Правда рода определялась суммой «правд» его членов. Правда князя должна быть очень высокой. Запятнавший себя князь изгонялся, на его место ставился другой, непременно достойный. Честь рода повышалась в результате коллективных действий. Например, за правильно устроенные праздники, пышные свадьбы, поминки.
Принадлежность к тому или иному роду можно было легко отличить по одежде. Одежда каждого человека содержала огромное количество деталей, много говоривших о его обитателе: из какого он роду, племени, а значит, и как себя с ним вести. До сих пор в русском языке сохранилась пословица: «По одежке встречают, провожают по уму».
Убийство члена одного рода членом другого вызывало вражду родов. Мстили не самому преступнику, а его роду. Возможность кровной мести была мощным сдерживающим фактором. Поводов для нее всячески старались избежать.
Распространенным способом выяснить отношения, доказать свою невиновность, добиться чего-либо был поединок. Ему обязательно предшествовал вызов, отказаться от которого – значит покрыть себя позором. Не всегда сражались до смерти, чаще был уговор «до первого удара», «до первой раны» и др.
Были и ритуальные поединки, а также те, на которые хотели обратить внимание богов. Проходили они без доспехов. Часто противники дрались обнаженными по пояс.
Поединок обязательно предшествовал любому крупному сражению.
Используемая литература
1. Гордиенко И.С. Крещение Руси. Л., 1984.
2. Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в
«Истории» Геродота. М., 1982.
3. Забелин М. Русский народ: его обычаи, предания и суеверия. М., 1880.
4. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
5. Персонажи славянской мифологии. Под ред. Мудрук С., Рубан А. Киев,
1993.
6. Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII вв. М., 1982.