Бог может ускорить срок жизни, положенный герою судьбой Мойорой, может по своему произволу удлинить его. Ослепленному Тиресею даруется взамен глаз долголетие, а фракийскому царю Ликургу жизнь укорачивается.
Можно жить в любом возрасте и без возраста; можно возвращать былую юность, можно воскреснуть после смерти: вернуться из Аида на землю и вновь воплотиться в прежнее тело.
Существует два положения в отношении причинности в мире чудесного:
1. В действительной жизни причинная последовательность есть временная последовательность. В чудесной действительности мифа причинная последовательность может лежать вне времени: она вне временна.
2. Для того, чтобы что-либо произошло, нет необходимости в каких-либо переменах в предшествующих обстоятельствах. Для этого необходимо одно: желание. Приме:
Волшебный корабль феаков несется в «Одессе» к берегам Итаки без руля. Им никто не управляет. Одиссей спит. Что нужно было для того, чтобы корабль попал в Итаку? – Желание Одиссея вернуться на Родину.
На этом основании свершается действие любого волшебного предмета: надо только пожелать и предмет немедленно исполняет желание. Моральная сторона выключена из логики чудесного. Смысл желания только в его исполнении.
У мира чудесного существуют свои, неотъемлемые от него черты. Это абсолютность качеств и функций его существ и предметов, будь то боги, чудовища или волшебные предметы. Функция волшебного предмета непрерывна, что энергия его неисчерпаема и проявляется и прекращается она только согласно желанию обладателя этого предмета: например, по условному знаку, слову («Сезам, откройся») и тому подобное.
Абсолютную силу имеет и закон метаморфозы: любое существо или вещество может быть обращено по воле бога в любое другое
Для чудесного мира мифа характерны еще две черты: явность тайного и тайна явного. Такова эстетическая игра чудесного.
Смерть служит признаком разделения существ на смертных и бессмертных. Смертный не может быть бессмертным, бессмертный не может быть смертным. Но согласно логике чудесного то и другое возможно, ибо в мире чудесного при всей его абсолютности нет устойчивых норм и пределов, нет постоянства на которых покоится всякое различие.
Скилка бессмертна. Одиссею, который хочет оружием отразить нападение Скиллы на корабль, проходящий между Скиллой и Харибдой, Афина говорит о бесцельности сопротивления чудовищу. И в то же время смертный Геракл конце концов убивает бессмертную Скиллу. Он убивает ее потому, что надо было убрать с Земли последние существа архаического мира титанов, к которым и принадлежала и Скилла. Таких случаев немало.
Последовательность логики здравого смысла чужда логике чудесного. Это отчетливо проявляется там, где налицо количественные отношения: величина, мера, о которых миф забывает.
Геракл играет решительную роль при гигинтомахии. Это он, а не Олимпийцы, поразил гигантов при Флеграх на Горелом поле. Он вступает в единоборство с единичными гигантами, как атлет с атлетом, - наприме, с Алкионисем. Он замещает на время Титана небодержателя Атланта, приняв на плечи столпы небесные. Атлант – далеко не гора. И тем не менее Геракл выступает как противник гигантов и великанов и побеждает их в единоборстве. Такова логика мифа.
Важен смысл, а не зрительный образ. А если зрительный образ нужен, то логика чудесного мгновенно уравнивает силы, умаляя одну фигуру, увеличивая другую.
Так логика чудесного открывает нам чуждый здравому смыслу формальной логики некий и «разум неразумия» в нашем творческом воображении. Этот разум «неразумия» стоит в противоречии к разумным правилам формальной логике здравого смысла, но он есть все - таки разум, что его «неразумие» все же подчинено логике. То, что с точки зрения формальной логики, является заблуждением, ошибкой, то в логике чудесного утверждается как закон, управляющий чудесным миром.
Заключение
Древние мифы творились бессознательно, новые могут создаваться обдуманно и планомерно для оболванивания масс. Но и древний миф не забыт, он живет в подпочве нашей культуры, питает ее корни, проростая в ветвях художественного образа, в религиозных надеждах и творчестве.
Мифология – неисчерпаемый источник, арсенал духовных ценностей человечества, накопленных за многовековую историю общества.
«Мифологизм» является характерным явлением литературы двадцатого века и как художественный прием, и как стоящее за этим приемом мироощущение. Он ярко проявился и в драматургии, и в поэзии, и в романе.
Мифологизация как явление поэтики в современном романе есть определенный феномен, единство, которое нельзя полностью отрицать.
Миф не есть специально создание религии, но он – энергийное, феноменальное самоутверждение личности, независимо от проблемы взаимоотношения вечности и времени.
Миф не есть догмат, но-история. Прежде всего становится явным, что в мифе, как таковом, наблюдается своя собственная, специфическая разделенность и диалектическое.
Миф есть слово о личности, слово принадлежащее личности, выражающее и выявляющее личность. Миф есть развернутое магическое имя.
Античный миф нельзя называть сказкой, потому что сказка это уже продукт народного творчества.
Миф ничего заранее не придумывает и вполне реален, как сама жизнь, естественно творящая этот миф.
Используемая литература
1. Голосковер Я.Э. Логика мифа. М.,1987.
2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
3. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа М., 1976.
4. Пивоев В.М. Миф в системе культуры. Петрозаводск. 1991.
5. Тахо – Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.