти заповедей, среди которых была и заповедь «Не сотвори себе кумира». Запрет препятствовал умалению человеком величия Бога, ведь любое изображение формировало ложное или ограниченное представления о Нем. Такие представления опасны для человека, поскольку и сам он, и его взаимоотношения с Абсолютом развиваются в рамках его представлений о Нем. Связывая в своем сознании непостижимый Абсолют с предметом или явлением, человек тем самым «не позволяет» Богу открыться ему или действовать иным образом. Осознанно или нет, но поклонник уподобляется предмету своего поклонения. На протяжении ветхозаветной истории Израиль не раз пытался представить Бога в виде человеческого существа или животного, как это было принято у окружающих народов. Понадобились века, чтобы он оставил эти попытки. Обличая современников за их представления о Боге, пророк Иеремия обращает к ним вопрос Господа: «Разве Я – Бог только вблизи, а не Бог и вдали?»[1] Бог объемлет все. Он близок, имманентен, вовлечен в личную жизнь человека до такой степени, что, по образному определению Христа, все волосы у людей на голове сочтены. В то же время Он превознесен выше всего тварного – Безначальный, Непостижимый и Святой. Благодаря влиянию монотеистических религий сегодня в большинстве стран мира не принято поклоняться изображению Бога. Но это не упразднило саму практику идолопоклонства. Кумиром, ложной манифестацией Бога, могут быть не только изделия из камня, дерева или металла, но также логические построения, словесные формулы, претендующие на исчерпывающую полноту в описании Бога. Идолопоклонством становится и служение воображаемому образу Бога, и почитание конкретного человека, приписывание ему божественных качеств. Пристальное внимание молодежи к «кумирам» тоже часто граничит с религиозным поклонением. Кумиротворение неизбежно тогда, когда человек утрачивает способность ясно осознавать, что абсолютным является лишь Бог, остальное может только указывать на Создателя, но никогда полностью не отображает Его.