Католицизм
До середины XI века восточные и западные христиане сохраняли свое единство. Восточные христиане были объединены в четыре патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а западные – в один Римский, в котором патриарх носил древний титул «папы». Но постепенно, в силу различных политических и культурных причин между восточными и западными христианами ослабевало общее понимание того, что такое единство Церкви. Восточные христиане хранили традиционную веру в то, что соборной (всеобщей, кафолической) Церковью является каждая христианская община, которая совершает Причастие (Евхаристию) по благословению местного канонического (законного) епископа. Но благодать и власть у епископов была одинакова: ни один епископ не имел (и не имеет в православии) права вмешиваться в дела другого епископа. В Риме папы начали считать, что у них есть власть над всеми епископами и христианами во всем мире, что папа – наместник Бога на земле, с чем православные христиане никогда не согласятся, помня, что главой всех христиан является Иисус Христос, невидимо присутствующий в каждой церкви. Окончательный разрыв Рима с Православной Церковью произошел в 1054 году, когда кардинал Гумбальт по своей необразованности обвинил Константинопольский патриархат в изъятии из Символа веры слова «и Сына» в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа от Отца. Позднее сами католики признали абсурдность претензий Гумбальта, но исправить положение уже не смогли.
Православие придерживается традиционного вероучения, которое было сформулировано в первые века христианства и утверждено на 7 Вселенских Соборах. Католическая церковь продолжает изменять вероучение, регулярно созывая Соборы (на сегодняшний день - 21). Несмотря на то, что католики и православные являются братьями-христианами, существуют ряд серьезных догматических препятствий, которые делают единство Православной и Католической Церквей невозможным.
Догматические расхождения
Православие | Католицизм | ||
Учение о Троице | Святой Дух исходит от Бога Отца | Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына (латин. Filioque – «и от Сына»). | |
Учение о Чистилище | Отсутствует | Чистилище – промежуточное место между раем и адом, где находятся не отягченные смертным грехом души. | |
Учение о «сверхдолжных заслугах». | Отсутствует.Понятия святости и спасения соотносимы с каждой личностью в индивидуальном порядке – их нельзя «измерить» и «распределить». Святые, подвижники, стяжавшие благодать Святого Духа, являются друзьями Бога и ходатаями перед Ним за тех, кто обращается к ним в молитве. | За счет деятельности святых и праведников «сверх меры» создается «сокровищница заслуг», которые Римская церковь перераспределяет (в прошлом – за деньги) в виде «индульгенции» («милость, снисходительность») тем грешникам, которые не имеют достаточных заслуг перед Богом. | |
Учение о Пресвятой Богородице. | Пресвятая Богородица особо почитается в Церкви, превозносится выше небесных ангелов, но Православная Церковь никогда не принимала дополнительных догматических формул в отношении Девы Марии. Так, Она, как и все люди, не была свободна от первородного греха, а потому была подвластна смерти. Христос – единственный Посредник между Богом и людьми и не имеет никаких «соискупителей». | Приняты новые догматы о Деве Марии: Она была зачата непорочно, от рождения была свободна от первородного греха. И умерев добровольно, телесно воскресла, став вместе со Своим Сыном «Соискупительницей» грехов человечества. | |
Учение о верховенстве папы Римского. | Православная Церковь признает Одного Главу над всеми христианами, Одного Первосвященника Господа Иисуса Христа, Единого Безгрешного.Православная Церковь существует как семья независимых автокефальных и поместных церквей, каждая из которых является самостоятельной в своих внутренних делах.Важные вопросы церковной жизни решаются на Соборах (собраниях епископов, иногда совместно со священствующими, монашествующими, мирянами), как это было во времена апостолов. | Папа Римский – глава Католической церкви, наместник (викарий) Иисуса Христа на земле, преемник святого Петра имеет единоличную власть над всеми епископами и христианами мира и непогрешим, когда официально (excathedra – с кафедры) выступает по вопросам веры и морали. | |
Учение о благодати | Несотворенная, причастная Богу, в ней – главное средство спасения человека, его подлинного соединения с Богом. | Сотворенная, отличная от Бога, отсюда – Бог не может непосредственно общаться с человеком. | |
Другие различия | |||
Крещение | Осуществляется полным погружением в воду | Осуществляется обливанием или кроплением | |
Причастие | Употребление для Причастия пресного и квасного хлеба, которые символизируют две природы Христа: божественную и человеческую.· Причащение мирян Телом и Кровью Христа.· Причащение младенцев.· Перед Причастием требуется молитвенная и постная подготовка (3 дня). | · Употребление для Причастия только пресного хлеба.· Причащение мирян только Телом Христовым.· Отказ причащать младенцев.· Пост перед Причастием – 1 час. | |
Священство | · Черное священство (монахи) – не женаты, и белое священство - должны быть женаты. Среди апостолов были девственники (апостол Павел) и женатые (апостол Петр имел жену и двоих детей).· Отсутствует сан кардинала. | · Целибат (безбрачное духовенство).· Введен дополнительный сан кардинала. |
Протестантизм
Протестантами называются христиане, которые в XVI веке отделились от Римской католической церкви. С тех пор протестанты разделились на множество течений и сект, которых объединяет отказ от Священного Предания и признание источником веры только канонические книги Библии. События XVI – пер.пол. XVII вв., которые привели к изменению веры и религиозной жизни христиан в Западной, Центральной и Северной Европе, называются также Реформацией, толчком к которой стало выступление в 1517 году монаха, преподавателя Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера (1483-1546) против индульгенций.
Особенности протестантской веры
Единственный источник веры – Священное Писание.
Спасает только вера, а не дела. Истинная вера, однако, не бездеятельна и проявляется в добрых делах.
Все уверовавшие во Христа уже спасены. К совершившемуся спасению ничего прибавить уже нельзя. Поэтому монашество отвергается.
Поскольку все уверовавшие спасены, молитва об усопших отменяется.
Протестантизм не верит в незыблемость единой Церкви, хранящей апостольское преемство. Все истинно верующие христиане – святые и священники. Поэтому почитания святых и таинства священства нет. Каждая протестантская церковь по-своему определяет выборы и назначение пресвитеров, то есть тех, которые возглавляют богослужение общины и говорят проповедь.
Из таинств признаются только крещение, причащение и (иногда) – разрешение от грехов.
Все протестанты претендуют на то, что они воспроизводят жизнь христиан апостольских времен.
На молитвенных собраниях протестантов главное место отводится проповеди. Все церковное благолепие (иконы, древние песнопения и проч.) устранено.
Основные течения в протестантизме
– Лютеранство – главным образом в Германии, а также в скандинавских странах и Северной Америке. Сейчас в мире 75 млн. лютеран.
– Кальвинизм – в основном в Голландии и Шотландии, а также в США, Германии, Франции.
– Англиканство – в Англии, США, Австралии; всего около 70 млн. верующих.
– Баптизм (с XVII.), около 35 млн., как важнейшее положение своей веры выдвигают крещение во взрослом, а не в детском возрасте.
– Адвентизм ( с XIX в.), уделяющий главное внимание ожиданию Второго Пришествия.
– Пятидесятничество (с нач. XX в.), которые утверждают, что дар Святого Духа (харизма) проявляется прежде всего в говорении на языках (глассолалия).
Список использованных источников
1. Религиоведение: Хрестоматия: Учеб. пособ. / Автор-сост. П.И. Костюкович. – Мн.: Новое знание, 2000. – 480с.
2. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1998.
3. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах / Пархоменко И.Т., Радугин А.А. – М.: Центр, 2001. – 368 с.
4. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / ред. проф. М.Г. Писманик. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-430 с.