Смекни!
smekni.com

Понятие и сущность религиозных конфликтов (стр. 14 из 14)

Конфликтогены, такие как стремление к превосходству; проявление агрессивности; проявление эгоизма свойственны и религиозному конфликту. Безапелляционность, которая присуща всем мировым религиям и их ветвям, которая в конечном счете и делает их религиями, в тот же момент является самым сильным конфликтогеном. Отсюда можно сделать вывод о перманентности религиозных конфликтов. Развитие религиозного конфликта зависит от социетальных (процессы в государстве, этнизация религии и ее политизация) и внутрирелигиозных (появление религиозной нетерпимости; обострение конкуренции за клир, асоциальный характер некоторых учений). Ход такого конфликта напрямую зависит от того, интересы каких слоев общества столкнулись в конфликте, их могущества и связанности со властью. В зависимости от конструктивного или деструктивного характера конфликта и его напряжения он либо исчерпывается (компромиссным решением и т.д.), либо завершается победой одной стороны и исчезновением другой (пример – конфликты католической церкви и ересей: альбигойской, кабошьенов, аверроистской и т.д.). Если же религиозный конфликт не разрешается в короткое время, он может перерасти в религиозную войну, в которой, наряду с религиозными требованиями выдвигаются и политические. Враг в такой войне уже не воспринимается как такой же человек, он сводится к восприятию враг веры и народа, борьба с ним приобретает принципиальный характер.

Политика и религия имеют давнюю историю взаимоотношений, на протяжении истории светская и духовная власть с переменным постоянно соперничали за главенство, но с XIX в. духовная власть выступает как младший союзник светской власти, способствует ее легитимизации, развитию и поддержанию традиционных гражданских ценностей. В некоторых случаях религия может являться моральным ограничителем действий власти, переступая через который последняя будет четко осознавать грядущую и скорую утрату популярности и поддержки со стороны народа. Власть, со своей стороны поддерживает одну или несколько тралдиционных и наиболее влиятельных в данной стране конфессий предоставляя доступ к некоторым административным и финансовым ресурсам.

Как правило, религиозные конфликты тесно связаны с политическими и социальными пертурбациями, происходить как внутри одной социальной группы, как моно-, так и поликонфессиональной, или разными социальными группами различной конфессиональной направленности. В мировой истории большая часть крупных межэтнических и политических конфликтов имело религиозную окраску или проводилась под религиозными лозунгами. Кратко озвучим те, которые наиболее сильно повлияли на ход мировой истории.


Список использованных источников

1. Аквинский Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI – XVII вв. Л., Наука, с.57-62

2. Антонов Е.А. История философии: Курс лекций. Белгород, 2000. с.97-114

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2001. с.9-21

4. Василенко И.А. Политическая глобалистика. М., 2000. с.32 - 42

5. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. с.8 - 63

6. Введение в политологию. М., 1998. с.10; 98 - 159.

7. Вебер М. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990. с.61-65

8. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2000. с.17-19

9. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1995. с. 87-120

10. Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995. с.72

11. Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. М., 2000. с. 87

12. Здравомыслов Л.Г. Социология конфликта. М., 1996. с.127-139

13. Зеркин Д.П Основы конфликтологии (курс лекций). Ростов-н/Д - 1998. с.38-45

14. Зиммель Г. Избранное. Т.1: Философия культуры.- М., 1996. с.54-61

15. Ирхин Ю.В. Политология. М., 1996. с.76-79;164

16. История религии. В 2 т. (под общ. ред. И. Н. Яблокова). Т. 1 М., 2002. с.107

17. Классики мирового религиоведения. Антология. В 2 т. Т.1., 1996-1998. с. 71-79; 121

18. Мамедова Н.М. Исламская экономика и глобализация // Ислам и политика. - М., 2001. с.63-65

19. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О религии: Сборник. - М., 1975. с.97-102

20. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. № 12. с. 94-117.

21. Ним Е.Г. Специфика проявления конфликтности и деструкции в религиозной жизни общества. Автореферат диссертации …кандидата социологических наук. Барнаул, 1999. с.9-16

22. Нуруллаев А.А. Ислам и политика; Ислам в России // Религии народов современной России: Словарь. М., 1999.с.65-78

23. Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии // Вестник Российского университета дружбы народов. № 2. 2000. с.60-68

24. Нуруллаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. 2001. № 3 с.28-35

25. Общество и религия. Хрестоматия. М., 1996. с.61-67

26. Основы политической науки. Учебное пособие. В 2-х ч.Ч.1. М., 1995. с.49; с.60

27. Основы религиоведения (под ред. И. Н. Яблокова). М., 2006. с.62; 83-84

28. Психология национальной и религиозной нетерпимости (сост. Ю.В. Чернявская). Мн., 1998. с.81

29. Смелзер Н. Социология. М.,1994. с. 55

30. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народа. М., 1993. с. 98.

31. Социальное конструирование реальности. Очерки социологии знания. М., 1995. с.91

32. Философия. Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д. 1997. с. 36-59

33. Философия. Под ред. Н.И. Жука. Мн., 1999. с.91-99

34. Философия: Учебное пособие для вузов. Под ред. Ю.А. Харина. Мн., 2000. с. 39-51

35. Фрэнсис Бэкон. // Философский энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 1989. с.74-76

36. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // ПОЛИС:. № 1 1994. с.17-23

37. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. с.81

38. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн., 1997. с.41-54