Смекни!
smekni.com

Богословско-историческое обоснование догмата иконопочитания (стр. 11 из 12)

Истинным почитателям и творцам икон очевидно: иконописание не заключается в портретировании, в иллюстрировании. Иконопочитание не сводится к лобызанию икон, каждению им, возжиганию свечей, затепливанию лампад перед ними. Почитать образ Божий в духе и истине (Ин 4, 24) означает для всех христиан — стремиться воссоздавать Его в самих себе и в мире, возвращая мир Богу, обоживая его. Главной же святыней в мире Божием является человек.

В этом смысле всем христианам надлежит быть творцами — иконописцами и реставраторами образа Божия. И становится понятной связь заповеди о любви к Богу и к ближнему с почитанием образа Божия, явленного в человеке, то есть с любовью к Нему. Истинными иконописцами, творцами Церковь и называет поэтому не художников, а Святых Отцов, исполнивших эти заповеди, явивших нам образ Божий в самих себе.

Ответственность церковных художников при иконописании состоит в том, чтобы быть верными Преданию, то есть воссоздавать в самих себе образ Божий, шествуя святоотеческим путем, и, как следствие, дать Церкви и миру возможность созерцать то, что сами увидели. Это значит — точно явить образ Божий на иконах во всей полноте, данной художнику в Предании, частью которого является иконописное наследие.

Ответственность народа православного в правильном, по слову святых отцов, понимании сущность икон и поклонении им и через них Господу, Пресвятой Богородице и святым. И мы все, по словам апостола Павла, «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ» (2 Кор 3,18).

Инок Григорий (Круг) «почитание икон в Церкви - как зажженный светильник, свет которого никогда не угаснет. Он зажжен не человеческой рукой, и с тех пор свет его не истощался никогда. Он горел и горит и не перестанет гореть, но пламя его не неподвижно, оно горит то ровным, светом, то почти невидимо, то разгорается и превращается в нестерпимый свет [71].

И даже когда все, что враждебно иконе, ищет угасить этот свет, одев его покровом тьмы, не иссякает и не может иссякнуть. И когда от потери благочестия иссякают силы в создании икон и они как бы теряют славу своего горнего достоинства, и тут не иссякает свет и продолжает жить и готов опять явиться во всей силе и наполнить торжеством Фаворского Преображения.

Думается, что и мы сейчас находимся в преддверии этого света, и хотя еще ночь, но приближается утро. Послы князя Владимира описывали богослужение в Царьграде, в знаменитом храме Св. Софии: «и не свемы, на небе есьмы были, ли на земле», т.е. «[стоя в храме], мы не знали, где находимся: на небе или на земле».

Наверное не малое значение в этом благоговейном удивлении имели иконы Святой Софии. Так же и в наше время потребления и обмирщения иконы как окно в другой, Горний мир, могут открыть людям новую реальность. Реальность Веры.

Библиография

Источники

1. Библия: Священное Писание Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Московской Патриархии. – 1990. - 925 с.

2. Андрей Критский, св. О иконопочитании святых икон // ЖМП. – 1980. - №8. – 45с.

3. Василий Великий, свт. Творения. – М., 1891. – 780 с.

4. Григорий Великий, папа Римский, свт. Творения. – М., 1999. 357 с.

5. Иоанн Дамаскин, св. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. - СПб.,1893. – 192 с.

6. Иоанн Кронштадский, св. Моя жизнь во Христе. - СПб.,1996. – .

7. Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере / Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков, о православной вере. - Москва, 1900. –295 с..

8. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. – 520 с..

9. Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. - Москва, 1912. – 750 с.

10. Симеон Солунский, свт. Творения. – СПб., 1856. – 519 с.

11. Федор Студит, преп. Творения. – СПб., 1907. – Т.I.280 с..

Пособия

1. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. – М., 1994. – Т.IV. – 620 с.

2. Булгаков С., прот. Икона и иконопочитание. - Париж, 1931. –166 с .

3. Григорий (Круг), инок. Мысли о иконах. – М.: Православное братство во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня,1997. –160 с .

4. Зинон (Теодор), архим. Беседа иконописца. - СПб., 2003. -114 с .

5. Иларион (Алфеев), еп. По образу и подобию // Церковь и время. – 2005. - № 4 (33). – 32 с.

6. Иларион (Алфеев), иером. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. - Москва-Клин, 1996. – 254 с.

7. Карташев Ф.В. Вселенские соборы.– М.: Республика. – М.,1994.– 524с.

8. Кураев А., диак. Православие, язычество, иконопочитание (Почитание Икон в Православной Традиции). – [Электронный документ] http://svitk.ru/004_book_book/15b/3408_kuraev-pravoslavie_yazihestvo_ikonopohitanie.php.

9. Кураев А., диакон. Человек перед иконой [Дипломная работа]. - Сергиев Посад: Машинопись, 1992. – 85 с.

10. Лазарев В. История византийской живописи. - М., 1997. – Т.II. – 329 с.

11. Лихачева В.Д. Византийская миниатюра. – М., 1977. –250 с .

12. Лосский В. Богословие образа / Богословские труды. – М., 1975. - №14. 240 с.

13. Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы. - СПб., 2003. –276 с .

14. Мелиоранский В. Георгий Кипрский и Иоанн Иерусалимский два мало-известных защитника Православия в VIII веке. – СПб., 1901. – 465 с .

15. Николов П.Н. Богословие иконы. - Сергиев-Посад, 2000. – 120 с.

16. Острогорский Г. Гносеологические основы спора об иконах. - Прага, 1928. – 415 с.

17. Платон. Сочинения. М.: Мысль, 1994. – Т.III. – 605 с.

18. Салтыков А., прот. Библейские основы иконопочитания / Ежегодная богословская конференция – М., 1996. –250 с .

19. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. - Киев, 1889. – Т.II. – 250 с.

20. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - М., 2003. – 360 с.

21. Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. - Париж, 1989. – 474 с.

22. Флоренский П., св-к. Собрание сочинений. – Париж, 1985. – 221 с.

23. Флоровский Г., протпр. Византийские отцы V-VIII в. - Париж, 1933. –561 с.

24. Флоровский Г., протпр. Восточные отцы V — VIII веков. – М.: Паломник, 1992. –237 с .

25. Флоровский Г., протпр. Ориген, Евсевий и иконоборческий спор / Догмат и история: Сборник. – М., 1998. –243 с .

26. Шенборн К., кардинал. Икона Христа. - Милан-Москва, 1999. – 230 с.

27. Шмеман А., протпр. Исторический путь Православия. - М.,1993. -194 с .

28. Юлиания (Соколова), монахиня. Картина и икона // ЖМП. – 1981. - №7. – 45 с.

29. Языкова И.К. Богословие иконы. – М., 1995. –212 с .

30. М а р т ы н о в А.В.Учение св. Григория, еп. Нисского, о природе человека. - М., 1886. – Т.VIII.-247 с.

31. Шиваров Н., протопр. Иконопочитанието в България и отражението му върху книжовното и културното дело през «Златния век» (IX-Xвв) //Духовна култура, София, 1988, № 9.69 с.


[1]Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. - Москва, 1912. – С.234.

[2]Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. - М.,1993. – С.248-249.

[3]Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. - Париж, 1989. – С.6.

[4] См.: Зинон (Теодор), архим. Беседа иконописца. - СПб., 2003. - С.19.

[5] См.: Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - М., 2003. – С.221.

[6] См.: Флоренский П., св-к. Собрание сочинений. – Париж, 1985. – С.221.

[7]Григорий Великий, папа Римский, свт. ТворенияМ., 1999. С.87.

[8]Иоанн Дамаскин, св. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. - СПб.,1893. – С.44.

[9] Цит.по: Успенский Л. Указ.соч. – С.12.

[10] См.: Успенский Л. Указ.соч. – С.7.

[11]Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. –С.184.

[12]Булгаков С., прот. Икона и иконопочитание. - Париж, 1931. – С.7.

[13] См.: Иоанн Дамаскин, св. Указ.соч. – С.57.

[14] Там же. – С.60, 89.

[15] См., напр.: Платон. Сочинения. М.: Мысль, 1994. – Т.III. – С.36.

[16] См.: Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. - Киев, 1889. – Т.II. – С.204.

[17]Шиваров Н., протопр. Иконопочитанието в България и отражението му върху книжовното и културното дело през «Златния век» (IX-Xвв) //Духовна култура, София, 1988, № 9, с.17.

[18]Федор Студит, преп. Творения преп.Федора Студита. – СПб., 1907. – С.128-129.

[19] См.: Салтыков А., прот. Библейские основы иконопочитания / Ежегодная богословская конференция (Москва, 1996) – М., 1996. – С.58.

[20]Иларион (Алфеев), иером. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. - Москва-Клин, 1996. – С.27.

[21]Там же. – С.28.

[22]Иларион (Алфеев), еп. По образу и подобию // Церковь и время. – 2005. - № 4 (33). С.17.

[23]Иоанн Дамаскин, св. Указ.соч. – С.74.

[24]Там же. – С.11-12.

[25]Лосский В. Богословие образа / Богословские труды. – М., 1975. - №14. – С.105.

[26] См.: Успенский Л. Указ.соч. – С.9.

[27]Иоанн Дамаскин, св. Указ.соч. – С.93.

[28] См.: Николов П.Н. Богословие иконы. - Сергиев-Посад, 2000. – С.24.

[29]Андрей Критский, св. О иконопочитании святых икон // ЖМП. – 1980. -№8. – С.37.

[30]Языкова И.К. Богословие иконы. – М., 1995. – С.52.

[31]Федор Студит, преп. Творения. - Спб, 1907. – Т.I. – С.132.

[32]Кураев А., диакон. Человек перед иконой [Дипломная работа]. - Сергиев Посад: Машинопись, 1992. – С.243.