Смекни!
smekni.com

Мировые религии (стр. 6 из 6)

Джабр (араб.) — принуждение богом человека совершать те или иные поступки. Джабритами назывались мусульманские мыслители, считавшие, что все действия человека предопределены волей Аллаха. В противоположность кадаритам — признавали бога единственным подлинным «действователем», причиной происходящих в мире действий, в т. ч. исходящих от людей. Человек, с точки зрения Джабритов «принуждаем» к своим действиям, а не совершает их свободно. Умеренное направление среди Дж. образовывали сторонники религиозно-этической концепции касба (араб. — присвоение), занимавшие компромиссную позицию по отношению к доктринам кадаритов. Расхождения в толковании источника человеческой воли и способности — сотворены они богом или нет, а также их роли в осуществлении действия породили различные варианты концепции касба. На ранних этапах развития спекулятивной теологии бывшие мутазилиты Дирар ибн Амр и Хусейн ан-Наджжар (кон. 8 — нач. 9 в.) утверждали, что в осуществлении человеческих действий участвуют два «действователя» — бог, который их творит, и человек, который их «присваивает». Но если по Дирару способность человека к «присвоению» и сам акт «присвоения» — производное от его свободной воли и в этом смысле он является подлинным инициатором касба, то согласно ан-Наджжару эта способность и этот акт творятся богом в человеке вместе с сотворением действия, ввиду чего человека можно назвать инициатором касба лишь в «переносном смысле». В учении аль-Ашари о касбе роль воли и способности человека в «присвоении» осталась неясной, но у некоторых ашаритов, в том числе у аль-Бакиллани и особенно у аль-Джувайни, намечается тенденция к акценту на роль человеческой способности в касбе. По теории касба, у аль-Газали, человеческие действия занимают промежуточное положение между естественными, т. е. осуществляющимися по чистому «принуждению», основанными на чистой свободе выбора, т. е. действиями бога.

Таким образом, в исламе существуют две точки зрения на проблему свободы личности: с одной стороны свободы личности как бы не существует, так как всё бытие предопределено Аллахом, с другой – человек сам ответственен за свои поступки, а, следовательно, свободен.

Заключение

Для западных религий свобода человека имеет особое значение, потому что она является необходимым условием моральной ответственности. Несмотря на то что Бог мыслится как всемогущий и всеведущий, утверждается, что он дал человеку свободу. В восточной философии проблема свободы ставится совершенно иначе. Концепция кармы в восточной философии отсылает к результатам морально значимых поступков. Действие, совершенное сегодня, повлияет на то, что случится завтра. В этом смысле свобода ограничена кармой, созданной в прошлом, и поэтому представление о карме иногда трактуют как фатализм. Однако для того, чтобы всякое действие, совершенное в настоящем, могло порождать карму, должна существовать и определенная степень свободы. Последнее (особенно в буддизме) приводит к творческому осознанию свободы в рамках обстоятельств, существующих в каждый конкретный момент - причем фактором, влияющим на эти обстоятельства (равно как и на способность личности отреагировать на них), является результат действий человека, совершенных в прошлом, то есть его кармы.

Итак, мы рассмотрели три мировых религии – буддизм, христианство, ислам, а так же взгляды этих религий на личность и её свободу. Из проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:

- В буддизме личность есть временное сочетание безначальных и бесконечных составных частей – дхарм. Свобода достигается путём избавления от страданий, являющихся следствием непрерывных перерождений, путём достижения нирваны.

- В христианстве личность двойственна с одной стороны она постоянно пребывает в лоне Божием, с другой – это свободная, способная подобно Богу к творчеству личность. Христианская свобода – это свобода от принуждения извне, а не в коем случае не возможность чего угодно, не беспричинность. Свобода есть самоосуществление. Её нужно отличать от непроизвольных, бесконтрольных хотений – иллюзорной свободы.

- В исламе личность в первую очередь - творение Аллаха, не сын Божий, но его наместник на земле. Вне послушания Богу человек слаб. Истинная личность в исламе послушна закону Аллаха. Согласно джабритам, все поступки личности предопределены Аллахом, тогда как кадариты утверждают, что личность обладает определённой свободой воли и несёт ответственность за свои поступки.


Список литературы

1. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999.

2. Большая Советская Энциклопедия. Электронное издание, 2003.

3. Ислам: словарь атеиста. – М.: Политиздат, 1988.

4. Маскуд Р. Ислам. – М.: Гранд, 2001.

5. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987

6. Соловьев Вл.С. Лекции по истории философии //Вопросы философии. 1989. №6.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999.

8. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986.

9. Томпсон М. Философия религии. – М.: Гранд, 2001.

10. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. – Сп-б.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

11. Торчинов Е.А. Учение о «я» и личности в классическом буддизме. - http://psylib.org.ua/, 2000.

12. Тришин А. Мировые религии и религиозные памятники. – М.: Московский лицей, 1997.

13. Франк С.Л. Реальность и человек. – М.: Республика, 1997.

14. Христианство и религии мира. – М.: Про-Пресс, 2000.

15. Эррикер К. Буддизм. – М.: Гранд, 1999.

16. Янг Д. Христианство. – М.: Гранд, 1999.