Спорт, спортсмен, религия: вместе или врозь в XXI век?
Содержание
Введение
1. Исторический путь взаимоотношений религии и спорта
2. Сближение церкви и спорта в XIX-ХХ в.в.
3. Религия и спорт: перспективы взаимоотношений на современном этапе
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Приходится констатировать, что социально-экономические и политические преобразования, совершающиеся в нашей стране, вызвали смену ценностно-идеологического пространства, в котором проходят образовательные процессы. Произошел развал всей системы официальной идеологии, ее идеалов, приоритетов, способов распространения и защиты. В условиях обостряющегося кризиса идеологии религиозные деятели всячески пытаются облагородить роль церкви и религии в развитии физической культуры.
Растущая популярность физической культуры и спорта, приобщение к ним молодежи, а также огромный приток зрителей на различные спортивные состязания таят в себе немалые возможности воспитания не только физических, но и духовных способностей людей. Физическая культура и спорт обладают большой силой воздействия на человека. Благодаря занятиям физической культурой и спортом более осознанно утверждается материалистическое миропонимание, полнее раскрывается антинаучная сущность религиозных воззрений на человека как "раба божьего", "неполноценное и слабое существо". Физическая культура и спорт утверждают веру человека в счастье земного бытия.
Тема реферата актуальна в связи с тем, что об истории спорта, так же как и об истории церкви, религии, написано немало книг. В то же время совершенно недостаточно освещено взаимодействие этих двух социальных явлений. В данной работе предпринята попытка рассмотреть проблему развития отношения церкви к спорту, а точнее, к физическим упражнениям и состязаниям на различных этапах истории человечества, и на основании данных исследования определить перспективы взаимоотношения спорта и религии в XXI веке.
Объектом исследования являются экономические и идейные начала философии спорта и религии, данные, полученные в ходе анализа исторических путей взаимоотношений спорта и религии.
Целью работы является решение вопроса: каковы перспективы "сотрудничества" современного спорта и религии в настоящее время?:
Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
1) определить сущность религиозных взглядов на феномен физической культуры и спорта;
2) рассмотреть взаимоотношения спорта и религии в историческом контексте на протяжении развития общества;
4) гипотетически рассмотреть возможные взаимоотношения между церковью и спортом в XXI веке;
5) на основании анализа такой ситуации в заключении дать ответ на поставленный вопрос: каковы перспективы взаимоотношения религии и спорта на освременом этапе развития человечества?
В работе использованы учебная и монографическая литература, касающаяся вопросов культурологии и истории политических и правовых учений, философии. Использованы теоретические исследования виднейших специалистов в области раскрытия вопроса взаимоотношений спорта и религии – Фарберова М.Б., и др.
1. Исторический путь взаимоотношений религии и спорта
Положение христианских церквей в эпоху раннего средневековья на Западе и Востоке предопределило и различие в их взглядах, в том числе на состязания и физические упражнения. Христианство в Византии в идеологической и социально-политической жизни общества с самого начала стало союзником и опорой государства, находясь в большой зависимости от императорской власти. А так как состязания были прочно укоренившимся обычаем, вошедшим в официальную символику императорской власти, то церковь никаких действенных мер против состязаний не предпринимала, хотя в догматах и проповедях осуждала эти зрелища.
В середине XI в. происходит окончательный раздел христианской церкви на католическую и православную. Отныне между ними четко поделены сферы влияния. В странах Западной Европы господствующей становится католическая церковь, Русь, некоторые страны Европы и народы Закавказья оказываются под влиянием православия. Обе церкви представляют собой разновидности христианства. Обе признают основные его догмы и обряды. Однако католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации.
В период развитого феодализма происходит консолидация и юридическое оформление господствующего класса в привилегированные сословия. Складывается общественный наследственный слой – рыцарство, а позднее – дворянство. Высшее и среднее духовенство, также являвшееся крупным землевладельцем, составляло другое господствующее сословие. Третье сословие представлял народ – простолюдины, крепостные и свободные крестьяне, не пользующиеся никакими правами, кроме права работать на господина. Каждое из этих сословий в области физического воспитания имело свои упражнения, свои состязания, отличающиеся друг от друга. К каждому из них церковь имела особое отношение, определяемое, прежде всего, классовым подходом.
С одной стороны, проповедники вещали о греховности тела, с другой - церковь поддерживала физические упражнения рыцарей, запрещала и в то же время была вынуждена мириться с народными состязаниями.
Единственным видом состязаний, который официально признавался церковью, были ордалии – "божьи суды", известные еще со времен рабовладельческого общества.
В средние века складывается система физического воспитания феодалов. Каждый рыцарь должен был уметь ездить верхом, плавать, владеть оружием, охотиться, стрелять из лука, играть в мяч и танцевать.
Церковь всячески поощряла эти занятия – и это понятно. Рыцари составляли основную силу феодальной армии, способную подавлять народные волнения или вести захватнические войны. Так, все захватнические походы западноевропейских феодалов на Восток проходили под идейным руководством католической церкви, под лозунгом освобождения Палестины из-под власти мусульман. Во время этих крестовых походов римская церковь призывала всех верующих христиан опоясаться мечом и двинуться в далекие заморские страны для спасения гроба господня.
Именно этим можно объяснить снисходительное отношение католической церкви к состязаниям рыцарей – турнирам. Рыцарские турниры организовывались в Европе в течение пяти столетий. Однако с XIV в. турниры постепенно утрачивают свое значение, как, соответственно, и вся рыцарская система физического воспитания. Это было связано с изобретением огнестрельного оружия, против которого рыцарское вооружение было бессильно, а рыцарские доспехи становились лишь обузой.
Классовое отношение церкви к физическому воспитанию можно проследить на примере воспитания некоторой части самих служителей церкви. В частности, речь идет о воспитании членов монашеского ордена иезуитов. Этот орден имел свои учебные заведения. Располагались они, как правило, в хороших зданиях, в них строго соблюдались чистота и порядок, очень большое внимание уделялось физическому воспитанию, осуществляемому с помощью физических упражнений, игр и состязаний.
Иное отношение сложилось у церкви к народным праздникам и состязаниям, которые своими корнями уходили в седую, дофеодальную древность. Одни из них были связаны с языческими культам, мифами, празднествами, другие носили чисто светский характер. Так, в странах Европы майский праздник, или Троица, был пережитком поклонения деревьям. В деревне водружалось большое майское дерево, которое выбиралось общиной. Все ветви с него обрывались, оставалась только верхушка, на которую в дополнение к разноцветным лентам и тканям вешали колбасы, пироги и яйца. Молодежь изо всех сил старалась завоевать награды. Вымазанные жиром столбы, которые встречались на ярмарках в более поздние времена, являются пережитком этих майских столбов прошлого. На майских праздниках нередко устраивались соревнования в беге к этому дереву или скачки на конях. Многие состязания сохранились как часть культовых праздников, связанных с сельскохозяйственными работами: проводы зимы и встреча весны; праздники, посвященные окончанию полевых работ, и т. д. На Руси проводы зимы в древности заключались в разнообразных обрядовых действиях магическо-религиозного характера, которые известны нам под названием масленицы. На масленицу сжигали соломенное чучело, пекли жертвенный хлеб – блины, по домам ходили ряженые. На протяжении многих веков масленица сохраняет характер народного гуляния, сопровождающегося пиршествами, играми, катанием на санях с гор, ездой на лошадях, кулачными боями "стенка на стенку".
Христианская церковь долгое время пыталась бороться с народными праздниками и связанными с ними состязаниями и играми. Так, в Англии под давлением церкви королевская власть неоднократно запрещала игры в мяч. На Руси в XIV в. было издано церковное уложение, которое было направлено против "эллинских беснований".
В принятом на церковном соборе в 1551 г. "Стоглаве" – своде законов, который навязывался русскому народу в качестве устава повседневной жизни русского общества – две главы посвящены запретам занятий физической культурой. Они были отнесены к разряду религиозных преступлений.
В "Домострое", написанном в 1580 г. при непосредственном участии церкви, всякие народные игры и забавы порицались. Даже шахматы были объявлены бесовским делом, а игроки обвинялись как люди, продавшие душу сатане.
Несмотря на гонения официальной церкви, состязания продолжали жить в гуще народа. Языческие праздники оставались настолько живучими в народе, что церковь была вынуждена пойти по пути не полного искоренения языческих обрядов, а по пути их "обезвреживания", приспособления к христианским праздникам. В христианские понятия и представления заметно вошли элементы языческого земледельческого культа: весна трансформировалась в Богородицу, приезжающую на Благовещение на сохе; святые Илья, Егорий и Никола – в покровителей сельскохозяйственных работ и паломников-земледельцев. Традиционные народные обряды приурочивались к дням церковного календаря.