друз община арабоязычная религиозная
Актуальность анализа взаимоотношений друзов с представителями других конфессий обусловлена высокой степенью вовлеченности друзской общины в сложную систему общественно-политических отношений на Ближнем Востоке. Возрастающий интерес к друзам обусловлен появлением на международной арене новых политических фигур, принадлежность которых к друзизму так или иначе отражается на их деятельности. Для выяснения политических ориентиров друзов в регионе необходим сравнительный анализ деятельности общины касающейся ее религиозных, исторических и социальных аспектов.
Несмотря на то, что основным местом сосредоточения друзов продолжают оставаться Сирия (250 тыс. человек) и Ливан (170 тыс. человек) численность друзов проживающих за пределами этих стран постоянно растет. По данным за сентябрь 2003 г., в Израиле (с учетом Голанских высот) проживает около 108 тыс. представителей друзской общины, несколько тысяч друзов проживают в США, Канаде и Иордании. Небольшие общины есть в Чили, Колумбии, Бразилии, Аргентине, Мексике и на Филиппинах.
Несмотря на то, что религия продолжает доминировать в жизни друзов, их социальное развитие с каждым годом становится все более значимым, что не остается незамеченным наблюдателями. При анализе взаимоотношений друзской общины с представителями других конфессий обычно отмечают тактику постоянного лавирования друзов между религией и политикой. Религиозные и социальные принципы друзов разделены тонкой гранью, и иногда складывается мнение, что они переступают ее по своему усмотрению.
Долгое время отношение к друзам отличалось субъективизмом, их действия трактовались с позиции собственных стереотипов и интересов исследователя. Друзы, в свою очередь, не исправляли ошибочного мнения об общине, опираясь на установленные религиозные догмы. Политические конфликты на Ближнем Востоке и, как следствие, резкое увеличение потока друзских эмигрантов, вынудило современный мир к пересмотру отношения к друзам в целом. Возникла необходимость всестороннего изучения друзской общины, ее внутренней стратификации и внешних взаимоотношений с окружающим миром.
О возникновении общины существует несколько версий. Друзов называли арабами, пришедшими в Сирию в те времена, когда на последователей друзизма в Египте начались гонения. На Западе их долгое время считали потомками крестоносцев. Бытовало мнение, что название общины происходит от имени некого графа Дреус. Появление данного утверждения относится ко времени пребывания в Италии друзского эмира Фахра ад-Дина IIМа'ана (1590–1635 гг.). Сам Фахрад-ДинII, рассчитывая на помощь европейских дворов в восстании против Османской империи, говорил о себе как о потомке Готфрида Бульонского.
Эпонимом названия общины исследователи считают имя исмаилита Мухаммада б. Исмаила ад-Дарази – первого человека, публично заявившего о божественном воплощении в халифе аль-Хакиме. Сами друзы причисляют Мухаммада б. Исма'ила ад-Дарази, или Наштакина, к вероотступникам и предпочитают называть себя аль-муваххидун (приверженцы таухида – догмата единобожия). Слово «друз» ими интерпретируется как форма арабского дурус (урок, в данном случае урок веры).
Появление друзской общины относится к рубежу X-XI вв., когда на территории горных районов Сирии и Ливана распространилось вероучение разработанное Хамзой б. 'Али о воплощении Бога в египетском халифе из династии Фатимидов – аль-Хакимеби-Амр Аллахе (996–1021 гг.).Друзское общество (вне зависимости от страны проживания) разделено по нескольким признакам. Основу современной друзской общины составляет иерархия, разработанная основателями вероучения. Согласно этой иерархии друзы разделены на «совершенных» (аджавитов), «разумных» ('укаля') и «неведающих» (джуххаль).
Современныеаджавиты, возглавляющие религиозную стратификацию друзов, практически не отличаются от своих предшественников. Они носят предписанную для них одежду, выполняют установленные правила общения с прихожанами, соблюдают скромность в еде, не курят, не употребляют алкоголь и свинину. Аджавиты по-прежнему охраняют друзское эзотерическое учение и остаются в друзской среде духовными наставниками и хранителями рукописей религиозно-философского содержания.
В социальном аспекте они часто выступают третейскими судьями при решении спорных вопросов, нередко возникающих между друзами. С просьбой к аджавиту может обратиться любой член общины, независимо от своей принадлежности к религиозной группе или социального положения. Для оформления брака и развода или составления завещаний многие друзы предпочитают обращаться не к профессиональным нотариусам, а к аджавитам. Гарантом подлинности документа является поставленная на нем подпись аджавита. Традиция оформления документов при содействии аджавитов сохранилась с тех времен, когда среди членов общины грамотными были только друзы, принадлежавшие к высшему религиозному сословию. Как в прошлом, так и в настоящем филологические знания необходимы аджавитам для чтения религиозных рукописей, поэтому безграмотный человек никогда не удостаивается этого звания. Традиция получения звания аджавита остается неизменной уже несколько веков. Высшее друзское духовенство никогда никем не назначается. Аджавитов выбирают члены общины из числа своих сограждан. Претендент должен пользоваться всеобщим уважением и на протяжении всей своей жизни неукоснительно соблюдать нормы и правила, предписанные идеологами вероучения. Преемственность звания приветствуется, но обязательным условием не является.
Численность аджавитов постепенно возрастает. Этому процессу способствует несколько факторов, основным из которых является демографический рост друзского населения в целом. В Ливане в 1862 г. численность друзов составляла 24 460 человек, в 1913 г. – 47 290, в 1932 г. -53 334, в 1963 г. – 82 268, 1980 г. – 150 тыс., в настоящее время, по приблизительным оценкам, их численность возросла на 10%. Духовенство друзской общины предпочитает не комментировать факт увеличения численности друзов по причине явного противоречия между действительностью и основами вероучения. Согласно друзской теории человеческие души с момента их создания пребывают в постоянном круговороте, причем созданы они были единожды и в определенном количестве. Количество мужских душ строго пропорционально женским душам. Если принять во внимание утверждение, согласно которому на других планетах существует некий «резерв» душ, находящийся там для «исправления», то закономерным становится вывод о том, что в последний период души стали «исправляться» гораздо быстрее, чем раньше.
Следующим фактором, влияющим на численность аджавитов, является современное территориальное расселение друзов. В прошлом местами компактного проживания общины являлись исключительно Сирия и Ливан, в настоящее время они расселены практически по всему миру. То, что у друзов, выезжающих за рубежи совей исторической родины и объединяющихся за ее пределами в новые семьи, со временем появилась необходимость выбирать шейха из своей среды, не могло не отразиться на численности аджавитов. Аджавиты нового времени в обыденной жизни могут быть представителями различных профессий – от простых рабочих на предприятии, крестьян или торговцев на рынках до ведущих специалистов в науке и культуре. Личное отношение аджавита к иноверцам всегда влияет на взаимоотношения окружающих его членов общины с представителями других конфессий, так как мнение аджавита, как духовного наставника, считается друзами наиболее авторитетным.
Следующую ступень в религиозной иерархии друзской общины занимают 'укаля' («разумные»). Основными критериями, согласно которым любой рядовой друз может заслужить право стать 'укаля', является достижение сорокалетнего возраста, получение соответствующего образования и соблюдение праведного образа жизни. Если друзские шейхи посчитают все вышеупомянутые условия выполненными, они принимают от рядового друза присягу и причисляют его к 'укаля'. На данную ступень иерархии друзской общины могут подняться и женщины. Они также получают специальное образование и приносят клятву аджавитам. Женщин, удостоенных права быть причисленным к данной страте, называют 'аккилят.
'Укаля' не являются простым промежуточным слоем, отделяющим аджавитов от рядовых членов общины. Составляющие не более 20% всей общины, 'укаля' имеют большое влияние на остальных друзов, которые всегда подчиняются их авторитету. Современные 'укаля' как и аджавиты, в социальной жизни друзского общества могут занимать различные должности и быть представителями всевозможных профессий. Но в религиозном аспекте они являются эталонами поведения и примерами для подражания.
Большинство друзов составляют обычные верующие, которых духовенство частично посвящает в религиозную доктрину. Их называют джуххаль («незнающие», или «неведающие»). Рядовые друзы не знают основ учения и священных текстов, им доступны лишь специальные толкования.
Представители других вероисповеданий в иерархической лестнице, разработанной друзскими идеологами, поставлены на ступень ниже рядовых друзов. В друзской общине категорически запрещены браки с иноверцами. Вступившие в брак с представителями иных вероисповеданий считаются вероотступниками. В прошлом у друзов наказанием за вероотступничество был смертный приговор, что в принципе не являлось спецификой друзизма. Теперь «оступившихся» не принимают в общине, считая, что в будущей жизни душа провинившегося будет страдать в новом теле, которое, так или иначе, все равно будет находиться в друзской общине. Однако среди современных друзов количество подобных браков стало учащаться. Как правило, на регистрацию с иноверцами идут друзы, выезжающие за рубеж и не желающие возвращаться обратно. Среди современных выходцев друзской общины отмечены случаи оформления временного брака с целью получения иностранного гражданства, главным образом в странах Запада. Такие браки также запрещены в общине, но молодежь зачастую предпочитает поступиться религиозными принципами, которые в современном мире постепенно отходят на второй план.