Смекни!
smekni.com

Религия и ее взаимосвязь с основными типами культур (стр. 4 из 5)

В даосизме наиболее полно выразилось такое важное измерение китайской культуры как витализмвозвышение ценностей естественно-природной жизни. В недрах даосизма получили развитие также астрология и геомантия – фэншуй («ветер и воды») – учение о взаимодействии космоса и духовного мира с земным рельефом. С представлениями о фэншуй связана практика биолокации (определения благоприятных и неблагоприятных естественных зон), оформления интерьера жилища, разработки архитектурных и строительных проектов.

До сих пор для построек китайцы используют исключительно дерево и отчасти кирпич. Излюбленная форма в архитектуре – тин – немного возвышенная, четырехскатная, подпираемая снизу короткими деревянными столбами крыша с загнутыми кверху и значительно выступающими вперед краями, напоминающая кочевую палатку. Здания одноэтажные, исключение – дворцы, рестораны, театры. Бедность и простоту общих форм сооружений китайские зодчие маскируют обилием декоративных элементов, рассеянных повсюду: драконы, фениксы, черепахи, фантастические животные из дерева или терракоты, лепятся по карнизам, краям и гребням крыши, у подножья колонн. Китайский город в целом крайне монотонен, и его здания отличаются друг от друга величиной и количеством украшений. Отступления от господствующего типа сооружений – религиозные здания. Например, храм Неба в Пекине, воздвигнутый в 1421 г., при императоре минской династии Юн-ло. Это скорее алтарь, а не храм. Три террасы круглой формы, окруженные мраморными балюстрадами, лежат одна на другой и служат основанием для каменного жертвенника, на котором огдыхан трижды в год торжественно совершает жертвоприношение своему прародителю. Здесь же приносились императорские жертвы и Земле, пока не был, в 1531 г. воздвигнут поблизости отдельный алтарь. Эти два храма, Неба и Земли – единственные в своем роде в Китае.

Прочие храмы официального культа и религии Конфуция относятся к общему архитектурному типу: состоят из нескольких одноэтажных, покрытых тинами, построек, расположенных одна за другой и разделенных друг от друга внутренними дворами. Внутреннее убранство очень просто: черные доски с надписями, сделанными золотом. Нет ни живописи, ни изваяний, и только низкие столы с расставленными на них старинными бронзовыми вазами несколько оживляют пустоту помещений. Главные – храмы Конфуция, в Пекине, и на родине философа в Цюй-фоу, в провинции Шань-Дун. Буддистские храмы в Китае роскошнее, множество статуй. Даосские храмы похожи на буддистские. Могильные сооружения схожи с первобытными надмогильными курганами. Богатые усыпальницы имеют храмы для совершения поминальных обрядов.

Живопись носит графический характер. Китайские живописцы – рисовальщики и каллиграфы. Существуют обязательные образцы, правила рисования. Живописцы больше внимание уделяют выписыванию деталей, не пишут тени, считая тень чем-то мимолетным, случайным и несущественным. Картины пишутся на бамбуковых пластинках, на шелке и на бумаге водяными красками, с постоянной примесью белил; а также на фарфоре огнеупорными красками. Основные художественные образы: гора, символизирующая обиталище бессмертных, дерево, река (поток), символизирующие восхождение.

К некоторым недостаткам китайской живописи можно отнести отсутствие чувства общей гармонии, пренебрежение анатомией человеческого тела, утрировка поз и экспрессии, граничащие с карикатурой.

Скульптура играет роль пособницы при архитектуре, служит к украшению храмов, дворцов, киосков и частных домов. Китайская пластика характеризуется совершенством технической отделки, но вычурностью форм и пустотой содержания. Например, изделия из бронзы: маленькие фигурки богов, странные и безвкусные до уродливости, в окоченелых, безжизненных позах, ломающиеся и гримасничающие; фантастические чудовища. Китайские ваятели большие искусники работать также с деревом, слоновой костью и твердыми камнями, например, нефритом.

В эпоху Сунн (X–XI вв.), на 4 столетия раньше, чем в Европе, в Китае было изобретено книгопечатание. Совершенство в жанрах оды, песни, пейзажной («поэзии гор и вод») и любовной лирики, поэзии придворного стиля, конфуцианской, даосской, буддистской поэзии. Развиваются прозаические жанры. Известные китайские поэты и писатели Ли Бо, Ду Фу и др. Романы «Путешествие на запад», «Троецарствие», «Тихие заводи».

Уже во 2 тыс. до Р.Х. в Китае возникла иероглифическая письменность. В математике знали десятичные дроби. В Китае были изобретены: лунный календарь, компас, механические часы. мачты, пушки, порох, бумага, шелк.

Открытия в медицине: иглоукалывание, прижигание, массаж, учение о «жизненной энергии» – чи, лечебная гимнастика «ушу».

3. Мир исламской культуры

Простирающаяся на огромном пространстве земного шара от Марокко до Индонезии и Филиппин, имеющая более чем 1,5 – тысячелетнюю историю, культура исламского мира включает в себя множество региональных, национальных и этнических культур. Объединяет это множество разнообразных культурных феноменов система ценностей ислама, определяющая ментальность и жизненные приоритеты более миллиарда людей.

Ислам возник в VII в. в Хиджазе (Западная Аравия), основатель – Мухаммед, проповедь которого была реакцией на охватившее арабское общество острый кризис, вызванный разложением родоплеменных отношений, подрывом соответствующих им морально-этических и религиозных представлений и начавшимся складываться раннефеодальным обществом. Издревле в Аравии жили племена скотоводов. Но были оазисы-посредники в торговых операциях между различными странами. Одним из таких центров была Мекка. В это время среди местных культов выделились общеаравийские племена. Широкую известность приобрели учения иудеев и христиан. Активно шел процесс этнической и культурной консолидации арабов, формировался единый арабский язык. Необходим был некий идеологический стержень, скрепляющий данные процессы. В таких условиях сформировался религиозно-политический союз вокруг лидера из племени курайшитов, провозгласившего себя пророком Аллаха на земле. Мухаммед был пастухом и посредником в делах богатой вдовы Хадиджи. Именно она одна из первых поверила и убедила мужа, что некто, являющийся ему на горе есть ангел Джебраиль. Мухаммед бросил торговые дела и стал халифом, т.е. пророком-проповедником. В 622 г. Мухаммед с последователями бежит из Мекки в Медину. Год переселения стал началом летоисчисления для всех мусульман мира. В 630 г. Мекка сдалась без боя войску Мухаммеда, и он объединил арабские племена. Пророк совершил поклонение Каабе и разрушил находившиеся там символы и идолы за исключением «черного камня». В 632 г. он умер в состоянии тяжелой лихорадки в комнате своей любимой жены Айши. Похоронен в Мединской мечети. У Мухаммеда было 11 жен и несколько дочерей (рождавшиеся сыновья умирали в младенчестве). Мухаммед – образец для подражания для всех мусульман.

В IX–X вв. ислам сложился как непростая культурная система, состоящая из теологической основы – калам, и правовой – шариат. Коран – главная книга мусульман, имеет 114 сур (глав), считается, что ее содержание было передано Мухаммеду Аллахом через ангела Джебраиля в месяце Рамадан. Считается, что незадолго до своей смерти пророк дважды сверял вместе с ангелом истинность и точность всего текста. Мусульмане верят, что Коран является точной копией оригинала, который находится на небесах. Однако известно, что Коран приобрел современный вид в годы правления третьего преемника (халифа) Мухаммеда – Османа (644–656), после того как в Коран был внесен материал, собранный предыдущими халифами. Этот материал состоял из проповедей пророка Мухаммеда, широко распространенных как в устной, так и в письменной форме.

Священное предание мусульман называется сунна, и состоит из хадисов – канонизированных сообщений о высказываниях и действиях Мухаммеда.

Мусульманская мифология носит во многом вторичный характер: она является переработкой древнеаравийской мифологии, мифологических представлений народов, принявших ислам, сказаний иудаизма и христианства.

Культ Аллаха – признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного Бога, от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ. У Аллаха есть противник – мусульманский сатана, шайтан Иблис, который единственный среди ангелов не пожелал поклониться человеку, созданному Аллахом. Аллаху помогают верные ему ангелы Джибриль, Михаиль, Исрафиль, Азраиль. Аллах велик, но он вынужден считаться с шайтаном и опираться на верных ангелов.

Культ Аллаха имеет в основе идею предопределенности человеческих поступков. Человек добр или зол, праведен или грешен не по своей воле – так захотел Аллах. «Мы не станем ни лучше, ни хуже. Мы такие, как хочет Аллах» (О. Хайям). Аллах все знает и направляет правоверных в их жизни, он решает судьбу каждого. Верным Аллаху предопределен рай.

Система мусульманских ценностей содержит ряд положений о человеке. Аллах сотворил первого человека из глины и назвал его Адам, и дал ему жену Хаву. Иблис совратил Адама и Хаву. На земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине (умме). Умма контролировала образ мыслей, быт и систему ценностей мусульманина. Отношения внутри Уммы регламентировались Шариатом (системой религиозно-правовых норм), разработанным в VII–XII вв. в Арабском халифате.

Для желающего исповедовать ислам требовалось сказать при свидетелях: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его». Вероотступничество каралось и карается смертью.

После смерти пророка Мухаммеда его заменили халифы Абу Бекр, Омар, Осман. В общине произошел раскол. Близкие родственники полагали, что только религиозная святость дает право на власть, а это право имеют только прямые наследники Мухаммеда. Они были последователями четвертого халифа Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата Мухаммеда, создав свою партию – шиитов (от арабск. шаа – «присоединяться к кому-либо»). Шииты считали, что власть должна сохранятся в «семье пророка» в руках верховных правителей – имамов. Имам – предводитель собрания верующих, учитель, позже – носитель «божественной субстанции».