Смекни!
smekni.com

Исследование истории создания Чимеевского монастыря и Чимеевской иконы Божьей Матери (стр. 1 из 4)

Введение.

Актуальность проблемы данного исследования определяется необходимостью изучения более детально истории возникновения Чимеевского монастыря как неотъемлемой части русской культуры. Развитие православной духовной мысли и жизни в XIX столетии в России, как и в предыдущие века, во многом было связано с практикой христианского жития и, прежде всего, с практикой русского монашества. Русское монашество XIX века дало немало примеров истинного христианского подвига, которые служили образцом для понимания смысла жизни, поведения и повседневного бытия обычных, мирских христиан. (Приложение №1)

Слова преподобного Серафима Саровского "стяжите дух мирен" актуальны и по сей день, потому что мирный дух - это и стабильность самой личности, это и устройство семьи, это и целостность нашего Российского государства. Преподобный предвидел, что именно мирный дух - это та сила, которая будет способствовать духовному возрастанию нашего общества.

Нравственность зависит прежде всего от нашей веры. Насколько глубоко мы проникаемся своим сознанием в нашу отеческую православную веру, настолько и получаем от наших святых молитвенную помощь. Именно православная вера создала наше отеческое государство, которое в течение тысячи лет свидетельствовало миру особый феномен связанности культуры и религии.

Прославляя святых, мы проникаем в нашу историю, в нашу государственность, и прежде всего мы осознаем себя сопричастниками к православной вере. Феномен русского монастыря и русского монашества является многоаспектным и далеко выходит за рамки одного только религиозного сознания и религиозного культа.

Общеизвестно, что монастыри наряду с главным своим делом молитвы и духовного окормления верующих людей являлись государевыми крепостями, культурными и образовательными центрами, образцовыми для своего времени школами ведения хозяйства, тюрьмами. Наиболее полно и последовательно выражая христианское учение, русские монастыри в то же время делали это в национально-самобытной форме, породив феномен русского инока. Несомненно, преподобный Серафим Саровский в разные эпохи отразил народные представления об идеале праведной жизни.

Без монастырей невозможно представить русскую культуру. История монастырей и монашества в России тесно переплетаются с историей нашего Отечества. Значение монастырей сегодня велико и далеко выходит за рамки "удовлетворения религиозных потребностей верующих людей". Поэтому как в прошлом, так и сейчас в монастыри устремляются православные паломники и светские туристы, их не оставляют вниманием политики и деятели культуры.

Индивидуализация России в XVI - XVIII веках выражалась в процессе централизации, сопровождающемся феодализацией социально –экономической сферы и абсолютизации власти. Индивидуализация церкви – тот же процесс централизации. Индивидуализация привела к освобождению Руси от монголо-татарского ига, к освобождению церкви от зависимости от Константинопольского патриарха; продолжалась в образовании централизованного государства и реформах Никона, введших единообразие культа.

Индивидуализация церкви этими реформами была завершена. Введение патриаршества на Руси завершило централизацию, а единообразие культа – культовую.

Православие, ставшее чертой традиционализма, включало церковь как необходимую часть обрядности. Исполнение культа, покровительство со стороны святого, которому была посвящена церковь, являлись основными функциями церкви, ради которых она и строилась.

В XIX веке Зауралье было освоено, крестьянство получило возможность вкладывать средства в церковное строительство.

Первоначально церкви делали деревянными, небольшие, бедно обставленные, походившее скорее на часовни.

Подавляющее большинство сохранившихся памятников истории, градостроительства и архитектуры Зауралья составляют памятники культового назначения. К таким объектам культурного наследия Курганской области, имеющим федеральное значение относятся: Далматовский монастырь, Спасо-Преображенский собор, Никольская, Широковская и Першинская церкви, церковь Трех Святителей, церковь Флора и Лавра.

Свято Казанский мужской монастырь по праву является одним из главных объектов культурного наследия не только Зауралья, но и всей России.

Целью данной работы является подробное исследование истории создания Чимеевского монастыря и Чимеевской иконы Божьей Матери.

В связи с этим обозначены следующие задачи данной работы.

Проанализировать положение православной церкви.

Выявить роль церкви в современной России.

Составить историческую справку Чимеевского монастыря.

Охарактеризовать икону Казанвкой Божьей матери.

1.История русской православной церкви

История русской православной церкви насчитывает уже более тысячи лет. Земля Русская переживала тяжелые годины но духовные пастыри поддерживали народ русским словом и делом. Знала Россия и татар и шведов и немцев… Да кого только она не знала…Но всегда рядом с крестьянином, боярином, князем или императором был духовный наставник, который направлял его на путь истинный, освещал мятущийся ум Словом Божьим, недаром на протяжении многих веков слова «русский» и «православный» были синонимами…

На протяжении многих веков в России было два главных богача – государство и церковь, причем церковь умела в большинстве случаев более разумно распорядиться своим богатством, чем государство. В бой русские полки ходили под православными знаменами с изображением Святого Спаса. С молитвой пробуждались ото сна, работали, садились за стол и даже умирали с именем Бога на устах. Нет и не может быть истории России без истории Русской Православной церкви.

2.Положение православной церкви в России

На протяжении XIX в. положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре I. Важнейшие статьи петровского “Духовного регламента” были включены в “Свод законов”. В нем содержалось религиозное обоснование царской власти и тем самым закреплялся давний союз церкви и государства. Закон объявлял православие “первенствующей и господствующей” в России верой. Император обязан был придерживаться только православного исповедания. Он объявлялся “верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем правоверия и всякого в церкви благочиния”. Это давало правительству право распоряжаться церковными делами, вплоть до догматических вопросов, и преследовать религиозное инакомыслие.

Закон разрешал исповедовать в России все религии, если они лояльно относились к существующему порядку. Христианские исповедания имели преимущества перед нехристианскими, православие — перед всеми остальными. Закон разрешал переход из нехристианских исповеданий в христианские и из “инославных” (христианских не православных) — в православие. Переходы в противоположном направлении воспрещались.

Закон возлагал на церковь ведение актов гражданского состояния и требовал от всех православных непременно, хотя бы раз в год, исповедоваться и причащаться. О случаях упорного уклонения от этого духовенство должно было сообщать светским властям.

В середине XIX в. численность православного духовенства доходила до 60 тысяч человек. Оно разделялось на черное (7 тысяч человек) и белое (53 тысячи). Черное духовенство составляли монахи и монахини. Из числа монахов назначалась высшая иерархия церкви — архиереи (епископы, архиепископы и митрополиты) . Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (диаконов и псаломщиков).

Высшим органом церковного управления являлся Синод. Его члены назначались царем из видных иерархов. Все важнейшие постановления Синода подлежали “высочайшему” утверждению. Большую роль в церковном управлении играл синодальный обер-прокурор — светский чиновник, представитель царя в Синоде.

Со времен Петра I наблюдалось все более тесное сращивание церкви и государства. В конце концов православная церковь превратилась в часть государственной машины. Но полного слияния не произошло. Церковь оставалась обособленной частью государственной машины. Союз церкви и государства имел внутренние противоречия. Церковь тяготилась гнетом светского чиновничества. Трения между Синодом и обер-прокурором никогда не прекращались.

Основным звеном местного церковного управления были епархии, по своей территории обычно совпадавшие с губерниями. Во главе епархии стоял архиерей. Среди православных архиереев встречалось немало искренних радетелей веры, стремившихся сблизиться с рядовыми верующими, знать их нужды. Так, камчатский епископ Иннокентий объездил всю свою огромную епархию и лично познакомился со всем вверенным его попечению духовенством и почти со всей паствой. Но многие церковные иерархии были далеки от основной массы верующих и от рядовых священников.

Секуляризация монастырского землевладения в XVIII в. лишила монастыри больших земельных угодий. При Павле I и Николае I каждому монастырю от казны был выделен небольшой земельный надел. Сверх этого они могли приобретать недвижимое имущество (даже в виде дара) всякий раз с особого “высочайшего” разрешения. Тем не менее монастырское землевладение постепенно вновь стало расти. Увеличивались и денежные капиталы монастырей — в основном за счет многочисленных пожертвований.

3.Роль церкви в современной России

Русского человека невозможно представить без православной церкви, даже если он заявляет, что является неверующим. Это все равно в нем живет на глубинном уровне. Когда русский человек оказывается на чужбине, он начинает испытывать тоску – ностальгию. История показывает, что всюду на чужих землях, где появляются русские люди, они первым делом начинают строить православный храм. Вокруг него организуется вся жизнь.

Религиозность, несмотря на все катаклизмы, сохранилась в русском человеке. Когда русскому человеку плохо, он что, пойдет в мечеть или синагогу? Нет, он будет искать действующий православный храм. Действующий! Там, где на него подействуют, утешат, помогут, дадут возможность выжить.