Смекни!
smekni.com

Религия и наука в контексте культуры (стр. 2 из 4)

Можно выделить два основных вида религиозной деятельности: некультовая и культовая. Производство религиозных идей, понятий, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений составляют духовную религиозную некультовую деятельность. К практической некультовой религиозной деятельности относятся миссионерство, участие в работе соборов, совещаний, преподавание теологии в учебных заведениях, управленческая деятельность, пропаганда религиозных взглядов в средствах массовой информации, в семье.

Религиозные организации.

Последователи вероисповедания образуют религиозную общность. Существование и функционирование общности обеспечивается организацией. Общность со всеми своими организационными элементами представляет собой религиозное объединение. Оно начинается с общины, над которой надстраивается комплекс звеньев, обеспечивающий целостность объединения. Для богословов характерен взгляд на религиозные группы и на организации как на особые образования с мистическим единством во главе с Богом. Специфическим конституирующим видом деятельности религиозных групп является культовая деятельность. В рамках объединения выделяются субгруппы (духовенство, монашество и т.д.) Служители культа и верующие могут создавать политические, профессиональные, молодежные и другие организации, члены которых образуют специфические нерелигиозные группы. Структура религиозной организации предписывается традицией, церковным правом или уставом. Организационные принципы задают определенные роли, правила субординации и координации. Механизмами контроля могут быть нормы религиозного права и морали, групповое мнение, система образцов и санкций.

Религиозность.

Уточнение и развитие понятия «религия» проводится с помощью теоретического и эмпирического обоснования, в том числе на основе конкретного социологического исследования. Предпосылкой и условием конкретных социологических исследований является операциональная интерпретация теории и в первую очередь понятия «религиозность». Религиозность – социокультурное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков) (И.Яблоков). Конкретизация представления о религиозности требует введения понятий «степень», «распространенность» (уровень), «состояние», «динамика» религиозности. Социологическое исследование религиозности предполагает выяснение критериев. При изучении религии недостаточно одной группы критериев. Классический пример – результаты прямого опроса и тестирования студентов в эксперименте Г.Вернона (США). Традиционный прямой опрос выявил гораздо большую степень религиозности (97,8%), чем тест самоидентификации (72%).

3. Наука как культурный феномен

Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности.

Выделяют несколько принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль:

Принцип объективности, причинности, рациональности, воспроизводимости, теоретичности, системности и принцип критичности.

Теория пытается открыть общую идеальную структуру мира в космическом мироздании. Подвергает осмыслению, прежде всего внутренний опыт человека в его предельном выражении: опыт смерти, зла, страданий.

Изучает причинно-следственные связи. Рассматривает проблемы осмысления бытия. Доминируют рассудочные средства. Изучает природу, в том числе и природу человека, с позиций эзотеризма и пропорциональности.

Основная ценность - информативное содержание науки, опыт переживаний человека. Прогрессирует за счет постоянного самообновления. Изменяет свои догматы скорее как исключение, а не правило.

Развитие научного знания и последовательная смена его парадигм позволили выявить ряд познавательных моделей, доминировавших в разные исторические периоды: механистическую, статистическую, системную, диатропическую. Логически обрисованные и интуитивно достоверные, эти модели заключали в себе определенные принципы построения общей картины мира своего времени.

Существуют следующие познавательные модели: схоластическая; рационалистическая. В ХIХ в. самостоятельность научным изысканиям принесли формально-логические методы доказательства и обоснования точных наук, особенно - логики и математики. Величайшим и зримым достижением научного развития стали в ХХ в. фундаментальные изменения в техногенной структуре общества. Появилась новая модель познания - системная, важнейшими понятиями которой стали целеполагание и оптимизация.

Обратившись к анализу К.Ясперса, выделим три этапа познания в истории культуры:

1)рационализация вообще;

2)становление логически и методически осознанной науки; 3)возникновение современной науки.

В условиях кризиса техногенной цивилизации необходимы новые теории, свободные от стереотипных и однозначных рекомендаций. Весьма перспективной представляется в этой связи эволюция науки в контексте разрабатываемой в наши дни диатропической модели, которая рассматривает природу как сад, как ярмарку. Ее автор Ю.В.Чайковский. Ученые все более убеждаются в том, что спасение природы, общества и культуры состоит, прежде всего, в усвоении идеи спасения природы как идеи религиозной. Современное общество вновь обращается к религиозным исканиям, и не исключено, что они приведут нас к созданию религии нового типа.


Вывод

Эдуард Тейлор, известный английский исследователь первобытной культуры, задавался вопросом: существуют ли на земле или существовали когда-нибудь прежде племена людей, у которых совсем не было бы никаких религиозных понятий? В своей книге «Первобытная культура», в которой собрано огромное количество мифов самых различных народов мира, автор сделал вывод: нет, наука не знает таких племён.

У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30 - 40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый - это археологические находки, и среди них - немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами. Второй - это мифы, легенды, поверья племён, по той или иной причине оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных народов и живущих, видимо, так, как жили их предки тысячи и десятки тысяч лет назад.

Постепенно оформляются более сложные представления о душе и ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей. В античности существовала строгая иерархия богов, хотя еще не произошло четкого размежевания мифологических и религиозных персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога. Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм,синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм (МОНОТЕИЗМ).

К теистическим религиям относятся иудаизм, христианство, ислам. Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм, христианство,ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни не обрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

В настоящее время, наряду сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности. (РАСТАФАРИАНСТВО)

Список литературы

1. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998.

2. Гордиенко, Н.С. Сущность религии и ее исторические формы / Н.С. Гордиенко. – СПб., 1995.

3. Зубов, А.Б. История религий: курс лекций. Кн.1. Доисторические и неисторические религии / А. Б. Зубков. – М., 1997.

4. История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - Т.1. - М., 2004.

5. Иллюстрированная история религий: В 2т. /Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. - М., 1992.

6. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2003.

7. Мень, А.В. История религии : в 2 кн. Кн.1 / А. В. Мень. – М., 1998.

8. Миронова, М.Н. Религия в системе культуры / М.Н. Миронова, И.Ф. Кефели // Социально-политический журнал. – 1996. – № 1. С. 77–96.

9. Малерб М. Религии человечества. - М.-СПб, 1997.

10. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. /Гл. ред. С.А. Токарев. - М., 2004.

11. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. - М., 2004.

12. Рапов, О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII веков: Принятие христианства / О.М. Рапов. – М., 1998.

13. Станкевич, И.Л. Первобытное мифологическое мировоззрение и культовая практика / И.Л. Станкевич. – Ярославль, 1994.

14. Фейнберг, С.Л. Наука, искусство и религия / С.Л. Фейнберг // Вопросы философии. – 1997. – № 7. – С.54–63.

15. Энциклопедия для детей. Т.6. ч.1. Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм. /Гл. ред. М.Д. Аксенова. - М., 2002.