Смекни!
smekni.com

Культы богов растительности (стр. 8 из 8)

Древнейшим письменным памятником, в котором содержится миф о Деметре и Персефоне, является гомеровский гимн Деметре, который специалисты датируют VII веком до нашей эры. Гимн, своими корнями возносится к глубоко древнему времени существования небольшого независимого государства Элевсин, имеет намерение объяснить происхождение Элевсинских мистерий. В гимне под тонким покрывалом поэтических образов явственно просматриваются представления его автора о природе и функциях обеих богинь – Деметры и Персефоны.

Согласно гимну, девушка Персефона собирала на свежем зеленом лугу цветы, когда под ней разверзлась земля.Возникнувший из бездны Плутон, царь мертвых,умчал ее на золотой колеснице и сделал царицей мрачного подземного мира. Ее скорбящая мать Деметра, скрыв свои пшеничные косы под траурным одеянием, искала Персефону по всему свету и, узнав о судьбе своей дочери от Солнца, в глубоком возмущении удалилась от богов и нашла себе убежище в Элевсине. Разгневанная понесенной утратой, богиня не давала посевам прорасти и поклялась, что ноги ее не будет на Олимпе и побеги не прорастут до тех пор, пока ей не возвратят дочь. Тщетно волы туда-сюда таскали плуги по борозде, тщетно сеятель бросал в коричневые борозды ячменные зерна – ничто не всходило на иссохшей, комковатой земле.

Люди вымерли бы от голода, а боги лишились бы своих жертвоприношений, если бы не на шутку обеспокоенный Зевс не приказал Плутону возвратить Деметре украденную Персефону. Суровый хозяин царства мертвых с улыбкой повиновался, но, прежде чем на золотой колеснице отослать свою королеву в верхний мир, он дал ей съесть зерно граната, чтобы Персефона вернулась к нему. Но Зевс оговорил, что с этих пор две трети каждого года Персефона будет проводить в верхнем мире в обществе богов и своей матери, а одну треть – в нижнем мире со своим мужем (оттуда она будет уходить, когда земля покрывается весенними цветами). Дочь в радости вернулась к свету солнца, и мать с ликованием бросилась ей на шею. Придя в восторг по случаю возвращения пропавшей дочери, Деметра заставила посевы пробиться из-под комьев вспаханной земли, тут же отяжелевшей под покровом листьев и плодов. Богиня показала это отрадное зрелище царю Келею и царевичам Триптолему, Эвмолпу и Диоклесу; больше того, она открыла им свои священные обряды и мистерии. Блажен, по словам поэта, смертный, которому довелось узреть такое. Но тот, кто не приобщился к этим таинствам при жизни, и после смерти, сойдя во мрак могилы, не обретет счастья. Затем обе богини удалились на Олимп, где в блаженстве проводят свою жизнь боги.

Главная задача, которую поэт поставил перед собой в этом гимне, – передать предание об основании Элевсинских мистерий богиней Деметрой. Кульминацией гимна является сцена преображения природы. По мановению богини голые пространства Элевсинской равнины вдруг покрываются безбрежным ковром спелого зерна. Благодетельная богиня демонстрирует содеянное членам элевсинского царского рода, обучает их сакраментальным обрядам и вместе со своей дочерью возносится на небеса. Триумфальным заключительным аккордом этого мифа является откровение таинств. Этот вывод подтверждает и детальный анализ содержания поэмы. Он показывает, что поэт дал не просто общее описание основания Элевсинских мистерий, на более или менее туманном мифологическом языке он дал объяснение происхождения частных обрядов, которые являлись важными составными частями праздника Деметры. В числе обрядов, на которые поэт многозначительно намекает, – предварительный пост для всех посвящаемых; факельное шествие; всенощное бдение; обычай сажать новопосвящаемых, которые должны быть скрыты от взоров и хранить молчание, на скамейки, покрытые овечьей шкурой; использование бранных выражений: отпускание непристойных шуток и, наконец, торжественное приобщение к богине глотком ячменного отвара из священной чаши.

Мы можем выделить первоначальное ядро этого мифа, освободив его от последующих наслоений.Элевсинские мистерии целиком посвящены хлебу, открытому Деметрой, и похищению Персефоны Плутоном. Три месяца – по другим сведениям шесть месяцев – эта богиня проводит в подземном царстве мертвых, а остальную часть года – среди живых людей в подлунном мире; в отсутствии этой богини ячменные зерна скрыты в земле, а голые поля лежат под паром; с ее возвращением земля одевается листьями и цветами, начинают пробиваться ростки. Конечно, мифическая Персефона является аллегорией растительности (прежде всего злаковых культур), которая проводит зимние месяцы под землей и распускается летом.

Портретное сходство изображений Деметры и Персефоны служит доказательством тождественности этих богинь друг другу. Кроме того, известно, что в великом святилище в Элевсине к ним обеим без особого различения их индивидуальных свойств и атрибутов постоянно применяли титул "две богини", как к воплощению некой единой божественной субстанции.

Из совокупности имеющихся данных можно заключить, что в сознании рядового грека эти богини были, прежде всего, олицетворениями хлебных злаков и что в таком представлении о нихзаключен будущий расцвет их культа. Конечно, в процессе многовекового развития религии на это элементарное представление наложились высшие моральные и интеллектуальные соображения, затмившие образ пшеницы или ячменя.

Образ зерна, которое зарывают в землю для того, чтобы оно взошло для новой, высшей жизни, естественно, вызывал в сознании людей аналогию с человеческой судьбой и укреплял в людях надежду на то, что и для человека за гробом, в неизвестном мире, излучающем высшее сияние, начнется лучшая, более счастливая жизнь. Одного этого простого аргумента совершенно достаточно для того, чтобы объяснить связь Элевсинской богини хлеба с таинством смерти и с надеждой на вечное блаженство. В подтверждение того, что посвящение в Элевсинские мистерии древние рассматривали как ключ к вратам рая, можно привести замечания относительно блаженства, которое уготовано посвященному в загробном мире, оброненные хорошо осведомленными авторами. Миф о Деметре и Персефоне является одним из немногих мифов, где солнечную ясность греческого гения затмила мрачная тень смерти. Поэтому, выводя данный миф из самых что ни на есть привычных природных процессов (из мрачного осеннего увядания и свежести весенней зелени), мы никоим образом не преуменьшаем его значения.

Заключение

Начавшись с простых человеческих заблуждений, пройдя через магию и религию, представление человека о жизни в какой-то момент вылилось в создание разветвленной системы мифологических богов. Немаловажное место в этой системе занимали боги растений, в основном сельскохозяйственных. Процесс их появления в сознании человечества сопровождался многочисленными экспериментами в области магии и религиозных поклонений. Первоначально человек включал растения в систему магических воздействий, пытался ускорить или нормализовать их рост с помощью магии. Позже человек стал поклоняться растению как обладающему разумом и душой существу.Эти подходы в свою очередь дали жизнь институтам колдунов- и жрецов-правителей. Эти институты в течение некоторого периода находились непосредственно у власти, и лишь затем они выродились в совершенно непонятный нашему современнику древний обычай. Пример такого вырождения – это царь-жрец в Неми. Кровавый обычай смены жреца предназначался для поддержания природы в стабильном состоянии, в обеспечении общества урожаем. Постепенно людьми отсеивалась магическая теория, как в корне неверная – наступил черед религии. И до той поры, пока наука полностью не вступила в свои права – права главного мировоззрения – человеческое сознание заполнилось религией.

Земледелие – занятие, составляющее основу жизни многих древних цивилизаций - расценивалось людьми как посланная свыше благодать, божественное откровение. Теперь, чтобы обезопасить себя от неурожая человек прибегал к жертвоприношениям и молитвам, пытаясь воздействовать на некоего небесного агента. По представлениям древнего времени за осуществление смены времен года, роста и увядания растительности отвечает бог. Многие боги изначально были богами растений, лишь потом им стали приписывать благодати, в окружении которых боги утратили истинное лицо.

Факт в том, что боги эти по сей день многими узнаваемы и популярны (чего стоит хотя бы слава Осириса). Рожденные человеческим сознанием, чтобы способствовать урожайности и обильному плодоношению, древние боги и сейчас способствуют появлению новых красок в живописи, скульптуре и литературе. Во все времена авторы обращались к архаичному символу бога, олицетворяющего культурные растения.

Список литературы:

1. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980

2. Малиновский Б. Магия, наука и религия.М.: «Рефл-бук», 1998

3. Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.: АН СССР, 1956

4. Нильссон М. Греческая народная религия. СПб.: "Алетейя", 1998

5. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: "Прогресс", 1992

6. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.

7. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т.

8. Тайны происхождения человеческих богов /С. М. Брюшинкин, М.:АСТ:Астрель, 2008

9. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции — М.: ЗАО Фирма СТД, 2005.

10. Иванов В. "Дионис и прадионисийство", СПб, 2000.