Смекни!
smekni.com

Православие на Смоленьщине (стр. 1 из 6)

Введение

Христианская история началась около 2000 лет назад в небольшом палестинском городе Вифлееме, близ Иерусалима. Только необыкновенное явление потрясло вифлеемских пастухов: небосклон внезапно озарился неземным светом, и в нем показались фигуры ангелов, один из которых сказал: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, которой есть Христос Господь». В тот же миг с небес донесся торжествующий ангельский гимн. Так произошло величайшее в истории событие, предсказанное пророками жившими за 1000 лет до Христа: «Вот, Дева во чреве примет, и родит сына, и нарекут Ему и Сына Еммануил, что значит с нами Бог». Сам Бог, создавший Вселенную, премудрость Которого не способен постичь разум человека, вникающего в удивительное разнообразие природы и ее законов, снишел с высоты и стал близок ко всем людям - и к праведникам, и к грешникам, и к отверженным , и к обездоленным. Он стал человеком, чтобы всех уверовавших в Него спасти.

Жизнь и учение Христа имели столь сильное воздействие на умы современников и последующих поколений, что вдохновляемые Им люди создавали величайшие произведения литературы, живописи, музыки и архитектуры. Многие ученые делали свои открытия во имя Христа, следуя Его примеру сострадания и помощи всякому, кто в ней нуждается. Научные изыскания ввели ученых к познанию Бога, открывшему нам во Христе, удивлению перед Его величием и премудростью. «Чем больше я занимаюсь наукой,- писал Луи Пастер,- тем более становлюсь верующим. Огромное число людей в мире в нашей стране признают во Христе самый совершенный нравственный и исповедают свою веру в Христа как в Бога, Спасителя, Избавителя от власти зла, насилия и порока, видят в Нем единственную надежду мира».

Значения христианства столь велико что вся история человечества может быть разделена на 2 части: дом Воплощения Сына Божия и после него. В 19-20 веках делались попытки доказать, что Христос на самом деле не существовал, и что Его жизнеописание было составлено с целью отвлечь «народные массы» от борьбы с правящими классами. Однако современные ученые уже не подвергают сомнению достоверность существования Иисуса.

По Своему образу жизни Иисус Христос был странствующим проповедником: Он переходил из города в город, из селения в селение, говоря людям о приближении Царствия Небесного и уча их исполнять волю Небесного Отца. Его окружали многотысячные толпы, ибо даже одно прикосновение к Его одежде приносило исцеление от неизлечимых болезней. Он исцелял прокаженных, возвращал зрение слепым, поднимал на ноги хромых и парализованных. Даже смерть теряла свою власть перед ним.

Сердцевиной нравственного учения Христа является Нагорная проповедь, произнесенная Им на возвышенности близ Галилейского озера. В этой проповеди Христос восполнил и довел до совершенства ветхозаветные нравственные установления.

Проповедь Иисуса Христа продолжалась как думают, около 3 лет. В самом начале проповеднического пути Христос избрал 12 учеников, на которых возложил миссию распространения своего учения в Палестине и за её пределами; в последствии учеников Иисуса стали называть апостолами. Они и были теми, из кого сформировалась первая христианская община- Церковь, которой Христос обещал, что она будет существовать вечно. 12 апостолов, как и другие 70, избранные Христом позднее, были призваны благовествовать Царство Божие.

Дело Христа было продолжено апостолами после Его воскресенье и вознесения на небо. В 50 день после воскресения Христово, когда святой дух сошел на апостолов в виде языков пламени, они получили сверхъестественные дары для обращения народов к Богу.

Развитие христианского богословия философии, литературы и искусства способствовало дельнейшему распространению христианства. К 8 веку окончательно оформилось православная богословие, достигшее совершенство богословских спорах на семи Вселенских соборах.

крещение смоленский епархия


Глава первая Крещение Руси и Святость

На фоне тысячелетней истории Руси выделяются две великие но противоположные по сути картины. Одна из них- светлая и радостная, относящаяся к обращению ко Христу нашего народа на заре формирования Руси; другая- кровавая и жуткая, относящаяся к недавнему времени её духовной катастрофы. Но чтобы вера в Бога возродилась на нашей родине, русским людям необходимо понять и с новой силой оценить духовную суть того апостольского дела, которое совершил князь Владимир, крестив русский народ.

Знакомясь с событиями Крещением Руси, мы видим, как серьезно и продуманно он подошел к вопросу веры. Святой Владимир понял, что личную государственную жизнь можно создавать только на фундаменте веры в Бога. Поэтому он всесторонне ознакомился с существовавшими в то время религиями и остановился на лучшей из них.

Потом, став христианином и крестив русских, князь Владимир до конца своих дней заботился о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивой жизни.

1.1 Первые христиане на Смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли

По преданию, первым христианским проповедником в русских землях считается святой апостол Андрей Первозванный. Святой Андрей был одним из первых учеников и последователей Иисуса Христа. Из священных преданий известно что он поднявшись по Днепру, воздвиг крест на «горах Киевских» в древнерусских летописях говорится, что апостол Андрей из Киева направился на север и проповедовал в районе современного Новгорода, откуда затем ушел в Европу. Трудно сказать, проходил ли в своем предполагаемом путешествии святой апостол через Смоленщину. В эту эпоху (I-II вв.) на землях нашего края жили первобытные днепро-двинские племена. Предки более поздних литовцев и латышей. Вполне возможно, что проповедь святого Андрея в какой то мере коснулось и этих племен. Славяне появились на территории современной Смоленской области не ранее V века.

Язычники в отличии от христиан и последователей других мировых религий поклонялись различным природным явлениям, обожествляя их. У первобытного населения территория Смоленщины был развит культ животных, коня и медведя, почитавших в качестве родовых или общеплеменных тотемов (духовнопокровителей). Поклонялись кривичи и божеству солнечного диска. Большим почитанием также пользовались различные природные объекты: камни и священные рощи, в которых, по легендам, жили духи. Существовали и особые святилища, на которых стояли идолы и где совершались языческие обряды, в том числе жертва приношения. Порой круглые жертвенники сооружались прямо в домах.

Наиболее ярким памятником языческих обрядов являются курганы - большие земляные насыпи, по которыми хоронили наших предков. В курганы помещали разнообразные вещи которые могли пригодится покойному в загробном мире. Не редко богатых кривичей погребали вместе с женами и слугами. Кривичи сжигали тела умерших. Они считали, что душа покойного с пламенем и дымом костра быстрее достигает загробного мира. Проявляло себя язычество и в быту. Наши предки стремились украсить себя различными предметами, которые по суеверным представлениям способны охранять своего владельца от опасностей.

Первые достоверные сведения о появлении христианства в Смоленских землях относятся к 9-10 векам. История христианства в России и в нашем крае самым тесным образом связана с историей становления и развития русского государства.

Первыми проповедниками веры Христовой, по- видимому, были византийские торговцы, путешествовавшие по пути «из варяг в греки». Одним из главным пунктов на этом пути было поселение, располагавшееся ниже по Днепру, в 12 километрах от современного областного центра, у поселка Гнездово.

Проповедниками христианства могли быть и представители славянских племен, приходившие на Смоленщину из среднего и южного поднепровья с начала 9 века. Христианами являлись и отдельные дружинники, предки шведов, норвежцев и датчан часто, бывавших в Гнездове.

Раскопки знаменитых гнездовских курганов- крупнейшего языческого кладбища Восточное Европы- принесли доказательства существования в Гнездове в конце 9- в начале 10 веков христианской общины. Об этом свидетельствует большое количество трупоположений курганах. В некоторых погребениях были найдены также нательные крестики и воск для молитвенных свечей.

В летописях есть сведения о крещении Владимиром Святославичем кривичей и вятичей. В 990 году князь Владимир, направляясь в поход в Новгород, заехал с митрополитом Михаилом в Смоленск и крестил смолян. Известно так же, что кривичи принимали участие в знаменитом Корсунском походе Владимира и, возможно, часть из них крестилась вместе с князем в Херсонесе- Корсуни.

После крещения на Смоленской земле разворачивается активное проповедническое и просветительское деятельность священников и княжеских слуг- дружинников. Христианизация Смоленщины проходила достаточно быстро и почти без сопротивления местного населения. Здесь не было такой борьбу вокруг утверждения новой веры, как в Новгороде, Пскове, Ростове и других северных городах Руси.

Однако, несмотря на успехи христианской проповеди, у многих смолян (особенно в сельской местности) ещё долго сохранялись воспоминания о верованиях предков- язычников. Воспоминания эти постепенно утрачивали осознанный характер и проявляли себя в форме бытовых традиций и суеверий (например, в ношении языческих украшений или в устройстве погребальных жертвоприношений и тризн- поминаний). К концу 11 века во многих городах Смоленской земли существовали христианские приходы и были православные храмы. В самом Смоленске на Смядыни существовал деревянный храм и уже тогда, возможно, был монастырь. Точные данные о храмах Смоленщины 11 века отсутствуют. Прежде всего это связано с тем, что они, вероятно, были деревянными и не оставили следов в культурном слое. Кроме того Смоленск и города Смоленской земле еще не достаточно изучены археологами, а результаты проведенных исследований опубликованы далеко не полностью.