Если католическая церковь в этот период еще достаточно осторожно подходила к спорту там, где это касалось широких народных масс, то для воспитанников иезуитских колледжей спорт был взят на вооружение сразу и в полной мере. В колледжах играли в игру, напоминающую регби, летом проводились кулачные бои, а зимой – катание на санях. При этом совершенно игнорируется и сам догмат греховности тела и вреда спорта высоких достижений, якобы порождающего у людей гордыню и тщеславие.
Таким образом, уже в этот период ясно наметился отход церковников от своего прежнего отношения к физическому воспитанию. Церковь стала проводить более гибкую политику по отношению к новым современным общественным явлениям, в том числе и к спорту.
3. Религия и спорт: перспективы взаимоотношений на современном этапе
После второй мировой войны в мире произошли коренные социальные изменения, обусловленные возникновением мировой социалистической системы и бурным процессом научно-технической революции. Они потрясли устои старых идеологических систем, в том числе и религии, которая переживает самый глубокий кризис за все время своего существования.
Однако было бы ошибочно считать, что церковь за рубежом полностью утратила свое влияние на массы. В эпоху существования двух мировых систем, социалистической и капиталистической, идет ожесточенная борьба за умы и сердца людей. Для привлечения широких масс в "лоно церкви" используются различные формы. Все большее количество религиозных и светских организаций, которые находятся под контролем церкви, во всех странах мира культивируют физические упражнения, организуют различного рода спортивные мероприятия.
В 1947 г. в ФРГ были воссозданы "Дойче Югендкрафт" и "Эйхенкройц". "Дойче Югендкрафт" – национальный союз любителей физических упражнений в католических общинах – основан в 1920 г. Каждые шесть лет союз организовывал большой всегерманский праздник, а каждые два года – католические первенства Германии по различным видам спорта. "Эйхенкройц" ("Дубовый крест") – евангелическое общество молодых мужчин – основан в 1921 г.
В США вопросами физического воспитания занимаются Объединенное движение христианской молодежи, Объединенный совет католической молодежи, Национальная федерация студентов-католиков и другие организации.
В Италии создан Католический союз спортсменов. Международная спортивная федерация католического обучения организует игры ФИСЕС, предназначенные для молодежи христианского вероисповедания всего мира.
Из всех клерикальных организаций, культивирующих физические упражнения, самой массовой по-прежнему является Ассоциация молодых христиан. За 100 лет ее деятельности число стран, в которых существуют ее организации, возросло с восьми до семидесяти семи, а количество членов достигло 4 млн. человек.
Церковь, в течение веков восстававшая против занятий физическими упражнениями, кардинально пересматривает свои взгляды. Для того чтобы оправдать эти изменения, современные теологи прибегают к утверждению, что для церкви никогда не было чуждо признание тела, ссылаясь при этом на отрывочные высказывания, начиная со святого Павла и кончая выступлениями руководителей современной церкви, в частности папы Пия ХII.
Не отстают ныне от православных "батюшек" и мусульманские идеологи. Некоторые из них утверждают, например, что мусульманская молитва – намаз – положила основу современным гимнастическим упражнениям, сравнивают ее с производственной гимнастикой. Давая все новые и новые толкования религиозным обрядам, мусульманские теоретики от религии по вопросам физического воспитания пытаются сейчас "научно" доказать, что паломничество в "священные" города Аравии и туристские путешествия решают одни и те же задачи.
Помимо чисто теоретических рассуждений церковь предпринимает практические меры с тем, чтобы использовать спорт для привлечения в свое лоно отступившую от нее молодежь. Этой цели служат религиозные спортивные клубы, которые обладают прекрасными спортивными залами, площадками и бассейнами, и даже "спортивное" оформление церквей. Так, на одном из витражей собора, который был сделан по заказу и указанию нью-йоркского епископа Маннинга, были изображены сцены бокса, игры в гольф, скачек и т. п., а также даны портреты чемпионов.
В Инсбруке в 1964 г. специально к зимней Олимпиаде была построена церковь, где в день открытия и закрытия игр состоялись торжественные богослужения, причем проповедь, рассчитанная на спортсменов, переводилась сразу на несколько языков, в том числе и на русский. Несколько ранее аналогичный "подарок", новую церковь, получили спортсмены на VIII зимней Олимпиаде в Скво-Вэлли.
Проводились определенные мероприятия и в Москве на XXIII Олимпиаде. Так, 2 июля 1980 г. в культурном центре Олимпийской деревни состоялось освящение часовни в честь Владимирской иконы Божьей Матери, устраивались приемы для некоторых спортивных делегаций (Греции, Кипра) и для отдельных официальных лиц, проводились другие церковные торжества. Обо всех церковных мероприятиях было опубликовано в журнале "Московская патриархия" (1980, № 10).
Служителей церкви: патриарха Московского и всея Руси Пимена, митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия, епископа Волоколамского Питирима и др. – можно было увидеть среди зрителей на трибунах главного олимпийского стадиона в Москве. А Иоанн I выступал с речью на открытии XVII Олимпийских игр. Он напомнил, что в "здоровом теле – здоровый дух", и призвал участников игр следовать к вершинам спортивной славы, но "по пути, начертанному всевышним". Не упускал из "апостольских" обязанностей сферу спорта и его преемник Павел VI. Он довольно часто встречался с ведущими спортсменами, видными тренерами. В своей папской резиденции в Ватикане он дал аудиенцию знаменитому бразильскому футболисту Пеле и торжественно вручил ему золотую медаль и четки из жемчуга и серебра.
Создание специальных спортивных организаций – только один из путей, по которому идет церковь для усиления своего влияния в широких массах. Другой путь – прямое использование спорта в качестве своеобразной приманки для верующих. Многие "отцы церкви" сами успешно занимаются спортом и имеют высокие результаты. Так, священник Андерсон стал двукратным олимпийским чемпионом по стрелковому спорту на Олимпийских играх в Токио и Мехико. Пастор Боб Ричардс – чемпион Римской и Токийской олимпиад в прыжках в высоту с шестом.
Некоторые священнослужители становятся даже тренерами. Всему миру известен католический священник Бауэр – тренер сборной команды по хоккею Канады.
Пытаясь приспособиться к духу времени, священнослужители подчас готовы пойти на все, лишь бы привлечь внимание паствы. Например, известному австрийскому пловцу Коллинзу было разрешено венчаться в... плавках, шафер явился в церковь в купальном костюме, а невеста оделась в костюм для гребли на каноэ. Пикантный характер носил обряд венчания американцев Рея Ширера и Барбары Энгл – заядлых спортсменов, членов клуба воднолыжного спорта. По водной глади на большой скорости мчалась моторная лодка, в которой восседал священник в подобающем такому случаю облачении. За лодкой, взявшись за руки, неслись на водных лыжах жених и невеста и, стараясь перекрыть шум мотора, кричали "да!" в ответ на традиционные вопросы священника. Так состоялось первое в истории венчание на водных лыжах.
Использование в настоящее время физической культуры и спорта как факторов, способствующих преодолению религиозных пережитков в сознании и поведении молодежи, не случайное явление, а вполне закономерное и обусловливается следующими положениями.
Во-первых, физическая культура и спорт являются средствами физического воспитания, которое представляет собой важное условие гармоничного развития человека, во-вторых, наряду со своей ролью в физическом воспитании человека, физическая культура оказывает существенное влияние и на его духовный мир – мир эмоций, эстетических вкусов, этических и, наконец, общих мировоззренческих представлений. В то время, как религия настойчиво внушает такие "добродетели", которые, по выражению К. Маркса, превозносят "трусость, презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом, все качества черни...", физическая культура и спорт воспитывают в человеке мужество, смелость, самообладание, волю к победе, чувство дружбы и товарищества, любовь к Родине, т. е. развивают те качества, которые его возвышают и делают личностью.
Современные религиозные деятели в условиях идеологического кризиса постоянно ищут новые, более эффективные методы приобщения людей к религии и усиления своего влияния на массы. Богословы всячески пытаются приумножить роль церкви и религии в развитии физической культуры, доказать, что христианская религия всегда была покровительницей гармонии физических и духовных сил человека. Для реализации своих замыслов церковники объявляют религию чуть ли не извечным покровителем физической культуры, физического воспитания, а себя – единственными борцами за физическое и духовное развитие человека.