Ибо никакое сияние не может происходить иначе, как непосредственным исхождением из своего источника в виде лучей света. Ни свет не может быть без рождающего его огня, ни огонь не пребывает без света. Как солнце не бывает видимо отдельно от сияния, так и Отец немыслим без Сына. И это происходит от вечности, поскольку сияние существует только вместе со светильником, и нет изменения ни в Отце, ни в Сыне. И Сын непрестанно рождается от Него, как свет рождается от источника своего. Так луч света рождается от горящего светильника, показывая тем неразлучность и неслитность совместного бытия Сына и Отца. И, как лучи, исходящие из своего источника, являются одной природы с ним, так и Сын имеет одну природу с Богом Отцом.
Как нет света без сияния, и вечному Свету со-вечно сияние, так и Сын со-вечен Отцу. Как солнце в отношении к сиянию своему есть само из себя, и сияние из солнца, так Отец из Себя Самого, Сын же рождается от Отца. Как сияние, происходящее от солнца, не отнимает ничего от его сущности и не отделяется, так Сын не отнимает ничего от сущности Отца и не отделяется от Него. Сияние не может быть без солнца, а солнце без сияния, так Сын не может быть без Отца, и Отец без Сына, и, однако, Они оба отличны[17]. Истинность этого учения апостола Павла прекрасно подтверждается словами Господа: «Послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем» (Иоан.6:57).
Слово «сияние» очень многозначительно и уместно для отражения свойств божества. Свет противоположен тьме и обличает: «Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Иоан.3:19). Господь учит ходить при свете, потому что при свете хорошо виден путь. Это значит – держаться во всем заповедей и блюсти мир совести. О непокорстве же и лукавстве говорит: «Ходящий во тьме не знает, куда идет» (Ин.12:35). Как сияние может быть воспринято и отражено другими предметами, так и Бог, войдя в душу, делает ее светлой и светящей другим. Так апостол Павел говорил: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).
Апостол называет Отца «славой», о которой Христос говорил фарисеям: «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто, Меня прославляет Отец Мой» (Ин.8:54). Сын являет собою славу Отца, подобно лучу, являющему свет своего источника. Нельзя видеть солнце без исходящего из него света, так никто не может видеть славу Бога Отца без Сына Божия. Выражением же «Сей, будучи» показывается, это состояние для Сына не новое, но что от вечности и всегда Он пребывает таковым. Называет далее Сына «образ Ипостаси» Отца, что означает совершенное подобие Сына Отцу. То есть Сын и в Себе Самом открывает Свою сущность и самобытность, как Бог, всемогущий Творец, всем владеющий, все глаголом силы Свой производящий, содержащий и направляющий. И тем еще отображает Отчую Ипостась, которая является твари только через Сына. Мы видим здесь и полноту определения Сына как наследника, ибо Он воистину владеет всем, что принадлежит Отцу. Вся слава Отца принадлежит Сыну и вся слава Сына – отражение славы Отца.
Апостол здесь, как и везде в Послании, не отделяет божественную и человеческую природу Спасителя и тем подчеркивает неотделимость божественной славы и от человеческой природы Христа. О единстве этой славы и образа Иисус Христос свидетельствует ученикам: «Видящий Меня видит Пославшего Меня» (Ин.12:45), «Я и Отец – одно» и «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:11). Это значит, что и в плоти Своей Иисус Христос явил славу Отца. Каким образом? Тем, что все слова и действия Его на земле были безупречно чисты и полны божественной любви. Он пришел в человеческой плоти, но не искал от людей служения Себе, а всего Себя истощил в Своем служении, о чем свидетельствовал Сам, говоря: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин.6:38). Ради спасения людей предал Себя на распятие и смерть, был погребен во гробе и воскрес, и во всех делах Своих явился чист и непорочен, чем прославился Сам и прославил Отца.
Итак, слава Его дел явилась не в очевидных, поражающих плотское воображение, эффектных знамениях и чудесах, но в великих духовных знамениях, которые были открыты только духовному взору. То есть телесно Сын был виден всем, но слава Его сначала не всем была видна, по причине духовной слепоты людей, и лишь постепенно осмысливалась через апостольскую проповедь. Воплотившись, Бог Сын «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил.2:7), но при этом духовно не унизился, а явно и близко показал всем славу Отца. В свою очередь, апостолы стали как бы «вторыми светами» славы воплотившегося Сына, и понесли ее в мир. Через них слава Отца, пришедшая через Иисуса Христа, так же явилась в людях, ибо далее распространялась через тех, кто воспринял ее, и прославился делами духа Христова.
Таким образом, приведенные выше слова Христа – «видящий Меня видит Пославшего Меня» – подтвердились всеми делами Спасителя и отражают единство духовных свойств человечества и божества единой Ипостаси Сына, как бы прикрытое плотским «образом раба». И, подводя итог рассуждениям, говорим, что воистину во Христе воплотился Бог, и божественная слава Отца принадлежит Ему и как совершенному Богу, и как совершенному Человеку; но красота и слава этого совершенства духовна, и зрима лишь умным, духовно просвещенным взором.
2.1 Должен был уподобиться братиям
Содержащееся в Послании к Евреям учение Апостола Павла о вочеловечении Сына Божия нужно рассматривать, исходя из указанной автором Послания цели пришествия Спасителя на землю. Апостол пишет, что Сын Божий воплотился, чтобы «лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:14,15). Сила «имущего державу смерти» имеет основание в человеческой склонности ко греху. Грех же не бывает без сознательного участия в нем человека. Поэтому диавол лишается своей власти в той мере, в какой человек преодолеет свою греховную наклонность. Противостояние греховным страстям и влечениям должно совершаться человеком сознательно, целеустремленно, а для этого человек практически должен противостать сам себе (Лук.17:33).
Моисеевы заповеди открыли человеку его падение, жертвы очищали от греха, но не давали над ним совершенной победы. Страх смерти связал человеческую свободу, человек до пришествия Спасителя был не в силах поступать совершенно благоразумно и право. Ни обличения пророков, ни страшные язвы и болезни, которыми поражал Господь богоизбранный род потомков Иакова, не привели и не могли привести людей к совершенству. Для того, чтобы вызволить человеческую душу из рабства, надо было избавить людей от страха смерти, указать путь к Богу и увлечь идти этим путем. Тогда Сын Божий Сам является на земле, чтобы явить Собою образ спасения, образ победы. Апостол пишет: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания» ( Евр.2:10). Поскольку путь спасения предназначался для людей, образ вождя спасения можно было совершить только в человеческой плоти.
Для правильного понимания учения апостола о плоти Христа необходимо прежде точно уяснить, в чем заключается существо и каковы последствия грехопадения прародителей, согласно учению святых отцов и учителей Православной Церкви. В объяснении книги Бытия святые отцы различают два последствия нарушения Божьей заповеди – расстройство души Адама, возникшее вследствие греха, и смертность и тленность, как Божественное определение Адаму и его потомкам за нарушение заповеди. Расстройство души Адама началось тотчас по совершении греха и было следствием отступления от него благодати Святаго Духа за преслушание. Симеон Новый Богослов называет это расстройство смертью: «Душою Адам умер тотчас, как только вкусил», ибо «смерть души есть отдаление от ней Святого Духа, Которым осеняему быть человеку благоволил создавший его Бог, чтоб он жил подобно ангелам Божиим, кои, будучи всегда просвещаемы Духом Святым, пребывают неподвижными на зло»[18]. А обречение плоти его на страдания и смерть произошло Божьим повелением.
Это повеление было необходимо для того, чтобы ограничить греховное устремление человека и уберечь его от безвозвратной погибели. «За это предан он великим карам - тлению и смерти, для смирения гордыни его», учит преподобный Симеон Новый Богослов[19]. Описывая значение этого трагического момента в жизни родоначальников человечества, ставшего началом многовекового рабства сатане, преподобный Иоанн Дамаскин последовательно излагает развитие событий: «Итак, этим нападением виновника зла – демона человек был прельщен, не соблюл заповеди Творца, был лишен благодати, потерял дерзновение к Богу, подвергся суровости бедственной жизни, – ибо это означают листья смоковницы (Быт. 3, 7), – облекся в смертность, то есть в смертную и грубую плоть, – ибо это означает облачение в кожи (Быт. 3, 21), по праведному суду Божию был изгнан из рая, осужден на смерть и сделался подвластным тлению»[20].
Тяжесть греха Адама весьма велика, потому что в нем, как в семени, заключены все последующие грехи человечества. «Грех наших прародителей, − пишет преподобный Иустин (Попович), − явился бесконечно значимым и судьбоносным поступком, ибо им нарушено все богоданное отношение человека к Богу и к миру. До падения вся жизнь наших прародителей основывалась на богочеловеческом порядке: … Бог их руководствовал во всем, и они Ему всем существом радостно следовали. Падением нарушен и отвергнут Бого-человеческий порядок жизни, а принят дьяволо-человеческий, ибо своевольным преступлением заповеди Божией первые люди объявили о том, что они желают достигнуть Божественного совершенства, стать "как боги" не с помощью Бога, а с помощью дьявола, а это значит - минуя Бога, без Бога, против Бога»[21]. Страшен был грех Адама, и ужасные последствия приготовил он своему потомству, во-первых, преслушанием единственной и не трудной Божьей заповеди, во-вторых, нераскаянностью в содеянном. Но праведный суд Творца над Адамом и Евой (Быт.3:8-24) в разъяснении духоносных учителей Церкви был преисполненным любви актом милосердия к людям.