С другой стороны, христианство совершенно естественная религия. Естественная для каждого чистого простого сердца, еще не сильно поврежденного грехом; для философа интеллектуала, ученого и художника, которым повезло благополучно миновать лабиринт «индивидуального процесса», с помощью «нити Ариадны», то есть с помощью любимого супруга, супруги или других благоприятных обстоятельств, выйти из него и пойти по восходящей, к обожению, или, подобно Тертуллиану путем Sacrificium intellectus (Жертвование разумом), или путем примирения веры и разума, полностью принять новозаветного Христа таким, как представляет Его нам Евангелие.
Но в заключение своего ответа на Ваш вопрос скажу так, может быть христианство действительно противоречивая религия. В самом деле, разве не находятся в вечном противоречии, и даже порой жестокой схватке, душа и дух, душа и тело, инстинкты и духовность, мужчина и женщина (половая составляющая в каждом из нас), сознание и подсознание, сознание и сверхсознание, вера и сомнение, жизнь и смерть? Одним словом, в нашей жизни многое антиномично, к сожалению, часто противоречиво, «Христианский мир был поляризован. Христианская история разворачивается между противоположными полюсами: Империей и Пустыней», - точно заметил Георгий Флоровский. Но не в этом ли заключена потрясающая и величественная динамика жизни? И не христианство ли как никакая другая религия мира наиболее полно раскрыла эту динамику, призывая человека ответить трагизму смерти свободным выбором веры и надежды в Воскресшего Христа!
22 Повлиял ли чудовищный геноцид 20 века на уменьшение чувства страха перед адскими мучениями и адом?
Страх перед «адом и адскими мучениями» был наиболее сильным в средневековой христианской Европе, его сознательно поддерживали и, время от времени укрепляли церковные институции, особенно после введения инквизиции (последней инквизицию отменила Испания, в 1833 году, интересно, что это совпало с изобретением телеграфа –прим авт.). Научные открытия, особенно революционные открытия Коперника, Джордано Бруно, Галилея, постепенно ослабили власть церкви. И, может быть, спонтанный и естественный процесс индивидуализации человечества (предусмотренный Божественным Промыслом), который требовал укрепления человеческого сознания и самосознания содействовали тому, что страх адских страданий в течение последних трех-четырех столетий слабел, но с ним ослаблялась и вера в Бога.
Войны и гражданские войны двадцатого века, страдания людей в концлагерях типа Аусвица, Дахау, Освенцима, Ясеновца, истребление детей, женщин, монахов, священников; армян, сербов, русских, евреев, словно ад обрушились из невидимого мира (ада, подземелья, преисподней) на землю, принеся такие изощренные садистские издевательства над людьми, перед которыми бледнеют описания Данте и средневековые фрески с изображениями Страшного суда, картины Босха и Брейгеля. Афоризм Сартра - «Ад это другие!», как философия экзистенциалистов 20 века (Философия существования, одно из ведущих направлений современной западной социальной философии, возникшее в начале XX века. Экзистенциализм стремится постичь бытие как некую непосредственную, не расчлененную целостность субъекта и объекта. Выделяя в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего "бытия в мире". Бытие толкуется как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада – прим пер), вполне соответствовал реальным событиям, человеческим и международным отношениям, вселяя в человека сильнейших страх, но не перед адом или Богом гнева, посмертными страданиями, а перед другим человеком, здесь на земле.
Два великих философа 20 века: Теодор Адорно (1903-69), немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества (“Диалектика Просвещения”, 1948, совместно с М. Хоркхаймером) и идеями “отрицательной диалектики”. Адорно и его сотрудники провели в нач. 1940-х гг. в США исследование “авторитарной личности” как социально-психологической предпосылки фашизма. – прим пер) и Ганс Йонас (Известный немецко-американский философ Ганс Йонас.Йонас включает в поле своего рассмотрения три фундаментальные метафизические реальности, каждая из которых отмечена чертами временности и изменчивости: речь идет о человеке, о созданной им технологической цивилизации и о естественной природе, которая подвержена человеческим воздействиям, ввел понятие " Бог после Аусвица" – прим пер), Оба евреи, не без следов ветхозаветного иудаизма, особенно это выражено у Йонаса, ищут новые пути к Богу, практически полностью отвергая двухтысячелетнее иудео-христианское представление о Боге. Но здесь не время рассуждать об этих оригинальных мыслителях и их представлениях Бога «после Аусвица», о них достаточно сказано и написано.
Я уверен, что Ваш вопрос, за который я вам искренне благодарен, не потеряет актуальности и в 21 веке. Он требует обширного, фундаментального ответа, подкрепленного многими документальными фактами. Я же высказывая свое мнение наверно упрощу проблему: ужасы видимого и пережитого ада, который выпал на долю людей в 20 веке ( а кто может нас утешить, что в 21 не будет еще страшнее?), резко разделили людей на три категории: на убежденных непоколебимых атеистов, на столь же убежденных непоколебимых верующих и на несчастных мучеников ума, сердца и воли, которые не могут сделать свой выбор. О количественном составе каждой из групп я говорить затрудняюсь.
23 В Вашей книге «Старое и новое в христианстве», Вы написали: «Если современные философы не открыли истину религии, то они определенно открыли какую-то ложь, скрывающую истину» какую ложь и какую истину Вы имели в виду?
В любой религии есть своя внутренняя и внешняя сторона, или, как принято было говорить свою эзотерическую и экзотерическую сторону. Я вижу эзотерическую сторону христианства в той части дефиниции Церкви, в которой сказано, что она – «мистическое Тело Христово и эсхатологическая община». Экзотерическую или внешнюю сторону христианства, христианской Церкви, я вижу в третьей ипостаси Церкви, Церкви как институте.
Поскольку внутренняя мистическая сторона христианства, как таковая, не подлежит критике, ибо это дело веры, точнее, переживания веры. Переживая именно такую веру, апостол Павел мог сказать что Церковь «Тело Христово», Которое мы принимаем в таинстве Евхаристии. Одним словом, человек или верит или не верит в Христа Воскресшего, в Богочеловека Христа и Христа Мессию.
Та часть христианства и его Церкви, которую правом можно назвать институтом (institution – учреждение созданная, с определенной целью – прим авт.), подлежала и подлежит критике, несмотря на то, что в этом святом учреждении служат священники, епископы и патриархи, избранные и утвержденные Духом Святым, в момент хиротонии, святом таинстве рукоположения, и многие из них на протяжении церковной истории причислены к лику святых. Собственно критике подвергается практическая сторона деятельности священнослужителей, сторона чисто человеческая, склонная к повреждению, испорченности и удалению от света Христова, даже в Церкви. Нам будет легче понять двойственность представителей церковной иерархии, если мы постараемся понять природу Иисуса Христа, Бога и человека, обладающего двумя природами и двумя волями. Но в отличие от совершенного слияния и идеального взаимного дополнения обеих природ Христа, гармоничных и неотделимых, ибо Христос будучи человеком был безгрешен, все кто две тысячи лет служил и служит сейчас Его Церкви, согрешали как люди, и многие действительно тяжело согрешали, достаточно вспомнить взаимное анафематствование первоиерархов Восточной и западной Церквей, разделение Церкви в 9 веке, борьбу за власть, жестокие гонения на богумилов и катаров (Катаризм, зародившись в лоне христианской Церкви, развился в совершенно самостоятельную религию, воспринял многие идеи античных манихеев и их наследников – болгарских и сербских богумилов. И манихеи, и богумилы, и катары отрицали благого Бога-Отца, именуя его "Творцом Зла" катары признавали за Богом-Отцом только право на творение материи, косной и отягощенной грехом. Христос, или, по катарской терминологии, Логос почитался ими за нетварного духа, принявшего зримый облик во имя избавления людей от власти Демиурга и освобождения чистых изначально душ (от греческого слова "чистые" произошло название секты) от порочных и отягчающих их бытие тел. –прим пер), издания папских булл, согласно которым, человек ради своего спасения должен полностью подчиниться папе (Unam sanctam – булла папы Бонифация VIII 1302 г –прим авт), учреждение инквизиции, сожжение «еретиков». «ведьм», крестовые походы и др.
Разве не было естественным и даже необходимым то, что против этой лжи, лицемерия и злоупотреблений отдельных представителей христианской церкви, поднимали голос мужественные и ясные умы, иначе понимавшие задачу церкви, и подвергавшиеся гонениям, а часто и казням. Можно вспомнить имена Джона Виклифа (Джон Виклиф
(1329-1384) церковный лидер Англии XIV в.. Выступал с критикой папства, не признавая индульгенций, объявил ересью запрещение мирянам читать Библию. Рассылал странствующих проповедников. За это его хотели убить, но он умер раньше казни. Тогда его выкопали из могилы и сожгли на костре. – прим. Пер), Яна Гуса (Ян Гус
(1373-1415) Проповедник Евангелия в Праге, бесстрашно обличал безнравственную жизнь католического духовенства. Своей мученической кончиной доказал верность Христу. –прим пер) и Мартина Лютера. (Теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма (1483-1546 гг.). Целеустремленное изучение Библии и сочинений средневековых немецких мистиков привели его к отрицанию католической доктрины оправдания посредством "добрых дел" и к утверждению "личной веры" как единственного и достаточного средства обретения божественной благодати