Фотопулос поддерживает мнение Гарланда, и говорит, что Павел говорит о тех принятиях пищи, где была подана пища пожертвована божеству. Подобное устраивалось в честь хозяев, гостей, в честь божества, на днях рождения, свадьбах, правительственных назначениях….
Вывод: в древне- римском мире, при языческих храмах находились столовые, предназначенные для принятия пищи. По мнению исследователей, не все приемы пищи в данных столовых имели идолопоклоннеческий характер, и не вся пища, которую там употребляли была посвящена идолу.
Однако есть предположение, что Павел говорил как раз о том приеме, где использовалась пища посвященная идолу. Это могли быть: дни рождения, свадьбы, правительственные назначения…
Роль храмов и столовых в жизни римских Коринфян
Дэвид Гарланд говорит, что участие в приемах пищи было чрезвычайно важно в древнем мире, потому что они служили маркерами социально-экономических классов, а также как возможность для общения и построения дружбы. Избегание подобных сборов, сделали бы христиан изгоями, которые придерживались диковинных, антиобщественных, извращенных религиозных верований.
Более того, в греко-римском мире люди были объединены в группы/объединения/клубы, по отраслям труда (см. Деян. 19:24-25), или по верованию и поклонению определенным богам, или по различным политическим взглядам…
Что касается Коринфских христиан отстаивающих право на участие в приемах пищи, Фотопулос подмечает, что они были более высокого статусу в коринфской церкви. Следовательно, они были теми, у кого был относительно высокий уровень образования, богатства, и внешне, они были своего рода «социальными маркерами».
У христиан были коллеги, родственники, и патроны, которые были приверженцами других богов и богинь, и они были бы поставлены в социально неловкие положения, когда бы их пригласили в гости и предложили пищу посвященную идолу. Пища могла быть посвященной идолу в храме и потребляться дома, или религиозные обряды могли быть совершены над ней прямо дома.
Вывод: участие в приемах пищи в столовых храма, где существовала вероятность использования пищи посвященной идолу, было чрезвычайно важным в древнем мире. Подобные приемы пищи наблюдались на днях рождения, свадьбах, правительственных назначениях…
Они также служили маркерами социально-экономических классов, возможностью для общения и построить дружбу. Избегания подобных сборов сделали бы христиан изгоями, придавая их взглядам диковитость, антиобщественость, кажущуюся извращенность религиозных верований.
2.1.2 Отношение Павла к принятию пищи в храмах/столовых храма
Какой совет дает Павел относительно употребления пищи в храмах/столовых храма?
Хоррелл считает, что совет Павла не нарушается, когда в столовых храма принимается пища не посвященная идолу.
В противовес Хорреллу, Койе Стил говорит, что Павел дает запрет на вкушение любой пищи в храме. В доказательство данного, он анализирует ответ апостола в 1Кор. 8-10 главах:
1. В 8-9гл., Павел приводит доводы в пользу полного неиспользования их права, призывая к отказу от принятия пищи в храме, при этом приводя себя в пример (8:13-9:27).
8:9-10 подчеркивает бдительное воздержание, и никак не призывает «осторожно» использовать права. Перестать использовать право на принятие пищи в храме – есть лучший путь, чтобы не дать соблазн брату.
2. 10:1-22 апостол приводит доводы, что все храмовые приемы пищи недопустимы, но по разным причинам.
Койе Стил видит две основные причины на запрет вкушение любой пищи в храме:
1. Недопустимы из-за «опасности» для брата (1 Кор. 8-9);
2. Недопустимы теологически (1 Кор. 10:1-22).
«Аргументы Павла направлены ко всем событиям связанным с храмом. Нет ни одного случая, в связи с которым христианин мог бы принимать определенное участие в храме».
Фотопулос, Джефери Клоха и Дэвид Гарланд также поддерживает данную точку зрения. Вывод: Павел поместил серъезные ограничения на нахождение в языческих храмах, и он дает совет, выступающий против всех храмовых принятий пищи по двум причинам: а) недопустимы из – за опасения за брата; б) недопустимы «теологически».
2.2 Пища продаваемая на рынке
Следующих вопрос, который возникает, касается совета Павла относительно приема пищи продаваемой на рынке.
1Кор.10:25-28:
«Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести».
Что апостол имеет в виду под понятием «все»?
Говорится ли здесь об отдельных рынках, где продавалось идоложертвенное мясо, или о рынках с разнообразным ассортиментом продуктов?
Почему Павел:
- запрещает находиться в храме, не разбираясь – употребляется ли там чистая или идоложертвенная пища;
- запрещает есть пищу, находясь в гостях, о которой сказано, что она посвященная идолу,
и в то же время разрешает покупать и есть «все», что продается на рынке, не взирая на то, идоложертвенное ли оно или нет?
2.2.1 Рынки и продаваемые в нем продукты, в древнем Коринфе
Определив, что из себя представлял «рынок» (makellon), о котором говорит Павел, и какая продукция там продавалась, станет возможным ответить на вопрос: что значит «все, что продается на торгу (makellon)»?
Джефрей Клоха говорит, что в греко-римском мире строения и местонахождение рынка универсальное. Рынок находился вокруг внешней стены языческого храма. Он представлял собой группу магазинов/ларьков, где продавались продукты.
Такой рынок был найден в Помпеи, где были восстановлены весы для рыб, найдены остатки каштана, риса, слив, винограда, чечевицы, зерна, ломтики хлеба, пирога и различных фруктов, находящихся в кувшинах. Более того, рядом с рынком были найдены многочисленные скелеты овец похороненных в извержении, причем каждая из них была целой. Если бы эти животные приносились в приношение, часть плеча отсутствовала бы,- т.к. это доля священника. Это означает, что мясо для этого рынка поставлялось, по крайней мере, частично, если не полностью, с источников, не связанных с храмом.
Итак, согласно слов Джефрей Клохи, можно сделать вывод, что на рынке в Коринфе продавались различного рода продукты, в том числе мясо как пожертвованное идолу, так и не пожертвованное.
Моффат поддерживает данную точку зрения, говоря, что рынок («makellon») в Коринфе функционировал от храма и был местом продажи мяса не только хорошего, но и дешевого. Также здесь продавались и другие виды продуктов.
Д. Руеф и Л. Моррис в противовес заявлению Клохи и Моффату считают, что Павел говорит о мясных рынках, т.к. «makellon» обозначает группу магазинов/ларьков соединенных с языческим храмом, где и продавалось мясо для жертвоприношений и с жертвоприношений.
Кто же из них прав? Были ли это специальные рынки, где продавалось только мясо, или рынки где продавались различные продукты питания, в том числе и мясо?
Фотопулос утверждает, что жертвенная пища состояла из многих продовольственных продуктов, таких как зерно, бобы, семена, рыба, пироги, фрукты, домашняя птица, мед, масло, молоко, вино и др.. Он также говорит, что подобные продукты питания были продаваемы на рынке, и именно их и подразумевает апостол, говоря «все» («Pa/n»).
Вывод: исследователи расходятся во мнениях относительно вопроса, какие продукты питания продавались на рынке, о котором говорит Павел. Большинство считают, что речь идет о рынке, функционирующем от языческого храма, на котором продавались различного рода продукты питания, которые и могли составлять пищу посвящаемую идолу.
Что касается мяса, то всеми признано, что на этих рынках продавалось как принесенное в жертву, так и не принесенное.
2.2.2 Отношение Павла к принятию пищи купленной на рынке
Возникает вопрос: почему Павел запрещает находиться в храме, не разбираясь – употребляется ли там чистая или идоложертвенная пища; запрещает есть пищу, находясь в гостях, о которой сказано, что она посвященная идолу, и в то же время разрешает покупать и есть «все», что продается на рынке, не взирая на то, идоложертвенное ли оно или нет?
Дэвид Гарланд считает, что за пределами идолопоклоннического контекста, пища посвященная идолу становится просто пищей, и принадлежит одному Богу.
Он обосновывает это следующим образом:
1) Павел дает свободу съесть что-нибудь проданное на общественном рынке, не расследуя его историю, с целью удостоверится, что это не несет никакого идолопоклоннического загрязнения (10:25,26).
2) Прошлая история пищи имеет значение только для того, кто считает это священным. По- этому не имеет никакого значения- посвященная ли она идолу или нет(10:26-28,30,31).
Койе Стил соглашается с Гарландом. Подводя итоги, он говорит, что Павлом не запрещено потреблять мясо с рынка (10:25).
Вывод: согласно Койе Стилу и Девид Гарланду, Павел дает христианам совет употреблять «все, что продается на торгу» потому, что за пределами идолопоклоннического контекста, пища посвященная идолу становится просто пищей, и принадлежит одному Богу, и ее употребление не наносит никакого вреда потребляющему.
2.3 «Идоложертвенное»- мясо или различный состав продуктов?
Возникает вопрос: что имеет в виду Павел, говоря «идоложертвенное»? О каких продуктах идет речь?
Среди исследователей наблюдается единое мнение, что термин «идоложертвенное» («eivdwloqu,twn») используется по отношению к мясу пожертвованному идолу. Эту точку зрения поддерживают такие исследователи, как Джефрей Клоха, Вендель Виллис, Фотопулос, Дерек Невтон и другие.
Вывод: В древнем римском Коринфе, как и в других городах, находились языческие храмы, недалеко от которых размещались рынки.