Смекни!
smekni.com

Язычество древних славян (стр. 5 из 7)

Вообще, славяне, как и другие древние народы, почитали огонь. Нельзя было на огонь плевать, бросать в него нечистоты, топтать его ногами, в противном случае, считали они, он может отомстить. Огню приписывались очистительные и целебные свойства. В древности больных проносили через огонь; существовал обычай провозить жениха и невесту между кострами. Обожествление огня дошло до наших дней, исчезло только наименование его Сварожичем.

После крещения Руси Сварог, как покровитель кузнечного дела, постепенно вытесняется христианскими святыми Кузьмой и Демьяном. В византийской традиции святые братья Косма и Дамиан (таковы их канонические имена) не были связаны с кузнечным делом. На Руси же народ связал по созвучию имя Кузьма со словом "кузнь", и таким образом Кузьма стал кузнецом. А так как кузнецы обычно работают в паре - мастер и подручный,- то Демьян, брат Кузьмы, тоже оказался кузнецом.

На тот факт, что под именами Кузьмы и Демьяна почитался Сварог, указывает слияние в народном сознании имен святых братьев в одно - Кузьмодемьян. Кузьмодемьян являлся божественным кузнецом и покровителем брака, а кое-где ему приписывались все те культурные подвиги, которые совершил Сварог.

И последний персонаж "довладимирской эпохи", о котором необходимо упомянуть – это Ярило. Ярило - божество весеннего плодородия, он близок к античным культам умирающего и возрождающегося бога плодородия вроде Диониса. Ярило олицетворял собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. У одних славянских племен день Ярилы отмечался в начале весны, у других - в конце весны, или начале лета. Славяне представляли его в виде молодого красивого юноши, ездившего по полям и селениям на белом коне в белой мантии. Считалось, что там, где Ярило проедет на своем коне, вырастет богатый урожай. Празднуя этот день, встречали весну первой сошкой, 27 апреля. Девушки ходили хороводом и пели, нарядив одну Ярилою. Ярило ходит по нивам, растит рожь, приносит новорожденных. Если праздник отмечался в конце весны, то Ярило изображался дряхлым стариком, символизировавшим собой состарившуюся уходящуювесну.

С принятием христианства это божество сблизилось с культом Георгия-Юрия. Но еще до XIX века в русской деревне сохранялись остатки ярилиных праздников. И не случайно языческий Рай, который принято было называть Ирием – слово, родственное по корню богу Яриле.

Последующие божества, о которых пойдёт речь, являлись представителями так называемого государственного пантеона, возглавляемого Перуном, что являлось результатом реформаторской деятельности киевского князя Владимира.

Языческая реформа, предпринятая им в 980 году, сразу после захвата власти в Киеве, преследовала три цели: во-первых, она подчеркивала суверенность молодого русского государства по отношению к христианской Византии; во-вторых, она укрепляла положение великого князя, главного военачальника державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов. Кроме того, этим действием Владимир отодвигал на задний план наемных дружинников-варягов, часть которых была христианами. Владимир строго относился к наемникам и, когда они после водворения мира начали бесчинствовать, великий князь выгнал их из Руси. Новый русский пантеон был противопоставлен не только византийскому христианству, но и скандинавскому язычеству, от которого не было взято ничего. В-третьих, реформа значительно расширяла религиозно-идеологическое воздействие многогранностью и глубокими историческими корнями нового пантеона.

Во главе шести основных богов встал Перун, а Род с Рожаницами, Волос и другие божества, почитание которого было повсеместным, в этот пантеон не попали. Таким образом, в древнерусском язычестве вступает в силу Культ Перуна - бога-громовержца, покровителя воинов и дружинно-княжеских кругов Киевской Руси. В пантеон также вошли такие божества, как Дажьбог, о котором было упомянуто ранее. Хорс - божество солнечного светила, но не солнечного света и тепла, он представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога - Солнца, подателя земных благ. Стрибог - Бог ветров, вероятно, был в то же время божеством бури, непогоды, холода. Симаргл - божество семян, ростков и корней растений; охранитель побегов и зелени. В более широком смысле - символ "вооруженного добра", посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец, предположительно имел внешний облик крылатого пса.

Единственным женским божеством древнерусского пантеона, чей идол стоял на вершине холма, рядом с кумирами вышеперечисленных богов, являлась Мокошь. Характер и функции этой богини выяснены не до конца. Некоторые авторы видят в ней богиню воды, дождя, непогоды, грозы, и связывают ее с божествами плодородия. Другие исследователи, изучаюшие обычаи восточных славян, предполагают связь Мокоши с прядением и ткачеством. Мокошь считают покровительницей женщин и женского рукоделия. Следы этого древнего языческого культа еще в середине XIX века сохранялись в некоторых глухих уголках в Украине. Мокошь представляют в виде женщины с большой головой и длинными руками. Она прядет по ночам в избе, поэтому поверья запрещают оставлять кудель, а то "Мокоша опрядет". Мокошь невидима, но ее присутствие можно обнаружить по урчанию веретена.

В XIV-XVI веках, в позднейших копиях древних поучений, Мокошь продолжает упоминаться, но культ ее уже сильно снижен. Этнографические данные, собранные на русском Севере, рисуют нам Мокошь невидимой пряхой, вмешивающейся в женские работы, тайком стригущей овец, запрещающей прядение в праздничные дни.

Непосредственным продолжением образа Мокоши после принятия христианства стала Параскева-Пятница. Параскева - по церковному преданию благочестивая девушка, казнённая за верность Христу язычниками в III веке, после чего была причислена к лику святых.

Женская богиня, покровительница женского ремесла, охранительница дома и семейного благополучия, покровительница полей и скота, видоизмененное почитание которой очень долго сохранялось и в христианской Руси, Мокошь закономерно была включена в состав главных божеств пантеона Х века. В классической мифологии богинями, сочетающими покровительство изобилию с влиянием на случайности человеческой судьбы, были римская Фортуна и греческая Тихе. Непременной принадлежностью этих богинь был рог изобилия, олицетворявший понятие счастливой судьбы и понятие земного обилия. Такова была и славянская Мокошь. Существует также предположение, что это была женская ипостась Перуна или даже его жена. Ей была посвящена пятница - следующий день после Перунова.

И, завершая краткий обзор древнеславянских богов, необходимо остановить внимание на фигуре одного из самых значимых и почитаемых на Руси божеств - Перуне.

Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощением оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до X века - времени военных походов киевлян - его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще неизвестен.

Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества. Перун представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян - они побеждают хазар, воюют на равных с Византией, подчиняют себе многие славянские племена.

Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян - земледельцев. Это - бог воинов и дружинников. В известных договорах славян с греками говорится, что князья-воители клялись Перуном. В историко-социологическом плане культ Перуна следует относить к поздней эпохе, когда обозначились черты военной демократии и князья-воители у славян стали обладать большей властью, нежели жреческое сословье, культивирующее своих богов, например Рода и рожаниц.

Характерной чертой ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которых ставили в древности статуи Перуна и его святилища. Молнии - это стрелы бога-громовника. Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук, пущеная им стрела поражает противника и производит пожары. Его палица, или по другим версиям, топор, как знак карающего божественного орудия, стали символом власти, их функции перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы.

С введением на Руси христианства, древние верования в Перуна смешались с новыми христианскими, и многие черты Перуна были перенесены на Илью-пророка. В народном сознании даже и в настоящее время Илья-пророк представляется скорее языческим божеством, чем христианским святым. Когда из надвигающейся тучи гремит гром и сверкает молния, можно услышать: "Илья-пророк едет в огненной колеснице по небу и мечет свои стрелы в нечистого".

Перуну был придан характер главы всех богов, после чего началось создание грандиозной статуи божества. Голова Перуна была отлита из серебра, а усы позолочены. Однако реформа не удовлетворила князя Владимира, строившего единое государство. Несколько лет спустя он решился на принятие христианской религии, активно распространяемой одним из самых могущественных государств того времени - Византийской империей.

Кроме персонажей высшей мифологии, наши предки населяли также свой мир и менее значительными существами. Русалками и кикиморами, лешими и водяными, навьями и упырями, домовыми, овинниками, банниками и целым сонмом других мелких божков и духов, память о которых не дошла до наших времен. Для славян-язычников годовой цикл был наполнен не только постоянной работой в поле, на пастбище и дома, но и языческими праздниками, которые были связаны с солнечными циклами, почитанием предков, сельскохозяйственными работами. Во время зимних праздников крестьяне рядились в животных, гадали о будущем урожае, девушки гадали о женихах, в домах готовили особые блюда (каши, пироги, блины). Масленица знаменовала проводы зимы и встречу весны. Празднование Ярилы должно было обеспечить будущий урожай. В июне праздновали Купалу - самый длинный день в году. Затем шли праздники, знаменовавшие окончание летних полевых работ, сбор урожая и т. д. Особые дни в году были выделены для поминовения предков.