Смекни!
smekni.com

Христология Послания апостола Павла к Евреям (стр. 14 из 20)

Развивая далее свою мысль, преподобный Макарий живо и образно изображает тайну полного и истинного единства человека с Богом, тайну обоженой души. На основе предложенного им толкования смысла видения пророка Иезекиля преподобный Макарий объясняет важные свойства духовной природы человека. Четыре животных, носивших колесницу, являются образами четырех владычных сил разумной души – воли, совести, ума и силы любви. Орел (воля) царствует над птицами – мысленными мечтаниями, Лев (совесть) над дикими зверями – греховными страстями и чувственными пожеланиями, Вол (ум) над кроткими животными – знаниями, рассуждениями, Человек (сила любви) поставлен над всем естеством его. Таким образом, душа, по предназначению своему, должна пребывать в таком неразлучно-неслитном духовном единении с Богом, всегда смотреть на Него духовными очами, чутко и скоро – молниеносно – следовать Его повелениям. Бог же преисполняет человека небесным восторгом от сопричастности Творцу, созерцания Его красоты и славы.

С полным основанием можно отнести объяснения духоносного старца и к имеющей высшее совершенство Богочеловеческой природе Господа Иисуса Христа. Воплощенный Сын Божий явил в Себе самое полное и истинное единение божества и человечества. Подобным было и изначальное состояние души первозданного Адама. Все силы его души были освящены Духом и всецело посвящены послушанию Ему. Дух Божий управлял силами души и через них приводил в согласие весь состав человека и придавал целесообразность всем его действиям.

На основании этого же образа можно рассудить и о сущности перемены в духовной природе Адама, вызванной его отпадением. Четыре животных – основные силы души – были увлечены прельщенным умом в самоволие, из-за чего потеряли своего Владыку и стали быстро терять между собой согласие и благоустроение. Они вступили в противоречие между собой, нарушили иерархию душевных сил, допустили во внутренний совет низкие, недостойные, предназначенные к безусловному подчинению, второстепенные составы. Внутренний раздор сделал душу несовместимой с Богом, неспособной более к такому полному и чистому созерцанию Его. Богоносная колесница человеческой души безвозвратно пала с небес, исказилась, потеряла первозданную чуткость и устремленность к своему Творцу. Дух Божий отступил, духовные очи смежились, плотские широко открылись. Плотская часть души властно вмешивается во внутренний выбор человека, противостоит духовным движениям поврежденного, но не потерявшего совершенно стремления к добру образа души.

Это прекрасное подобие позволяет многое понять в дальнейшей участи потомков Адама. Восприняв от него по образу плотского рождения последствия первородного греха, как врожденную поврежденность «божественной колесницы» – души, человек от рождения попадал в противоестественное состояние общей бессмысленности существования вне своего изначального предназначения. Оставшееся по грехопадении среди малой части допотопного человечества относительное богопочитание, разумеется, ни в какое сравнение не шло с тем, которое должна была являть здравая человеческая природа.

Положение человека осложнялось еще тем, что во внутренний совет его души отныне постоянно вмешиваются падшие духи – демоны. Ненавидя человека и завидуя ему, они с неустанной ревностью изобретают способы его погибели. И никто не мог возвратиться к Богу, если бы Сам Господь не изыскал для людей удивительный и превосходящий всякое человеческое понятие путь спасения. В среде богоизбранного и предуготовленного к восприятию истины народа он Сам созидает вновь первозданное человеческое естество, в которое воплотился Сын Божий. На земле вновь появился Человек, в Котором восстановилась вся природная богоносная гармония богочеловеческого единства, вновь явилось безупречное согласие и созвучие четырех главных сил души, обожествленных естественным неотлучным и неслитным присутствием Бога. Бог явился на земле, чтобы восстановить погибшее человеческое естество, вновь вдохнуть в него Свою божественную силу, Собою проложить человеку путь на небеса.

Возвращение здравости человеческой природе возможно только добровольно через жертвенный отказ человека от своего самовластия. Идеальный образ такого жертвенного послушания явил Своей страдальческой смертью на Кресте Иисус Христос. Благодаря этой жертве человечество было искуплено от греха и погибели, что открывает автор Послания в образах ветхозаветного богослужения. «Он должен был, – пишет святой апостол, – во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр. 2:17). Показав прежде Иисуса Христа как любвеобильного отца, пришедшего спасти чад своих, попавших в беду, апостол Павел теперь представляет Его в Послании к Евреям как священника – служителя примирения между Богом и людьми.

Священство – великий и драгоценнейший дар Бога людям, имевший непревзойденное значение в жизни народа божьего. По исходе из Египта в израильском народе было установлено богослужение и избрано священство родовое, которое происходило из колена Левиина, из рода Аарона. Первосвященник – по назначению важнейшее лицо в ветхозаветном Израиле. Он является посредником между людьми и Богом, приносит законные жертвы за грехи народа. Устав служения священников, их выбор, обряд посвящения для служения скинии, а также и сама скиния (а затем Храм), одежда, богослужебная утварь, все виды и порядок жертвоприношений – все было устроено Моисеем в точном соответствии с указаниями Самого Господа. И никто иной, кроме сыновей Аарона, не мог присвоить себе это избрание, что с особенной силой подтвердилось во время бунта Корея, Дафана и Авирона (Чис.16).

Они, учинив бунт, «собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис.16:3). То есть не желая подчиняться Моисею (а значит – Богу), они потребовали допустить до священнослужения своих сыновей, которые не относились к священному роду Аарона. Тем самым бунтари рассчитывали отдалить от власти Моисея. Услышав это, Моисей «пал на лице свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе» (16:4,5). Затем он повелел придти на заре к скинии всем самовольно пожелавшим священнодействовать, принести кадильницы, вложить фимиам, чтобы принести «пред лице Господне каждый свою кадильницу, двести пятьдесят кадильниц». И когда сделали это, «вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение» (16:35). А Корея, Дафана и Авирона поглотила земля со всем родом и со всем имуществом. Оставшиеся обожженные кадильницы разбили в листы для покрытия жертвенника, как памятное знамение всем сынам Израилевым, чтобы «никто посторонний, который не от семени Аарона, не приступал приносить курение пред лице Господне, и не было с ним, что с Кореем и сообщниками его» (16:40). Известно также поражение проказой царя Озии, возомнившего о себе, что как царь и владыка святого народа он имеет власть приступать к святилищу, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном (2Пар.26:16-20).

Рассматривая ветхозаветные прообразы в связи с объяснением таинственного видения пророка Иезекиля, данным преподобным Макарием Египетским, можно предположить, что посредством столь страшных знамений Господь показал требуемую полноту всецелого и чистейшего единения посвященной Богу души со своим Творцом для ее огненосного служения Богу и недопустимость даже самого малейшего самоволия. И в этом же сопоставлении являются некоторые черты, открывающие духовный смысл ветхозаветного первосвященнического посредничества. Оно призвано освятить законом принесенные Богу жертвы израильского народа. Хотя люди и избранны, и посвящены Богу, но сблизиться с Ним по-прежнему не могут, так как отпавшее и поврежденное естество их, оскверненное всесторонним и фатальным богоотступничеством, не изменилось. Естественно, и сами священники не были духовно здравы. Но совокупность всех их уставных действий, совершаемых в строгом соответствии с небесными установлениями и посредством специально изготовленных и освященных предметов, являлось прообразом посреднического действия благодати Святаго Духа, ниспосылаемой и содействующей человеку, последовавшему Христу.

В учении апостолов прямо и косвенно свидетельствуется необходимость такого посредничества, совершаемого в Церкви в служении престолу благодати. Апостол наставляет: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:16). Эта помощь необходима для приношения новозаветных духовных жертв послушания и хвалы. Подвижники монашеского делания опытно познали бессилие человека в стяжании добродетели, если не осенит его благодатная помощь свыше. Апостол Павел в послании к Римлянам наставляет христиан: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26). То есть истинная молитва рождается не иначе, как от действия благодати Святаго Духа. Душа же человеческая стремится к согласию с Духом и в этом стремлении освящается Им. Так же апостол Иаков учит: «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17).