Рассуждая об этом, апостол Павел в своем Послании к Римлянам объясняет причину идолопоклонства. Познанию Бога и общению с Ним препятствует не то, что Он не явлен в видимом. К идолопоклонству[2] приводит неготовность человека признать абсолютность Его сущности[3] и вступить с Ним в отношения на Его условиях. На первичном уровне идол – это те наши ложные или ограниченные представления о Боге, которые мы сами создаем (внутри или вне себя), если боимся или не хотим встретиться лицом к лицу с Богом в истинном Его могуществе и святости. Идолопоклонство – это эгоистическая версия богопознания, которая проистекает из естественной нужды человека в Боге, душа его мается в поисках «утраченного рая». Но человек, не желающий признать свою греховность и не стремящийся соответствовать замыслу Единого Святого Бога о нем, подвергается обольщению, увлекаясь в лабиринты своего испорченного ума и опыта. Этот путь обрекает человека на утрату достоинства и духовное увядание. Человек не может убрать Бога из своей жизни, но вполне способен заменить Его кумиром. Предмет, ставший кумиром, может быть и хорошим, и незаменимым в другом его качестве, но едва лишь человек возложит на него надежды, которые способен оправдать лишь Бог, предмет этот превращается в коварного идола.
Идолопоклонство необязательно предполагает отказ от веры в Бога. Поначалу идол входит в жизнь людей как нечто «дополняющее» веру. Заменить Бога идол, естественно, не может. Идолом может стать личность, образ, идея, религия, церковь, организация, физический объект, собственность, занятие, роль, удовольствие, наука, нация, класс, раса, партия и т. д. Постепенно, по мере того как сердце привязывается к идолу, Бог становится все менее реальным, а Его заповеди – не столь уж целесообразными, пока наконец не наступит момент, когда их нарушение станет неизбежной жертвой, требуемой кумиром. Будучи творением, идол не способен восполнить нужды бессмертной человеческой души, это доступно лишь Господу. Поэтому и в древности, и сегодня кумиры входят в жизнь людей группами, взаимно дополняя друг друга. Одни из них будто бы способны подменить имманентность Бога и удовлетворить человеческую нужду в благополучии. Другие имитируют Его трансцендентность, пытаясь удовлетворить нужду в осмыслении человеком сущности бытия. Так в современном обществе потребления из популярных «идолов вблизи» почитаются обещающие благополучие – богатство, власть и знание. Считается, что от них зависят жизненный уровень, успех, признание. Их дополняют «идолы вдали» – прогресс как движущая сила бытия, судьба и случай как космические правители, освобождающие от моральной ответственности. Фарисейская версия идолопоклонства во множестве ее вариаций остается соблазном для христиан на протяжении всей истории Церкви. «Идолом вблизи» для фарисеев стал Закон. Скрупулезность его соблюдения питала чувство праведности фарисеев и, по их мнению, гарантировала им Божье благословение. Как и всякий другой, этот идол требовал все большего посвящения и жертв. Правила умножались и утончались, доходя до абсурда и становясь тяжелым, бессмысленным бременем для людей. К примеру, наложить простую повязку на рану в субботу не считалось работой, так как не улучшало состояния больного. Если же при этом добавлялось лекарство, перевязка признавалась работой, направленной на улучшение состояния больного и потому оскверняющей субботу. Представление фарисеев о Боге стало для них «кумиром вдали». Святость Бога превозносилась – даже имя Его не произносили вслух. В то же время считалось, что законничество (превратившее фарисеев, по меткому определению Христа, в «окрашенные гробы») вполне удовлетворяет Бога. И за это Он пошлет им Мессию, Который обязан насытить их политические амбиции.
Мертвые идолы сами по себе не способны влиять на жизнь людей. Но как излюбленный инструмент злых духов идолы позволяют последним манипулировать человеческим сознанием. Служение идолам лишает человека здравомыслия, развивает привязанность к ложным идеалам и, извращая в нем систему моральных ценностей, превращает его в орудие зла. «Идолы вблизи» не приносят обещанного удовлетворения, что провоцирует зависимого от них человека умножать старания или увеличивать дозы, пока рабская зависимость не становится мучительной. Идолопоклонник страдает сам, как жертва своего ложного выбора, и становится причиной страданий окружающих. «Идолы вдали» оказываются безучастными и беспомощными, когда жизненные ресурсы исчерпаны и сверхъестественная помощь наиболее нужна. Идолопоклонство начинается, когда человек боится встретиться лицом к лицу с могущественным и святым Богом. Избавление же – в решительном шаге навстречу Ему.