Вообще в начале новой эры среди страдающего под римским господством еврейского населения получили распространение мессианские настроения. Это привело к образовании в первом веке н.э. в иудаизме общины, признававшей проповедника Иисуса, распятого в соответствии с приговором наместника Рима в Палестине Понтия Пилата по обвинению в государственной измене, Мессией (Христом по-гречески), воскресшим после смерти из мертвых. В последующие десятилетия, постепенно распространяясь среди неевреев, это учение вышло за рамки иудаизма и стало мировой религией - христианством, сохранив в качестве Священного Писания еврейский ТАНАХ.
1.3 Иудаизм эпохи составления Талмуда
После окончательной утраты государственности и разрушения в 70 г. н. э. римлянами в ходе подавления иудейского восстания Иерусалима и Иерусалимского Храма исчез единый еврейский культовый центр. В связи с этим особое значение приобрела проблема фиксации единых правил и толкований, определяющих повседневную жизнь приверженцев иудаизма, находившихся в рассеянии по всему античному миру. Эту грандиозную задачу выполнили составители Талмуда («Изучение, наука», от корня еврейского глагола «ламад» - учить). Он представляет собой грандиозный по объему кодекс религиозных, этических и правовых норм иудаизма. Его значение настолько велико, что верующие иудеи полагают его Устным Законом, дополняющим Закон Письменный, то есть ТАНАХ. Формально текст Талмуда представляет собой своего рода юридический комментарий, посвященный детальному разъяснению того, каким образом в различных ситуациях исполнять 613 заповедей Священного Писания, регулирующих все стороны еврейской жизни. Считается, что именно в Талмуде окончательно сформулировано библейское законодательство, к библейским законам и запретам добавлено множество дополнительных запретов, обрядов и регламентаций. Однако фактически в Талмуде собрано все, созданное еврейской традицией с V в. до н. э. до V в. н. э. В его составлении принимали участие около 2000 мудрецов. В Мишне кодифицированы по шести тематическим разделам все толкования Устной традиции: о земледелии, о соблюдении субботы и праздников, о семейном праве, законы гражданские и уголовные, о храмовой службе и пищевых запретах, обо всем, связанном с ритуальной чистотой. Язык Мишны правильный еврейский с примесью греческих и латинских слов и выражений.
Содержание Талмуда весьма своеобразно. Законодательная часть изложена в форме протоколов рассуждений мудрецов, а не в виде четко сформулированных положений и параграфов. Каждый трактат состоит их неразделимых элементов – Галахи (рассуждение законов) и Агады (нравственные поучения, притчи). После завершения Талмуд становится своего рода народной конституцией, формировавшей духовный облик религиозного еврейства всего мира.
1.4 Караимский раскол
В VIII в. возникло движение караимов, отвергавших авторитет Талмуда. Основатель движения Анан бен Давид из семьи Рош-галута и его последователи утверждали, что составители Талмуда исказили смысл Священного Писания и, подобно протестантам в христианстве, призвали к изучению непосредственно самого текста священных книг Библии с тем, чтобы руководствоваться только прямыми ее положениями. Отсюда и название их «караим» (чтецы). Караимы ввели более строгие правила соблюдения религиозных ограничений и постов. Караимские идеологи призывали к изучению классического языка Священного Писания, полагая, что человеческий язык несовершенен и нуждается в осмыслении. Первое время караимство получило массовое распространение среди евреев Ближнего Востока и Египта. Они успешно восстановили традиции изучения еврейского языка и восприняли идеи сочетания иудейской учености и рационалистической философии, восходящих к воззрениям иудейско-эллинского философа I в. н. э. Филона Александрийского. Благодаря блестящим трудам светил раввинизма Гаона Саадии (Х в.) и Моисея Маймонида влияние караимского учения идет на убыль и оно превращается в незначительную группу в иудаизме. Теперь уже караимы изучают труды раввинистов и многое негласно перенимают. В последующие века между караимами и раввинистами не отмечается серьезных идеологических конфликтов.
1.5 Еврейская философия
Начиная с Х в., центр духовной жизни иудаизма перемещается в Европу. В мусульманской Испании в течение нескольких столетий продолжался так называемый «золотой век» еврейской культуры. В среде процветающих еврейских общин Испании появилась блестящая плеяда ученых, писателей, поэтов, философов, писавших свои труды на прекрасном еврейском языке а также на классическом арабском. Наряду с созданием выдающихся образцов религиозной и светской поэзии, высокой степени развития достигла религиозная философия иудаизма. В исследованиях Бахьи ибн-Пакуды, Авраама ибн-Эзры, Соломона ибн-Гебироля, Авраама ибн Давида прослеживается стремление слить воедино иудаизм и философию. Опираясь на методы и понятия греческой философии, они доказывали, что иудаизм не противоречит понятиям разума, когда речь идет о понятиях Бога, Божьего Провидения, природе человека, свободе воли и т.д. Весьма важным считалось дать еврейским ритуалам просвещенное философское обоснование, противодействовать суевериям и примитивному антропоморфизму.
Много внимания уделялось проблемам этическим. В последующие времена эти идеи посредством перевода многих текстов на латинский язык оказали влияние на средневековую европейскую философию. Вершиной развития религиозной философии иудаизма было творчество упомянутого выше Моисея Маймонида (1135-1204 г). Он питал величайшее уважение к Аристотелю и стремился посредством его философии обосновать иудейскую религиозную традицию. Вместе с тем Маймонид полагал, что разум человека по природе своей несовершенен, так что последнее слово всегда остается за Божественным откровением. Он утверждал, что для религии важно лишь признание, что мир был сотворен по воле Бога. Ключом к познанию Бога является, прежде всего интеллект, что подразумевает овладение всем циклом наук от астрономии до логики. Вечная жизнь души с Богом, по мнению Маймонида, представляется жизнью, полной блаженного познания. Вместе с тем такое познание Божества, в конце – концов, приводит к любви к Богу, в желании подражать Ему в милости и справедливости. Подробно его идеи по философии иудаизма изложены в его знаменитой книге «Путеводитель заблудшихся», в которой сформулированы 13 принципов веры иудаизма, изложенные в прозаической и стихотворной форме; они вошли во все еврейские молитвенники и сегодня являются широко признанными среди верующих. И это несмотря на то, что его идеи вызвали критику как со стороны некоторых раввинов за рационализм, так со стороны философов. В частности Хасдай Крескас из Барселоны (1340 - 1410 гг.), включил в основные символы веры тезис о любви к Богу, отсутствующий у Маймонида. Напротив, положения о воскрешении мертвых и о воздаянии не казались Крескасу основополагающими, поскольку высочайший идеал иудаизма - служить Всевышнему, не рассчитывая на вознаграждение.
Следует добавить, что перу Маймонида принадлежит и большой труд «Мишна Тора». Как он писал, его целью было создать книгу, каждый из тех, кто будет читать ее, изучив раньше Писаный Закон, узнает из нее весь Устный Закон, и ему не понадобится изучать никаких других пособий. Труд этот характеризует очень гуманный подход к формулировкам талмудических законов в отношении всех людей и народов. Долгое время он был самым авторитетным сводом, определяющим жизнь многих еврейских общин.
1.6 Каббала
Каббала (по-еврейски полученное по преданию учение) - мистическое учение в иудаизме, окончательно сформировавшееся к началу ХI в. Его основные принципы содержатся в сочинении «Книга Зогар», появившейся в 1300 г. в Испании. Зогар представляет собой комментарий к этому разделу Священного Писания и в специфической форме развивает талмудические идеи о свойствах Божества, способах их проявления в мире, человеческой душе, сущности добра и зла, о Письменной и Устной Торе, Мессии, идее искупления и т. д. Характерными для Каббалы являются учение о Боге как «Эйн–Софе» (Бесконечном), и его проявлении в десяти «потоках света» - Сефирот (по - еврейски множественное число от «сефира»). Особое значение имеют сефирот «Хохма» (мудрость), «Бина» (понимание), «Даат» (знание) и особенно «Шехина» (повсеместное присутствие Бога в каждом элементе мироздания, в том числе и в жизни человека). Именно для воссоединения нарушенного изначального единства Эйн-Софа и Шехины предназначена деятельность человека, чье тело представляет собой как бы особый космос. Важнейшее мировое значение в этом смысле приобретает миссия народа Израиля, которому как избранному была дарована Тора.