Мора ( бел. Вариант – мара) – в основном женский мифологический персонаж, главная функция которого – душить и мучить спящего человека. По некоторым представлениям морой могла стать дочь ведьмы. В этом облике она пребывает только в пору девичества, до вступления в брак, после этого она становится ведьмой. Моры – это души умерших без исповеди, внезапной смертью, утопленников, старых дев, некрещеных младенцев. Чтобы прекратить посещения моры, необходимо выяснить кто в селе ею является. Для этого человек, которого она душила, говорит ей: “Приходи утром, дам тебе хлеба и соли”. Первая пришедшая утром женщина и была морой. Ей следовало дать обещанное, после чего она уже не приходила в этот дом.
Колдун – персонаж, обладающий необычными свойствами и имеющий контакты с нечистой силой. Славянской традиции этот персонаж может быть известен и как чернокнижник. Знания у колдунов бывают врожденными, бывают приобретенными. В первом случае он делает зло помимо своей воли, так ему назначено судьбой, иначе бесы, находящиеся у него в услужении будут мучить его самого. Во втором случае человек приобретает колдовскую силу и знания от другого колдуна. Одним из свойств колдуна является то, что он может выступать оборотнем, принимать образы птиц и животных, и в этом образе вредить людям. Колдун насылает на людей болезни, на скотину мор. Может расстроить свадьбу. Колдун может одновременно показываться в нескольких местах. Особенно мстителен он к людям, которые не оказывают ему должного уважения. Свои знания он должен перед смертью обязательно передать другому человеку, в противном случае колдун не умрет. После смерти колдуна черти сдирают с него кожу и залезают в нее. Колдуна можно убить пулей, отлитой из медного креста.
Существуют также добрые колдуны, их называют знахарями. Знахарь наказывает ведьм и колдунов, может отнять у них способность к колдовству, снимает порчу, вылечивает людей.
К рассматриваемой категории относятся также волколаки. Это люди, способные превращаться в волков по своей воле и по воле колдунов. Широко сохранилось представление о волколаках в белорусской традиции.
Волколак чаще всего имеет облик обычного человек, и только некоторые черты выдают в нем оборотня: задние ноги у него имеют колена вперед, как у человека, а не назад, как у волка; у него человеческая тень, горящие, как угли глаза, он всегда бегает один. В момент превращения человека в волколака руки его обрастают шерстью и становятся звериными лапами, человек встает на четвереньки, вместо человеческого голоса он издает волчий вой. Обратное првращение происходит иным способом: оборотень становится человеком, когда надевает рубашку, вкушает пищу и слышит звон колокола. Волколаками могли становиться добровольно, принудительно или это было предопределено судьбой. По собственному желанию волколаками становились ведьмы, колдуны и т.д.
Блуд – мифологический персонаж, который сбивал людей с дороги, заставлял их блуждать в лесу, заводил в болото, непроходимые чащи. Этот персонаж известен у всех славян. Обычно им становились души детей, умерших некрещеными. Блуд не имеет определенного облика: мог принимать вид женщины, птицы и т.д. Иногда блудом называлась некая безликая сила, которая овладевала человеком, и он терял способность ориентироваться даже в знакомой местности.
Черт –носитель абсолютного зла. Представление об этом персонаже сложилось еще в дохристианскую эпоху, а с момента христианизации трансформировалось под воздействием представлений о бесе. Индивидуальные особенности черта стирались, он начинает восприниматься как любой персонаж, имеющий отношение к нечистой силе. Но все же за ним сохранились и мифологические мотивы. Черт принимает облик животного, особенно козлика, овечки, ягненка. Встречая на своем пути человека, он заставляет его нести себя, а потом с хохотом исчезает. Черт может принимать и человеческий образ, но чем-то выдает себя: хромотой, косоглазием, рожками, конскими копытами.
Черт подталкивает человека к самоубийству, пристает к пьяным, меняет человеческого ребенка на своего. Черт забирает все отданное ему неосторожным словом (“черт его возьми”). Черт боится молитвы, креста, имени Бога. Спастись от него можно, только очертив вокруг себя магический круг. Черти не выносят петушиного крика и исчезают, услышав его.
Духи болезней представляют собой в основном женских персонажей, которые выступают как персонификация страшных эпидемических заболеваний – чумы, холеры, оспы. Появляются они обычно в виде худых, изможденных, бледных женщин, иногда животных, сея вокруг себя смертельные болезни.
Демоны судьбы у славян распространены нешироко. По народным представлениям наделение ребенка судьбой происходило в первые три ночи после его рождения. У украинцев духи судьбы выступали в виде Доли и Недоли, от которых зависела удачливая или горемычная жизнь. С этим видом демонических персонажей связаны и мелкие демонические существа злыдни, которые невидимо обитали в доме, и с их появлением там начинались всевозможные несчастья.
5. Языческий календарный цикл
Древние славяне делили год на два периода – лето и зиму, осень и весна являлись началом лета или зимы.
Лето в ряде славянских языков означает “год”, а исчисление времени называется летоисчислением, но лето и зима тоже делились на две части, это приходилось на те дни, когда эти поры года были в разгаре. Можно предполагать, что в древнеславянском языческом аграрном календаре также было четыре точки, делящие год как бы на четыре части, но они не совпадали с современным европейским делением года на сезоны. Древние деление подчинялось периодам солнечного цикла.
Благовещение приходилось на весеннее равноденствие, Воздвиженье – осеннего равноденствия. Это рубежи, когда земля пробуждалась “ото сна” и “отходит ко сну”. Почти у всех славян эти дни связаны с культом змей. На Благовещение они выходят, Воздвиженье – уходят. Если начать пахать землю до этого праздника из неё будет капать кровь. Нарушения запретов до этого праздника могло привести к бездождию, засухе, другим бедам и напастям. Широко известно использование земли в клятвах (клали в рот, на голову, ели).
Два другие временные рубежа – Рождество (зимой) и Рождество святого Иоанна Предчети (Ивана Купалы – 7.VII нов. стиль.) – почти совпадал с зимним и летним солнцеворотом.
Для славянских обрядов годового цикла характерен культ деревьев, особенно дуб, у восточных славян – березы, в меньшей мере клена, явора, липы, вербы. У южных славян обряд сжигания рождественского полена (дубового) на домашнем очаге. Достаточно часто в ритуалах использовалась солома. Она связана с погребальным обрядом: начинается и кончается на соломе.
Славянский аграрный календарь связан с культом предков.
По языческим верованиям покойники (“родители”) активно влияют на судьбу землепашца, создает благоприятные и неблагоприятные условия для погоды. “Плохие” грешные покойники могли предводительствовать градовыми тучами.
Древние славяне не желали членения “того света” не выделяли ада и рая (это приходит с принятием христианства). Они верили в единый загробный мир, который мог находиться далеко за морем, далеко на небесах, далеко в подземном царстве.
С принятием христианства народный календарь был подчинен церковному календарю, цикличному празднованию христологичных и богородичных праздников, дней особо почитаемых святых. Эта последовательность сакральных действий не отменяла, а наоборот, укрепляла параллельную с христианской славянскую народную, языческую годовую обрядность.
В годичном календарном цикле успешно сосуществовали и до сих пор сосуществуют 2 системы духовных воззрений и мироощущений христианская и языческая: одна обращенная к небу, божественному началу, другая – к земле, к началу плотскому, к плодам земли, к их изобилию, зависящему, с точки зрения древних, не только от бога и человека, но и от сверхъестественных сил. Эти два мировосприятия и мироощущения сравнительно легко уживаются в славянском календаре потому, что христианство с его годовыми праздниками побуждало верующих ежегодно молитвенно переживать жизнь и страсти Иисуса Христа, а язычество воплощало во многих своих обрядах сходную цикличность природных явлений: возрождение, расцвет, увядание – “засыпание” природы. В принципе одно не разрушало другого, а скорее поддерживало.
У восточных славян большинство обрядов приходится на дни, связанные с Пасхой, Троицей, Рождеством, Купалой, Благовещением.
Древние, языческого происхождения действия, связанные с магией первого дня. Такие действия совершаются чаще на Рождество, имитируются сельскохозяйственные работы – пахота, сев, молотьба. Подобные обряды совершались и в начале марта, что связано с другим календарем, когда год начинался в марте.
Список источников и литературы
1. Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII – 1-я половина IX в.). М.-Л., 1968.
2. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. М.,1993.
3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Т. 1-2. М.,1981-87.
4. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М.,1982.
5. Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982.