Господь видел его терзания и не хотел более переносить бесплодного присутствия предателя около Себя.
- Что делаешь, делай скорее, - сказал Он ему, готовому уже и без того идти вон.
Этими таинственными словами, святитель Иннокентий Херсонский, прерывались окончательно невидимые узы благодати, удержавшие погибавшего в святом круге общества Иисусова.
«Но никто из возлежавших не понял, к чему он это сказал ему. Он, приняв кусок, тот час вышел; а была ночь».
6. Установление таинства Евхаристии
Господь, сошедший с неба дать жизнь миру, в последние часы Своей жизни совершил священную вечерю этого завета со Своими учениками, которых Он избрал из членов этого завета быть светому миру. Но эти часы, в которые Ветхий Завет был удостоен такой чести, были для него последними. Наступило время завета Нового.
Господь, взяв хлеб и благословив, преломил его и раздал ученикам со словами:
- Примите, ядите: сие есть Тело Мое.
Хлеб, преломленный Христом во установление Нового Завета, принято считать квасным. Значение же квасного хлеба в том, что он как бы живой, символизирующий свою жизнь, в противоположность хлебу опресночному, как бы мертвому.
И хлеб уже перестал быть просто хлебом, а стал подлинным Телом Христовым, только вид имевшим хлеба.
«И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все;
Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во остановление грехов»
Ученики, приняв чашу, причастились Крови Учителя и Господа своего, ибо они знали от Него, что Кровь Сына Человеческого «истинно есть питие», единственном могущее утолить жажду вечности в душе человеческой.
Архиепископ Аверский говорит: «Под Телом Христовым разумеется все физическое существо Богочеловека, нераздельно соединенное с Его душей и Божеством. Это же самое существо Богочеловека дается под видом вина, дается не в другой раз, а только для полноты Его видимого явления, почему выражение «причастится под двумя видами» есть совершенно точное – подразумевается: причастится одной и той же сущности.
Таинство причащения, называемое по-гречески «евхаристия», что означает «благодарение», и ныне служит воспоминанием искупительной жертвы, принесенной Иисусом Христом за грехи человечества. Причащаясь в евхаристии Телом и Крови Христовой, верующие таинственным образом соединяются с Ним и между собою в одно тело, в одну Церковь. «Господь предложил нам Тело Свое для питания всегдашнего и постоянного», - говорит святитель Филарет, и поэтому таинство Тело и Крови постоянно совершается и будет совершаться о скончания века в Церкви Христовой за литургией, богослужением, во время которого священнодействуется воспоминание тайной вечери Спасителя.
7. Окончание тайной вечери
Вступив с Учениками Своими, а через них и со всеми верующими, в Новый Завет, соединив их в одно тело с Собою, Господь сказал, пророчески созерцая, как уже совершившееся, прославление Свое крестной смертью и воскресением:
- Ныне прославился сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
Славою Сына Человеческого было послушание Богу и вольное принятие страданий за грехи мира. В крестной же смерти Его открывалась любовь, святость и правда Божия – так Бог прославился в Нем.
8. Прощальная беседа Господа с учениками
Последняя беседа Иисуса Христа с Его учениками. Изложена в трех главах его благовествования.
Богословами она, разделяется на три утешительные речи спасителя. И Первая из них начинается словами: «Да не смущайте сердце ваше! Веруйте в Бога и в Меня веруйте!» Так взывает к ученикам Христос, желая ободрить их перед неизбежною разлукою и возбудить в них доверие к Богу и к Нему Самому.
Если они будут веровать в Него и любить Его, то Христос умолит отца исполнить все, что ни попросят они во имя Его. Господь не оставит их сирыми. Но и спросит им от Отца Духа Утешителя Духа истины. «Которого мир не может принять», но Который уже прибывает с апостолами, благодаря общению их с Иисусом. Вместе с Духом Святым и Отец и Сын придут и будут обитать в том, кто будет любить Его, Иисуса, и соблюдать его заповеди. «И Я являюся ему сам».
9. Притча о виноградной лозе
Выйдя из дома, в котором происходила тайная вечеря, Иисус продолжил свою прощальную беседу с учениками. Проходя мимо виноградников, которых было много в окрестностях Иерусалима, от виноградной лозы позаимствовал Господь образ отношений между Богом и верующими.
И образ виноградной лозы прекрасно подходил для раскрытия учениками отношений, в каких они должны всегда находится к Нему и к Богу Отцу. «Я есмь лоза истинная, - сказал Христос, - а Отец Мой – виноградрь». Верующих же Он называл ветвями. Органическое единство лозы с ветвями указывает на духовное единство верующих с Богом, в каком только могут жить люди, стремящиеся принести плод вечной жизни. Бесплодные ветви отсекаются Виноградарем, приносящие плод - -очищаются искушениями и страданиями или действием Святого Духа, как апостолы, «очищенные через слово, которое я проповедовал».
10. О ненависти мира к ученикам Христовым
Вторая утешительная речь Спасителя содержит предупреждение о тех гонениях со стороны враждебного Христу мира, которые ожидают Его верных последователей.
«Сие заповедую вам, - вновь сказал Иисус, - да любите друг друга». Эта любовь поможет вам противостоять той вражде, какая обнаружиться в мире против Меня и Бога. «Если бы вы были от мира», жили его интересами, то мир любил бы вас, как свое порождение, но «Я избрал вас от мира» - внести в него новое начало духовной жизни. Это начало ненавистно миру, оно будет стремиться уничтожить его насилием. « Если Меня гнали, будут гнать и вас»
11. О победе мира к ученикам Христовым
Рассказав апостолам о деятельности Святого Духа в мире, в третьей утешительной речи Христос объяснил им значение Утешителя для них лично:
«Еще многое имею сказать вам, но вы теперь можете вместить?
Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину».
Но Святой Дух будет не только руководителем в развитии принятой ими от Христа истинны, Утешитель будет для них и пророческим Духом, который откроет им грядущие судьбы Церкви: «и будущее возвестит вам». Утверждая на земле вечную истину, от Бога Отца, Святой Дух этим самым прославит Христа, ибо будет учить тому же, чему учил и Христос.
«Сие сказал Я вам, что бы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: я победил мир!»
Этим прощальным возгласом окончил Иисус прощальную беседу Свою с апостолами.
Список литературы
1) «Священная история Нового Завета» По благословению Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия. / В изложении Владимира Данчука. / Издано по заказу НООФ «Родное пепелище». – с. Николопогост: НООФ «Родное пепелище», 2005г. – 880 с
2) Материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru
3) «Толкование Евангелия» По благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. /»Благовест»/ Москва 2002г. – 848 с.
4) Лев Николаевич Толстой: «Четвероевангиоие»: соединение и перевод четырех Евангелий. – Издательство Эксмо, 2002. – 768с. (Серия «Антология мысли»).