Ганеш
Бог мудрости и успеха. Его также называют богом препятствий (Виг-хпешвара). Это божество с головой слона очень популярно у индуистов. Существует много храмов Ганеши, в том числе придорожные храмы. Господа Ганешу также изображают при входе в буддийские храмы, где его помещают напротив Махакалы. Известно, что Гаутама Будда также почитал Ганешу как отвращающего злых духов и все преграды. Во время празднества Индраджатра его колесницу помещают рядом с колесницей Кумари, то есть живой богини. Он знает все подробности кармы каждой души и совершенный путь дхармы, который делает действие успешным. Он восседает в муладхара-чакре и легко доступен. Ганешу иногда отождествляют с ведическим богом Брихаспати («господом молитвы»). Ганеша представлен в скульптуре в нескольких формах. У него голова слона, только один бивень; он пузатый, со сверкающими глазами. Он веселый сын Господа Шивы. Он невысокого роста и тяжелый. Обычно он четырехрук; в одной руке онг держит топор, в другой — сладкий шарик (ладду), в третьей — зуб и в четвертой — лотос. Однако существует много вариаций атрибутов, которые он держит в руках. Иногда его изображают держащим жезл, дубинку, ладду (душистый шарик) и водяную лилию. Часто детали его иконографии также различаются. Начиная с XVII столетия и позже его изображают вместе с его супругами, Риддхи и Сиддхи, которые являются его Шакти. Существует несколько легенд, объясняющих необычную слоновью голову Ганеши. В соответствии с «Шива Пураной», однажды Парвати, мать Ганеши, попросила его посторожить за дверью, пока она принимает ванну. Когда его отец, господь Шива, вышел из медитации, Ганеша не позволил ему войти внутрь. Тогда Шива в гневе отрубил ему голову. Когда это увидела Парвати, она обезумела от горя. Шива пообещал дать новую голову сыну, взяв ее у первого из животных, которое пройдет мимо. Таким животным оказался слон, и Ганеша был возвращен к жизни с его головой. Согласно другой легенде, Сатурн (Сани) выжег дотла голову Ганеши. Брахма заверил Парвати, что Ганеша сможет жить с головой слона, и так жизнь его была спасена. У Ганеши только один бивень потому, что он потерял второй, когда ему пришлось биться с Парсурамом. Ганеша почитается как великий знаток священных писаний. Ганеша любит модак или ладду (сладкие шарики), приготовленные из цветков мелкого турецкого горошка (Cicer arietinum) и сахара. Перевозчик Ганеши — мышь, мушика.
Шива
«Благосклонный, милостивый». Это один из наиболее популярных богов индуистской традиции. Культ Шивы называется шиваизм. Многие атрибуты Шивы были присущи ведическому Рудре, в дальнейшем один из эпитетов Рудры — Шива стал основным именем бога, и наоборот, его былое имя Рудра — эпитетом Шивы. Шива — один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду, где он выступает как бог-разрушитель, который уничтожает миры и богов в конце каждой кальпы. С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Шивы. Волосы Шивы украшает месяц, а сквозь них протекает река Ганга, которую он подхватил головой, когда она падала с небес, чтобы разрушить землю. Посреди лба Шивы ~ третий глаз, который появился у него, когда жена Шивы Парвати, подойдя к нему сзади, закрыла ладонями два других глаза. Из этого глаза и исходит разрушающий огонь Шивы. Один из мифов рассказывает, что Шива,разгневавшись на Брахму, отсек у него пятую голову и за это был осужден на вечный аскетизм. В качестве великого аскета (Махайогина) Шива изображается голым, обсыпанным пеплом, с ожерельем из черепов и серьгами из змей, сидящим на тигровой шкуре и погруженным в глубокую медитацию. Иконография указывает, что культ Шивы появился как поклонение лингаму (фаллосу). Некоторые школы придерживаются мнения, что фаллический культ, вероятно, был заимствован от некоторых туземных племен, так как их богом был фаллос, или Шишна-девата. Шивалингам отождествляется с космическим Пурушей. Шива является владыкой разрушения и обычно представляется в трех формах: 1) лингам, 2) антропоморфная форма 3) Натараджа или Наса дэва (Владыка космического танца). Шиваиты считают, что Шива есть все и во всем, одновременно творец и творение, имманентен и транс-цендентен. Он един, но виден в трех совершенствах: Парамишвара (первичная душа), Парашакти (чистое сознание) и Парашива (абсолютная реальность). На многих изображениях у Шивы четыре или пять лиц и четыре руки. В руках он держит тришулу (трезубец), Ьамару (миниатюрный барабан), лук, сеть, боевой топор.
Гада
Это булава или дубинка. Оружие индуистского или буддийского бога. Бхим, герой «Махабхараты», также имел гада с длинной конической рукояткой и большим округлым концом. Гада означает свет.
Санкха
Раковина моллюска. Применяется в качестве сосуда, использующегося в приношениях, и как символ Вишны — одного из индуистских богов. Название его раковины — Паичаджняпа, так как она была сделана из тела демона Панчаджана. Она издает пронзительный звук и вселяет ужас в противников Вишны. Раньше, в войнах прошлого, ее всегда использовали. Индуистские святые также держат ее при себе и дуют в нее, когда хотят отогнать злых духов. На Тибете ее зовут дун. Она также называется трубой победы и символизирует произносимые слова.
Падма
Поскольку лотос растет из донной грязи и поднимается над водой в совершенной чистоте и славе, он широко используется в качестве символа духовного развития (от низшего — к высшему, от нечистого — к чистому). Кроме того, чакры обычно изображаются в виде цветов лотоса с разным числом лепестков. Символизирует самосотворение или сверхъестественное происхождение. Лотос играет большую роль как в индуистском, так и в буддийском пантеоне. В индуистской религии Брахма временами изображается сидящим на цветке лотоса, выросшего из пупа Вишны. После того как родился Гаутама Будда и сделал несколько шагов, под его ступнями тут же распустился цветок лотоса. Ади-Будда проявил себя в виде пламени, исходящего из лотоса. Лотос, или падма, является символом чистоты. Может принимать любую окраску. Голубой лотос называют Утпала или Нилотпала. В тантризме падма олицетворяет день, а утпала — ночь. В Ваджраяне лотос представляет активный женский принцип или женский половой орган. Лотос-пьедестал указывает на божественность, когда лепестки видны с внешней и внутренней стороны, тогда он называется Висвападма, или двойной лотос. Асана, или сидение на лотосе, называется также Камала-сана. Боги буддизма: Авалокитешвара, Падмани, Амитабха и Белая Тара держат лотосы на своих левых плечах. Индуистский бог Вишну всегда имеет при себе лотос как атрибут в одной из своих рук. Падма — символ Падмапани, Маньчжушри, Авалокитешвары, Ситатары, Пандары и Пад-мадакини.
Тришула
Его также называют сула — излюбленное оружие Шивы, символизирующее три фундаментальные шакти, или энергии, Бога — иччха-шакти (желание, воля, любовь), крийя-шакти (действие) и джняна-шакти (мудрость). Он выполняет три функции: творение, защиту и разрушение. Может также представлять три гуны (качества): саттва (центростремительное Символы индуизма Тришула как объект поклонения притяжение существования), раджас (возвращение тенденции, называемой активностью или множественностью) и тамас (ритмическое деление, находящееся под контролем времени и пространства). В буддизме он представляет Триратну (три бриллианта): Будду, Дхарму (справедливость) и Сангху (монашеский орден), а несут его Махакала, Падмасамб-хава, Желтая Тара, Джамбхала и Симханада Авалокитешвара.
Дхупадини
Горшочек, в котором курится ладан. Этот символ означает приношение, как индуистским, так и буддийским богам.
Мушика
Мышь (от корня муш ~ «воровать, красть»). Вахана Ганеши, традиционно олицетворяющая богатство и достаток. Прячущаяся под покровом темноты, редко видимая и, однако, всегда за работой, мушика подобна невидимой милости бога в жизни человека. Символически мышь несет милость Ганеши во все потайные уголки сознания.
Вишну
Его считают охранителем и защитником. Он очень популярен благодаря своей сострадательной природе. Культ Вишну широко распространен в странах, где исповедуют индуизм. В Непале Вишну обычно называют Нарайяной. Вишну поклоняются либо одному, либо с его супругой Лакшми. Он часто изображается стоящим, с четырьмя руками, одна с колесом, или чакрой, другая (одна из верхних рук) с гадой, третья с раковиной (саикха) и четвертая с бутоном лотоса (падма). На голову Вишну надета тиара, или мукут; он стоит на лотосовом пьедестале. Иногда по правую сторону от него стоит его супруга Лакшми — богиня богатства. Другой формой изображения Вишну является Йогнидра, то есть его глубокий сон в состоянии концентрации в океане, на ложе, образованном из колец Ананты, главы змеиных богов. В таком образе он также называется аианта шешасайин с четырьмя руками, являющимися обычной эмблемой Вишну. Такое изображение находится в Будханилканте и в саду Баладжу. Вишну также изображается в форме Даттатреи как трое в одном, каждый представлен сидящим рядом и держащим эмблему со своим средтвом передвижения. Иногда Вишну рисуют сидящим с короной и украшениями Шивы или с тремя головами, принадлежащими трем богам индуистской троицы. Вишнуиты — это последователи Вишну, или Нарайяны. Они также поклоняются Лакшми, супруге Вишну, Гаруде и Хануману, богу обезьян.
Гаруда
Это получеловек-полуптица — его так изображают на различных рельефах. Гаруда является средством передвижения Вишну. Гаруду изображают в различных формах. У Гаруды человеческое тело и лицо, но у него есть и крылья, подобные крыльям птицы. Иногда Гаруда имеет клюв, подобный птичьему. Образы Гаруды также ассоциируются со змеями. Его изображают преклоненным на левое колено. Его две руки сложены в анджали, то есть в жесте приветствия или приношения.