Смекни!
smekni.com

Что писал Господь Иисус Христос перстом на земле? (стр. 1 из 3)

Святитель свт. Николай Сербский (Велимирович), перевод С. Луганской

Кто принесет нам радость в эту долину слез?

Се, радость приходит от истины. Кто нам явит истину среди ловушек лжи, в которые мы попадаемся на каждом шагу?

Се, радость приходит от справедливости. Кто есть тот, кто может установить справедливость от земли до небес, чтобы светила она всем рожденным от жены, чтобы светила им и радовала их?

Еще радость приходит от милосердия. Кто выведет милосердие из царства сказок и человеческих мечтаний и сделает его реальностью, что сильнее злобы и жестокости?

Еще радость приходит от жизни, где же тот истинный свидетель жизни лучшей, чем это медленное умирание, которое только присвоило себе звание жизни?

Вот четыре вопроса, которые задал мне недавно один простой несчастный человек, каких в больших городах множество. Не философ, который специально занимается глубокими тайнами и загадками бытия и жизни; не бедный, которого бедность и одиночество привели к размышлениям о лишениях, а обыкновенный человек, здоровый и благополучный. По всему своему облику он выглядит вполне счастливым человеком, но он считает себя несчастным, и на исповеди плачет от отсутствия радости.

Эти вопросы задают себе многие и многие души, живущие на земле. Не сомневаюсь и в том, что эти вопросы задавали себе и вы, которые сегодня вновь стоите перед иконостасом, на котором видите образ Царя и Господа в окружении Его воинства ангелов и святых. Церковь одна знает ответ на эти вопросы, и она должна и хочет ответить на них, ясно и открыто, устами своих служителей.

Ответ краток: один только Христос, Сын Бога живого, Носитель, Источник, Открыватель и Залог истинной радости, которой стремится каждая человеческая душа.

Индийский учитель Будда, своим учением только углубляет и продлевает человеческую печаль. Исламский пророк вносит в душу страх. Философы играют словами и как только один из них покажет хоть лучит радости, другой спешит погасить этот лучик холодным ветром отрицания. Современные безбожники, как и безбожники всех времен, вовсе изгнали понятие радости из своей речи, проповедуя близкую и окончательную смерть всему и вся.

Может быть вы знаете того, что я не знаю, что хоть когда-то хоть один из учителей народа назвал свое учение - Радостной вестью?

Индийцы назвали свои лучшие книги – Веды, что значит Знание. Будда назвать свое учение – Путь. Ибо он проповедовал только путь, а не цель, бесцельный путь в бесцельное – ничто. Египтяне свою мудрость именовали Книга Мертвых. Указания Магомета названы его последователями – Коран, что просто значит книга.

В огромных зарослях книг всего мира, только одна единственная книга называется – Радостная весть. Это учение Христа. Это Евангелие, что по-гречески значит (Ев-Ангелие) Радостная, благая весть. Это учение о радости. О все вы, жаждущие радости, откройте эту книгу из книг, напейтесь истинной радости! Радость здесь во всем, в событиях, в словах, в делах. Она светится повсюду, даже сквозь слезы и сквозь страдания и смерть.

Рождество Спасителя в Вифлееме возвестил пастухам ангел, словами: «возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк.2,10). И хор небесного воинств приветствовал Его пришествие в мир песней радости «Радуйтесь и веселитесь» (Мт. 5,12). И в последнем Своем обращении к ученикам Он вновь говорит о радости: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15,11) . А о том, что Он принес не сиюминутную, но вечную радость говорят Его слова: «..и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16,22).

Апостолы Христовы, вначале простые рыбаки, а позже духовные князья мира, были настолько обильно напоены этой таинственной радостью, влитую в них личностью и учением их Учителя и Господа, что невозможно объяснить этого никому, никому в мире, кто этой радости не испытал. Апостол Иоанн пишет верным о цели своего писания и говорит: «..сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1Ин. 1,45). Апостол Петр описывает радость верующих во Христа и говорит: «радуетесь радостью неизреченною..» (1Петр. 1,8). Апостол Павел, исповедник и мученик за Христа, писал верным: «Радуйтесь и паки говорю, радуйтесь», а об апостолах написано, что когда «же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5,41).

А когда мы прочтем обо всем, что претерпели апостолы на протяжении своей земной жизни, и не только апостолы, но многие тысячи других верных рабов Христовых, и что радость их до конца осталась неомраченной, мы удивимся этому чуду и снова и снова спросим – что это за неведомая земле радость, которую не могли бичевания поколебать, осмеяния замутить, темницы омрачить, раны уязвить смерть умертвить?

Что это за радость? Это не наслаждение. Наслаждение не упоминается в Святом Писании, кгда оно говорит о праведниках. Наслаждение знают и свиньи в канаве, но радости не знает ничего и никто кроме человека.

Это, братья, та радость, которую принес на землю Господь Иисус Христос и которую никто не отнять у земли. Это неиссякаемая струя божественной радости, которая непрестанно струится от Бога живого Христа Спасителя через Духа Святого и живит и животрворит мир и делает христианство непобедимой силой. Это радость от явления истины, от воскресшей и вознесенной до небес, словно огненный столп, правды, от неиссякаемой милости, и от бессмертной жизни. Радость от реальности, которую открыл нам Господь, а не от призрачных снов и красивых сказок. Эта радость предназначена праведникам, но не только праведникам, но и кающимся грешникам. Ибо слышали вы из светлейших уст и такое слово: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках..»(Лк. 15,7). Видите ли вы, как и небеса радуются тому, чему радуется всякое чисто сердце на земле!

Се господь и делами свидетельствовал эту небесную радость о кающейся грешной душе. Вот пример: некто из фарисеев позвал Господа на трапезу. (Лк. 7,36) И милосердный Господь принял приглашение, не беспокоясь о том, что Ему придется перешагнуть порог дома грешника. Хозяин позвал избранных людей, к каким он причислял и себя. Он причислял к избранным и праведным тех, кто исполнял внешние законы и кого было трудно уличить в преступлении. Этот хозяин ни за что не позволил бы, чтобы какая-нибудь грешная душа появилась в тот момент в его доме. И внешне все было благополучно и трапеза шла обычным порядком.

Но Промысл Божий ткет сове полотно на удивление людям. В доме фарисея неожиданно появилась женщина, известная грешница. В ее руках был сосуд с дорогими благоуханиями. Горько раскаиваясь в грехах, она упала на колени и плакала у ног Иисусовых. Ее слезы падали на ноги спасителя – на Его пречистые ноги, которые фарисеи вскоре пронзят гвоздями – она отирала их своими волосами и миром из сосуда мазала. А Господь, благой и всевидящий, мирно сидел. Мирно сидел. Не противился. Он смотрел кто что делает и кто что думает. Смотрел на людские помыслы. Видя это, хозяин насмешливо подумал в себе о Хозяине мира – «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк 7,39). О дутая правда надменных, как ты ничтожна! О самодовольная правда, как может ты оскорбить того, кому воздаешь внешние почести! О безрадостная правда самозванных праведников! Как глубоко ты вонзила свои когти и в наш святосавский град! Сколько грешников и грешниц твоих хотели подняться из кала греховного и вознестись к небесам, но ты не позволил им!

Видел Господь всевидящий грешную и несмешливую мысль в душе Своего хозяина, и обличил и поучил его, как вы читали об этом в Евангелии, а потом повернулся в и сказал раскаявшейся грешнице: «прощаются тебе грехи..вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк.7,59-50).

Вот радость несказанная, о которой говорят апостолы. Вот радость, вытекающая из истины, ибо Тайновидец Господь прозрел покаянную душу грешницы, прозрел то, что было сокрыто от людей. Вот радость, вытекающая из правды, ибо Господь оправдал грешницу, которую вес мир осудил. Вот радость вытекающая из милости, ибо Милостивый Творец простил грехи покаявшемуся творению Своему, простил сердцу покаянному омытому в слезах. Вот радость жизни, ибо Животворец вернул к жизни ту душу, которую весь считал умершей.

Вы, кто гнушается войти в дом грешника, две души губите – свою, ибо гнушаетесь того, чего не гнушался Царь царей, и ближнего, ибо избеганием и презрением делаете его хуже и злобнее. Вы, кто гнушается принять грешника в своем доме, две души губите – свою, ибо отвергаете пример Христа и душу своего ближнего, перед которыми закрываете двери и тем утверждаете его на пути греха.

В древнем православном Царстве Сербском сербские вельможи на Славах ставили несколько круглых столов – «софр» - «Первая софра светлым господам. Вторая софра нищим и убогим»

Наши предки считали дом святыней. И поэтому воздавали почести всякому, кто входил в их дом, богат ли он был или беден, праведник или грешник. Также и в храме Божием, где не смотрят на звание и состоятельность, на богатство и украшения, ни на лохмотья внешние, но смотрят на человека как на человека. Поэтому есть у сербов чудесная пословица – «Гость – хозяин в доме». Предки наши знали, что странноприимство – заповедь Божия. И если сербы исполнили хоть одну заповедь Божию, то воистину полностью исполнили они заповедь о странноприимстве. За лохмотьями нищего могут скрываться ангелы Божии. Так верил сербский народ, тот народ, который в своем верном библейском видении, везде искал и находил знаки неба на земле. Как принимали убогих, так принимали и грешников. И на грешника смотрели как на убогого, ибо, если убогий убог внешне, своими лохмотьями, а грешник убог внутренне на добродетель. Калеки и нищие это люди, не имеющие здоровья и богатства. Разве грешники – калеки и нищие? Разве не калеки и нищие, те, кто не имеет духовного богатства и здоровья? Пусть грешники укрывают свое духовное убожество золотом и шелком, ничто им не поможет. Душевные язвы не лечатся бальзамом из золота и шелка, но совсем иным. И ничем иным, говорю вам, как той духовной медициной, которую Спаситель людей принес с небес. Фарисейские методы оправдания себя и осуждения других здесь бесполезны. Избегание грешников сделает тебя не праведным, но еще более грешным перед Богом.