После официального разрыва между Католической Церковью и Константинопольским Патриархатом, все подчиненные Византийской Церкви восточные Патриархи и епископы, в том числе русский, который также был греком, встали на ее сторону. Греческие епископы сознательно настраивали русских людей, особенно князей, против католичества, что признается и православными исследователями. Появляется масса антикатолических полемических сочинений, контакты сокращаются и постепенно сходят на нет, происходит окончательный разрыв Русской Церкви с Католической Церковью.
К концу домонгольского периода Православная Церковь насчитывала 16 епархий.
Татаро-монгольское нашествие заметно отразилось на жизни Русской Церкви. Многие храмы и монастыри были разрушены, тысячи верующих были убиты.
Возвышение Москвы также происходит при активном участии Церкви. В XIV – начале XV века на Руси было основано более 150 монастырей, в основном, в северных русских землях.
В процессе формирования централизованного российского государства Православная Церковь становится все более зависимой от светской власти.
В середине XVII века царь Алексей Михайлович попытался использовать православие в качестве идеологической базы для создания единой всеправославной империи с центром в Москве. Под руководством Патриарха Никона (1605 – 1681) была предпринята спешная правка русских богослужебных книг и, соответственно, обрядов по греческим образцам, что вызвало протест у наиболее активных представителей русского духовенства. Неприятие частью духовенства проводимых Патриархом реформ вскоре привело к открытому противостоянию и вызвало раскол в Русской Церкви. Возникло старообрядчество, распавшееся впоследствии на множество толков и согласий
В эпоху Петра I подчинение Церкви светской власти стало полным. Согласно «Духовному регламенту», высшей властью в Церкви обладает император, от имени которого церковное управление осуществляет духовная коллегия, получившая наименование Святейший Синод. Церковь по сути превратилась в один из государственных институтов, занимающийся вопросами идеологии.
Императрица Екатерина II продолжила эту политику, лишив Православную Церковь остатков экономической самостоятельности.
В начале XX века Русская Православная Церковь являлась самой крупной из всех поместных Православных Церквей. В ней насчитывалось 55 тыс. храмов, 100 тыс. священников и диаконов. В 1242 монастырях проживало более 50 тыс. монахов. Церковь имела 64 епархии и около 40 викариатов; ее епископат составлял свыше 100 архиереев. В начале 1917 г. из 182 млн. жителей Российской империи 115 млн., или более 63% числились православными.
После революции Октября 1917 г. новая власть обрушила на Православную Церковь жестокие репрессии, не без оснований воспринимая ее как основную идеологическую опору царизма. Во время «красного террора» было расстреляно большое количество священнослужителей. В 1918 – 1921 гг. было закрыто 673 монастыря – около половины имевшихся тогда в России. В январе 1918 г. были конфискованы помещения Александро-Невской лавры в Петрограде, в ноябре 1919 г. опечатана Троице-Сергиева лавра.
После окончания гражданской войны антицерковная политика была продолжена. После того, как во второй половине 1921 г. в России разразился голод, советская власть начала акцию по изъятию церковных ценностей. В 1922 г. по обвинениям, выдвинутым в связи с противодействием изъятию церковных ценностей, были расстреляны 2691 священнослужитель, 1962 монаха, 3447 монахинь и послушниц, а жертвами судебных и внесудебных расправ в общей сложности стали не менее 15 000 человек.
Согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. деятельность религиозных общин ограничивалась совершением богослужений. Урезались права общин. Началось массовое закрытие церквей: в 1928 г. было закрыто 534 церкви; в 1929 г. – 1129; в 1937 г. более 8 тыс. В Москве из 600 православных церквей к концу 30-х годов действовали только 23. В Ленинграде действовало лишь 5 храмов из 300; в 25 областях РСФСР вообще не было ни одного храма. Были закрыты все еще сохранившиеся на территории СССР монастыри.
Начало Великой Отечественной войны привело к изменению государственной политики в отношении церкви. В первые же дни войны к Сталину обратился Ливанский митрополит Илия, сообщивший об откровении Божией Матери и Ее повелении открыть храмы, освободить священников, возобновить молитвы и прекратить преследования Православия.
В сентябре 1943 г. в Кремле состоялась встреча Сталина с Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием, митрополитом Николаем (Ярушевичем) и митрополитом Алексием (Симанским). В результате встречи было дано разрешение на открытие храмов и монастырей, воссоздание духовных школ, создание в епархиях свечных заводов и мастерских церковной утвари.
В 1945 г. Русская православная церковь имела 10,5 тыс. действующих храмов, из которых 6 тыс. находились на Украине и 2,8 тыс. – в Российской Федерации. На территории СССР действовал 101 монастырь. Епископат Русской церкви насчитывал 62 архиерея. В 1946 г. были воссозданы духовные школы: семинарии и академии в Москве и Ленинграде; семинарии в Саратове, Ставрополе, Киеве, Одессе, Луцке, Минске. До 1947 г. действовала духовная семинария в Вильнюсе.
С конца 1958 г., после относительно стабильного положения церкви в первые послевоенные годы, административный нажим вновь усиливается: начинается новая волна антирелигиозных гонений. Провозгласив развернутое строительство коммунизма, Н.С. Хрущев выдвинул задачу «преодоления религии как пережитка капитализма в сознании людей». Практическим выражением этой идеологической установки стало массированное наступление государства на церковь и верующих. В результате в 1966 г. на территории СССР оставалось лишь 7,5 тыс. храмов (в 1961 году, до начала хрущевских гонений, их было 11742), из них в Российской Федерации – около 2 тыс.
В начале 80-х годов на территории СССР оставалось всего 6,7 тыс. православных храмов. На восьмимиллионную Москву приходилось лишь 46 православных церквей; в Ленинграде на 4 млн. жителей – 12. К середине 80-х годов Русской Православной Церкви принадлежало 20 монастырей, из них лишь 3 – в Российской Федерации.
С 1987 г. началась передача церкви отдельных храмов и монастырей. Летом 1988 г. Московский Патриархат насчитывал лишь 6893 прихода и около 7200 лиц белого и черного духовенства.
С 1988 года началось массовое открытие новых приходов: если в 1986 г. было открыто 10 храмов, в 1987 г. – 16, то в 1988 г. – 809, а в 1989 г. – 2039. В 1990 г. Русская Православная Церковь имела 8200 приходов и 74 епархии, 28 монастырей. В 1993 г. под управлением Московской патриархии находилось 242 монастыря; из них около 100 - в Российской Федерации. В 1995 году в России насчитывалось около 8000 православных общин, объединенных в 117 епархий, 347 монастырей и монастырских подворий. Общее число православных составляло около 60 миллионов человек. Кроме того существует 7 епархий в дальнем зарубежье.
По данным Федеральной службы государственной статистики[4] на 1 января 2009 года в России насчитывается 22 507 религиозных организаций.[5] Из них первое место занимает Русская православная церковь 12435 зарегистрированных организации. Старообрядцы – 269. Римская католическая церковь – 222. Религиозных организаций исповедующих ислам – 3862, буддизм – 198, иудаизм – 284.
Россия является светским государством, где никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. А свобода совести и вероисповедания гарантируется Конституцией. Всем гражданам дано право на исповедание любой религии и право быть атеистом. Несмотря на это, верующих в России много. В Стране действуют более 70 религиозных конфессий. Каждая конфессия свободно исповедует свою религию, верующие без ограничений могут посещать православные церкви, католические костелы, мечети, синагоги, буддистские храмы и дацаны.
Большинство верующих в России исповедуют христианство в форме православия. К ним же относятся старообрядцы и молокане. Ислам – вторая по распространенности религия в России. Также из распространенных религий на территории России стоит назвать буддизм, иудаизм и протестантизм.
4. Религиозная обстановка в Пермском крае
В последние годы уровень религиозно ориентированных граждан составляет более 70% общей структуры населения Прикамья. Убежденные верующие образуют около трети всей численности религиозных граждан (по результатам социологических исследований в Прикамье под руководством М.Г. Писманика).
По состоянию на начало 2009 года в городе Перми действуют 67 религиозных организации, более 10 религиозных групп, которые представляют более 20 конфессий. В составе религиозных граждан православных 70%, мусульман – 4%, 2% старообрядцев, около 2% населения Прикамья относят себя к другим конфессиям, и, наконец, около 20% населения не связывают себя с определенной конфессией.
Наиболее многочисленная конфессия Русская Православная Церковь - Пермская епархия. В городе епархия объединяет 27 зарегистрированных религиозных организаций, которые используют для религиозных культов и обрядов 19 храмов и 3 монастыря. Мусульмане представлены в городе 8 религиозными организациями, действует 2 мечети.
В последние годы религиозные организации расширили общественно значимую культурно-просветительскую работу, образовательную деятельность, больше уделяют внимания милосердию и благотворительности.
Выстраивая систему отношений с религиозными объединениями, администрация города четко придерживается концепции светского государства, содействует развитию взаимопонимания и терпимости, укреплению межконфессиональных отношений.
В городе работает некоммерческое партнерство Межконфессиональный консультативный комитет (МКК). В рамках сотрудничества МКК и администрации города были проведены общегородские научно-практические конференции: «Религия и молодежь», «Христианство и грядущие судьбы России». Оказана помощь в издании информационного бюллетеня «Традиционные конфессии Прикамья». 10 декабря 2002 года впервые в городе состоялись исторические слушания «Религия в истории города Перми (до 1917 года)». МКК организовал и провел Международную молодежную христианскую встречу впервые в России, научно-практические конференции "Проблемы образования и здравоохранения в контексте национальной безопасности России", «Традиционные конфессии и борьба с наркоманией».