Традиционная религия японцев - синтоизм («путь богов») оформилась на основе родоплеменных анимистических культов и шаманизма в VI-VII вв. Последователи синто поклоняются сонму божеств и духов (ками), которые, по их мнению, оживляют всю природу и могут воплотиться в любой предмет. Особое место среди божеств занимает солнечная богиня Аматерасу. Согласно этой вере связь между ними и людьми осуществляется через представителя богини Солнца на земле - императора (микадо), который считается родоначальником всех японцев. С середины ХІХ в. до 1945 г. синтоизм считался в Японии государственной религией, составными частями которой были: династийный синтоизм; храмовый синтоизм; домашний синтоизм с культом богини Аматерасу; народный или вульгарный синтоизм культом локальных божеств и духов и теннонизм - культ императора и его предков. С 1946 г. синтоизм отделен от государства. Центр религиозной жизни синто - храм Ясукуни в Токио, а священная книга - сборник легенд «Кодзики».
Иудаизм - религия, распространенная среди евреев. Возник во 2 тыс. до н. э. на основе политических верований и обрядов кочевых племен Северной Аравии. Со временем из еврейских скотоводческих племен был создан племенной союз с общим культом бога Яхве. Священной книгой иудеев является Тора (Закон), включающий первые книги Библии, известные как Пятикнижие Моисеево. Кроме Торы, к священным книгам относятся также Талмуд и Танах (до І в. н. э.). Танах известен как Ветхий Завет, а Талмуд (учение) как пояснение и дополнение к Торе (состоит из Мишны и Гемары). В Торе и Талмуде изложены основные элементы вероучения евреев:
· вера в единого бога Яхве, создавшего мир и человека (по своему образу и подобию);
· вера в ангелов и демонов;
· вера в первородный грех;
· вера в богоизбранность еврейского народа;
· вера в приход мессии (спасителя);
· вера в наличие договора между богом и еврейским народом;
· вера в загробную жизнь;
· вера в воскрешение из мертвых.
Что касается культовой практики евреев, то Талмуд связывает верующего 613 предписаниями. К основным же элементам культа относятся:
· трехкратная ежедневная молитва;
· празднование субботнего дня;
· обрезание мальчика на седьмой день после рождения;
· ритуальное омовение;
· кошерная (разрешенная) и трефная (запрещенная) пища;
· магические обряды и ритуалы, магические предметы.
Культовым сооружением является синагога (молитвенный дом, школа), где раввины (учителя) осуществляют обряды к обучению Торе.
Особое отношение к Торе породило со временем новые течения в иудаизме, связанные с пониманием и трактовкой священного текста - каббала и хасидизм.
Важнейшим этапом в развитии религий является появление мировых религий, к которым принято относить буддизм, христианство и ислам. К основным характеристикам мировых религий можно отнести:
· межэтнический, космополитический характер (спасение возможно для каждого верующего независимо от этнической принадлежности);
· утверждение равенства всех людей перед богом независимо от их социального положения;
· основатели мировых религий приходят в мир как спасители и вестники благодати для всего человечества;
· формирование мировых религий происходят в условиях создания «мировых империй»;
· прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания).
Буддизм возник в Индии в середине І тыс. до н. э. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, а священной книгой «Трипитака» («Три корзины знаний»). Основы вероучения буддистов представлены в учении о «Четырех благородных истинах» и «благородном восьмиричном пути».
«Благородные истины»:
· Жизнь - это страдание;
· Причиной страдания являются желания («жажда жизни»);
· Избавление от страданий связано с избавлением от желаний;
· Существует путь избавления от страданий («восьмиричный путь»), который включает:
1. Правильное стремление - понимание четырех истин;
2. Правильное стремление - решительность действовать согласно истин;
3. Правильная речь - отказ от лжи, грубости и т. д.;
4. Правильное действие - не вредить живым существам и т. д.;
5. Правильный способ жизни - честность в отношении средств к существованию;
6. Правильные усилия - настойчивость в преодолении дурных влияний и т. д.;
7. Правильные мысли - основанные на следовании благородным истинам;
8. Правильное сосредоточение (медитация) - достижение внутреннего покоя.
Этот путь Будда («просветительный») назвал серединным, т. е. избавляющим человека от крайностей в поведении.
Целью буддиста является освобождение от сансары и достижение состояния нирваны («успокоение», «угасание», «блаженство», «умирание»).
В конце І в. до н. э. - І в. н. э. В буддизме оформляется два основных направления:хинаяна (узкая колесница) проповедует «узкий» путь спасения и махаяна («широкая колесница») - «широкий». В форме махаяны буддизм распространяется за пределами Индии- ваджраяна, тибетский буддизм и ламаизм. Наиболее известные на Западе формы китайского и японского буддизма - это секты чань и дзен, центром учения которых является утверждение о возможности достижения мгновенного просветления (сатори).
Христианство возникло в І в. н. э. в Палестине. Количество верующих в настоящее время составляет около 2 млрд. человек на всех континентах, но большинство живет в Европе и Америке. Иисус Христос, который считается основателем религии, почитается в христианстве как Сын Божий, воплощение второй ипостаси единосущего и трехипостасного Бога, как Бог и человек одновременно. Священной книгой христианства считается Библия, состоящая из Ветхого и Нового заветов. В истории христианства известны две великие схизмы (раскола), которые привели к появлению трех основных ветвей христианства: православия, католицизма и протестантизма. Первая великая схизма произошла в 1054 г., вторая в 16 веке (Реформация).
В 325 г. на Никейском Соборе был выработан «Символ веры» христианства, включающий основные положения христианской веры и состоящий из 12 догматов:
· вера в единого бога, существующего в трех ипостасях;
· вера в боговоплощение (Иисус Христос, оставаясь Богом, родился от девы Марии;
· вера в искупительную жертву Иисуса Христа;
· вера в воскрешение Иисуса Христа;
· вера в вознесение Иисуса Христа;
· вера в бессмертие души;
· вера в существование ада и рая;
· вера в небесную расплату за богоугодную жизнь на земле;
· вера в единую святую, соборную и апостольскую церковь;
· вера в необходимость крещения;
· вера в воскрешение из мертвых;
· вера в приход Царства Небесного для праведников и вечных мук для грешников.
В культовой практике христианства выделяют 7 основных таинств: крещение, причащение, миропомазание, священство, покаяние (исповедь), брак и елеосвящение (соборование). В большинстве протестантских течений совершаются лишь крещение и причащение.
Ислам возник в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Его исповедуют около 1 млрд. человек в более чем 120 странах мира. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, а священной книгой - Коран (чтение). Вероучение ислама изложено в Коране, который согласно преданию был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила (Гавриила). Оно покоится на 7 догматах: вере в единого Бога-Аллаха; в ангелов; во все книги божьи; всех посланников Аллаха; в конец света; предопределение; воскресение из мертвых. В соответствии с вероучением ислама все сущее в мире создано Аллахом и все явления и события, которые произошли и произойдут во Вселенной, вплоть до конца света и для страшного суда, предопределены им и происходят по его воле. Культ ислама опирается на пять «столбов веры»:
· исповедание веры - произнесение формулы «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммед - посланник божий»;
· ежедневная пятикратная молитва;
· пост в месяц рамазан;
· обязательная благотворительность (закят);
· паломничество в Мекку (хадж).
Важным стимулом для развития идеологии ислама явился его раскол на два течения - суннизм (от Сунна - сборник рассказов о высказываниях и действиях Мухаммеда) и шиизм (партия).
Преобладающее большинство мусульман проживает в странах Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Америки.
Нетрадиционные религии представляют собой типологическое социальное влияние, особая активность которого проявляется в эпохи кризиса и общественных потрясений, в переломные периоды истории, связанные с глубокими изменениями экономики и быта, политических настроений, общего мироощущения человека. В западных странах первая волна нетрадиционных религий родилась во второй половине ХІХ в., ее наиболее яркими и известными проявлениями были спиритизм и теософия Блаватской. Впервые массовое появление нетрадиционных религий наблюдалось в послевоенной Японии, где число новых сект достигло несколько сотен. Вторая волна нетрадиционных религий охватывала США и Западную Европу в конце 60 - начале 70 годов. После падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы и СССР началось их широкое распространение в бывшей ГДР, в России, в Украине и других странах СНГ.
Нетрадиционные религии - типологическое явление иной религиозности, радикально отличающееся от традиционной для данного общества в рассматриваемый исторический период. Для них характерна интенсификация социальных функций религии, а часто и пропаганда новых социально-религиозных утопий обновленческой, оппозиционной либо альтернативной направленности, разработанных на основе радикально измененных (обычно нетрадиционных) вероучений.
Новые религиозные движения - религии, стремящиеся к радикальному обновлению существующего мира и современного человека; религии оппозиционного характера, занимающие мироборческие и богоборческие позиции; религии, не приемлющие существующий мир и ищущие ему замену.