Смекни!
smekni.com

Секты и антиценности (стр. 4 из 5)

Теософия и антропософия

Теософия или божественная мудрость — это мистическое учение, в основе которого лежат оккультные знания1.

Теософские системы известны издревле. Они расцвели на Востоке на почве брахманизма и буддизма. Духом теософии проникнут неоплатонизм и другие религиозно-философские системы эллинистической эпохи. Гностицизм можно считать теософским синтезом важнейших религиозных систем Древнего мира. Чертами теософии были отмечены в Средние века такие секты, как катары (альбигойцы), цех алхимиков и орден розенкрейцеров. Много общего у теософии с масонством. И там и здесь прокламируется истинный эзотеризм (принцип внутреннего, сокровенного знания, доступного лишь «посвященным», достигшим высоких степеней совершенства в религии или культе) и отсюда — претензия на роль новой мировой религии.

Примечательно, что во всех теософских изданиях присутствует общий с масонами символ: — звезда Давила (два пересекающихся треугольника), опоясанная змеей, голова которой хватает свой хвост. Эта же символика есть и в оккультизме. В эпоху Реформации и чуть позже теософскую систему развивали анабаптисты, школа Беме, Сведенборга и другие. Внутренний смысл теософских систем особенно ясно обнаружился в новейшее время после создания в 1875 году «Теософского общества» Е. Блаватской. По словам самой Блаватской «Теософское общество» должно состоять из ученых оккультистов, каббалистов и вообще страстных антиквариев и египтологов, чтобы иметь возможность ставить сравнительные опыты между спиритизмом и магией древних по инструкциям каббалы1. Оно будет преследовать цели научного характера, хотя и в области предметов мистических.

В теософии Бог имеет подчеркнуто абстрактный характер. Он — безличен и почти совершенно пассивен в отношении человечества. В этих учениях существует понятие дня и ночи Брамы, согласно которому при вдохе (день) Брамы появляется вселенная и Его маленькие частицы («Я» людей) облекаются в различные тела — физические, астральные, ментальные и прочие. Это есть жизнь. При выдохе же (ночь) Брамы все уничтожается и человеческие «Я» — частицы Брамы возвращаются к нему, в нем растворяясь. И так до бесконечности: появление и разрушение миров, вечно замкнутый круг. Человек все равно спасается, пусть даже через ряд воплощений. Брама выдохнет и слияние с ним произойдет. Человек, по этой теории, не есть творение Божие, а лишь высшее проявление живой природы. «Человек только количественно отличается от окружающих его в мире, количественностью духа и материи. Причем до своего нынешнего уровня он дошел благодаря естественной эволюции». По этому учению, человек практически отсутствует, и не о каком богопознании не может идти речи, так как познать можно нечто отличное от тебя. Фактически Брама через свои же частицы, именуемые человеческими «Я» познает самого себя.

Антропологию человека вне христианская мистика описывает в виде семи начал (в антропософии их девять), в соответствии с семиплановостью природы и вселенной. Христианство признает три основных начала в человеке — дух, душа, тело, не занимаясь дроблением каждого начала2 . Это, однако не означает, что христианским аскетам не были известны эфирные, астральные или ментальные тела. По определению Макария Великого, все эти тела составляют тонкое тело человека и в подробной разработке их нет нужды, так как это неважно для спасения человека. С христианской точки зрения, это лишнее схоластическое знание. Никому не приходит в голову изучать на молекулярном уровне двигатель автомобиля для того, чтобы иметь возможность его включить. Таким же безумием выглядит постижение жизни души человека рациональным психофизическим путем.

Теософия на словах не отрицает христианства, но вполне искренне считает его низшей формой религиозного сознания. Как низшие ступени «вольных каменщиков» открыты для христианства, а на высших начинается своя религия, так и в кругах теософического оккультизма только те, кто находятся на низшей ступени, не порывают с Церковью Христовой.

Главные истины теософии столь же невозможно совместить с апостольскими истинами, как истину воскресения во плоти и живого спасения во Христе с истиной мертвого (вне бытия) спасения в бесконечных циклах оккультного «самоусовершенствования...

Теософия реализует стремления падшего, обремененного грехом и не ведущего этой печальной истины человека завладеть сокрытым от него Творцом знанием.

Надо отметить, что религиозная широта взглядов в теософии на самом деле лишь тактический ход по отношению к христианству. Уравнивание себя в правах с христианством ведет к снижению Евангельского откровения до уровня — пусть по современному приготовленных — языческих учений и древних лжеучительных систем. Широкое распространение новоязыческих учений, к которым относится и теософия, после почти двухтысячелетнего господства христианской культуры свидетельствует о приближении апокалиптических времен.

Антропософия — антихристианское, оккультно-мистическое учение о человеке, разработанное немецким теософом Рудольфом Штейнером (1861 —1925).

Подобно своему близнецу и прямой родоначальнице, теософии, антропософия представляет собой течение индоевропейского мистицизма, эклектический конгломерат западных и восточных религиозно-оккультных учений. Антропософия как попытка демократизации теософии, ее рационализации и приспособления к интеллектуально-психологическому своеобразию западного и, в особенности, германского, духа является «протестантизированной индийской мудростью» и может быть определена как «теософия made in Germany»1.

Антропософия рассматривает человека как носителя «тайных» духовных сил, выявление которых строится в ней на «преодолении», «раскрепощении» традиционного Церковного христианского опыта, якобы не отвечающего мистическим запросам и интеллектуальным способностям, с которыми человечество подошло к 20 веку. Именуя себя «разумной теорией Вселенной», теософия осуществляет критический «пересмотр» всех религий, предлагая оккультную трактовку христианства («христософию») через реставрацию его основ, «заштампованных догматами с первых веков», как писал один из неистовых приверженцев этого учения А. Белый.

Антропософия провозглашает и проповедует не Божественную, а именно человеческую мудрость (греч. "ανυρωπος— человек, δοφια — мудрость) как выражение полноты всесторонне развитых познавательных способностей человеческой природы2. Наиболее характерная черта антропософии состоит в заигрывании с положительной наукой. Позитивистская тенденция, выразившаяся в стремлении сделать антропософию «точной» наукой, «высшим» синтезом науки и религии, наложила отпечаток на стиль сочинений самого Штейнера, в подавляющем большинстве сухих наукообразных трактатов.

Антропософское учение (или штейнерианство) возникло в эпоху глубокого религиозного кризиса западного мира, истощения его духовных и нравственных сил. Оно было порождено временем, окрашенным апокалиптическими, трагическими тонами общего умонастроения и мирочувствования, когда почва решительно уходила у всех из-под ног. Штейнерианство получило распространение в Германии накануне и после 1-ой мировой войны, найдя сторонников прежде всего в среде художественной интеллигенции.

Какова же сущность антропософского учения, проповедуемая его создателем и адептами? Согласно антропософскому учению, первопричиной бытия и основой материального мира является духовное начало — дух. Все предметы физического мира — более уплотненные образования, состоящие из духа и души (Animus и Anima)1. Этот дух антропософия трактует как комплекс сознательных духовных существ, деятельностью которых определяются все явления физического мира, постигаемые человеческими органами чувств. Человек может проникнуть в сущность сверхъестественного мира, пробудив в себе деятельность заложенных в его природе «тайных», скрытых органов чувств (духовных органов, аналогичных телесным, типа «огненных колес» и «цветов лотоса»). Сверхчувственное постижение различает несколько других миров, которые можно свести к двум: миру души (астральному) и миру духа (духовному).

Мир астральный состоит из того же «вещества», из которого состоят чувствования и желания человека, его страсти. Мир духовный — из того же «вещества», из которого состоят человеческие мысли. Согласно антропософскому учению, человек распадается на несколько самостоятельных сущностей: физическое тело, астральное тело (нечто, что возвращает человека из состояния бесчувственного глубокого сна к состоянию мыслящей и действующей души), человеческого «я» Штейнер предлагает семиричное дробление человеческой природы: физическое тело, эфирное тело, астральное тело, я, дух в себе, дух жизни, духочеловек. Однако это дробление имеет в своей основе троичное восприятие человека. По Штейнеру, духом управляет закон перевоплощения (реинкарнация), телом — управляет закон наследственности, душой — созданная ею самой судьба (карма). Связь души и тела после смерти сохраняется до тех пор, пока душа не расстанется со своей привязанностью к земному бытию1. Развитие человеческих органов, функция которых состоит в общении с обитателями потустороннего мира, осуществляется посредством специально разработанной системы упражнений ума, воли, чувств, так сказать, особой психической гимнастики. Штейнер выстроил целую систему ступеней посвящения с обрядами инициаций наподобие масонских. Начальные ступени включают в себя выработку эвритмии, танцы, участие в театральных мистериях, автором которых был сам основатель учения. Для посвященных читались особые секретные курсы.

Основная цель антропософии состояла в том, чтобы привлечь юношество к «тайному учению», воспитать в нем способность к «духовному созерцанию», делающему прежде недоступные, сверхчувственные дали близкими и освоенными. В необычайно многогранной, кипучей и разносторонней теоретико-практической деятельности Штейнера огромное место отводилось педагогической проблематике. Именно со специфическим педагогическим воздействием Штейнер связывал будущность антропософского движения. Сам пророк антропософии обладал незаурядными педагогическими способностями, проявившимися блестящееще в годы его студенчества.