Кевин Дж. Коннер, проведя исследования пяти древнееврейских слов, обозначающих пророчество в Библии, делает следующее заключение: «Таким образом, в этих древнееврейских словах мы видим пророчество как ведение, бремя, Божественное ниспосланное высказывание; письменное или устное предсказание, и ниспосланная речь. Пророк – это тот, кто говорит от Бога, как Его уста». [5, С.155]. В Новом Завете для описания этого явления использовано греческое слово «propheteuo», что можно описать как – «доводить до народа Божественное откровение, предсказывать будущее, и при внезапном импульсе разразиться вдохновенной речью».
Через ветхозаветных пророков Бог отрывал Свой план спасения, давал закон, определил порядок Богослужения и устройство Скинии (Храма), предвозвестил приход Искупителя, открыл судьбы народов, царств и в конечном счете судьбу всего человечества. Также ветхозаветные пророки участвовали в руководстве, управлении. Они помазывали царей на царство и были для них посредниками перед Богом. В то время как «ни один новозаветный пророк никогда не был использован в руководстве или управлении жизнью другого человека. Они использовались для подтверждения уже известной и открытой воли Бога». [5, С.165]. Даже при написании Новозаветных Писаний, их авторы ссылались на пророков Ветхого Завета. Бог сверхъестественным образом открывал им написанное. В какой-то мере это справедливо даже для Откровения Иоанна Богослова. Большинство его образов и видений объясняют слова Самого Иисуса о Его Втором Пришествии, а также видения ветхозаветных пророков, таких как Даниил, Захария и др.
Из всего вышеперечисленного, очевидно, что между пророками Ветхого и Нового Завета существует некоторое различие. Однако это не значит, что служение пророка Нового Завета не нужно или оно не является Божьей волей для Церкви. Билли Грэм классифицирует служение пророка в современной церкви следующим образом. «Это дело Святого Духа освещать умы тех, кто призван на пророческий пост, понимает Слово Божье и применяет его с глубиной недоступной тем, кто не имеет дара пророчества. Слово может звучать как новая истина, заново проявленная, но чтобы быть библейским, оно должно основываться на Слове Божьем. Существует отличие между доктриной и направлением». [3, С.166]. Иными словами, пророчество современного пророка не может содержать в себе какой-либо принципиально новой вести. Как, например, пророчество Мормоны. Пророк Нового Завета понимает, как Писание необходимо применять к сегодняшней ситуации и в каком направлении Бог желает, чтобы двигалась церковь. Важным качеством пророка также является уникальная способность различать грех и искажение Слова Божьего в толковании и применении. Из-за этой способности пророки обычно не популярны в церкви. И тем не менее Бог установил служение пророков в церкви и если церковь не принимает этого служения, то тем самым лишает себя благословения. При этом необходимо помнить, что все необходимо испытывать Писанием.
«Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис.8:20)
2.3 Евангелист
Термин «евангелист», происходит от греческого слова «euaggelistes», означающего «тот, кто объявляет добрые вести». Это слово использовано всего трижды в Новом Завете: по отношению к Филиппу благовестнику (Деян. 21:8); по отношению к одному из пяти даров служения (Еф. 4:11) и по отношению к Тимофею, которого Павел призывает совершать дело благовестника (2 Тим. 4:5). Но зато более сорока пяти раз употреблено слово «euaggelizo», означающее «сообщать хорошие или добрые новости», а также слово «euaggelion» - проповедь или доброе послание. Можно сказать, что эти родственные греческие слова имеют отношение и к человеку, который делиться радостной вестью; к самому посланию, которое он несет и к тому служению, которое он совершает. Как об этом даре пишет Билли Грэм – «дар евангелиста – это просто особая способность сообщать добрые вести». [3, С.168].
Но добрых вестей может быть много. Когда речь идет о даре евангелиста как об одном из вознесением дарованных даров служения, то речь идет о совершенно определенной и конкретной вести, которую несет евангелист. Эту весть апостол Павел кратко изложил в одном из своих посланий.
«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, … что Христос умер за грехи наши, … воскрес в третий день, …потом явился более нежели пятистам братьям в одно время, … во Христе все оживут … в пришествие Его. А затем конец, …. Последний же враг истребится - смерть, …., да будет Бог все во всем» (1Кор.15:1-28).
Поэтому кроме способности делиться с людьми хорошими новостями евангелист должен четко представлять себе ту весть, которую Бог так лаконично изложил на страницах
Писания через апостола Павла. Весть – «если придешь к Иисусу Христу, то будешь богатым и знаменитым», действительно является хорошей, доброй весть. Но это не является Евангелием в узком, Библейском смысле. Это не является поручением, данным Богом.
И, соответственно, не является Божественным даром Евангелиста, данного для служения в церкви, чтобы церковь служила погибающему миру.
2.4 Пастырь
Буквальное значение слова «пастырь» означает – «пастух». В своих исследованиях в вопросах этого дара Кевин Дж. Коннер приходит к следующим выводам. Что в современной церкви концепция понятия «пастор» - это руководитель общины. Причем, чаще всего – в единственном лице (некий директор церкви). Видя несоответствие Писанию и несостоятельность такой формы руководства, автор книги, под названием «Сила Божьей руки», посвященной пятигранному служению, в своем вступлении пишет следующее.
«Наверняка Божий замысел не сводится к тому, чтобы «наконец-то» открыть нам единственный эффективный метод созидания общины, предназначенный только для пастора. Скорее всего, Он хочет показать нам, как пять (а может, и больше?) различных служений, из которых служение пастора представляет собой всего лишь одну пятую часть, могут в полной мере в гармонии и согласии взаимодействовать друг с другом». [4, С.3].
Поэтому если говорить о «пастыре» не как о должности, а как об одном из вознесением дарованных служений, то можно обобщить сказанное Кевином Дж. Коннером и другими авторами. Это обобщение имеет примерно такой вид. Об Иисусе Христе говорится как о Добром Пастыре, который «полагает душу Свою за овец». Пастор как один из пресвитеров проявляет заботу и попечение о церкви. Основная отличительная черта дара пастора – это способность сострадать и сопереживать. «Пастырь будет служить стаду. Будет искать потерянных, возвращать угнанных, перевязывать раненных, врачевать больных и укреплять слабых». [5, С.184].
2.5 Учитель
Наименование этого дара служения говорит само за себя. Учитель – это тот кто учит, наставляет, делает истину понятной, доступной и практически применимой. Первоначальный Божий план состоял в том, чтобы учителя вместе с апостолами, пророками, евангелистами и пастырями тоже участвовали в руководстве и созидании церкви как пресвитеры. Чтобы они восполняли пробелы в познании истин Священного Писания в первую очередь в пресвитерском совете и в церкви в целом. Древняя латинская пословица гласит: «Кто ясно мыслит – ясно излагает». Как однажды сказал Билл Хайбелс на одном из семинаров, посвященных лидерству: «Если туман за кафедрой, то на заднем ряду полная тьма невежества». Задача учителя – развеять тьму и туман посредством Света Истины. Учитель – это человек Слова, законник в самом хорошем смысле. И он должен обладать достаточным терпением, потому как он работает над тем, чтобы изменять сознание людей. А люди меняться не спешат…
«И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше» (Лук.5:39).
3. ВЫЗОВ ИЗМЕНИТЬ ТРАДИЦИОННУЮ СИСТЕМУ
Название данного раздела взято из одноименной главы из книги Кевина Дж. Коннера, предложенной как основной материал для рассмотрения в данном реферате. Наблюдения, выводы и предложения по исправлению в церкви, которые он поместил в своей книге, очень схожи с высказываниями таких авторов как Йенс Кальдевай в книге «Сила Божьей руки», Александр Строк «Руководство Церковью. Библейские принципы» и др. Которые, являясь сами пасторами церквей в традиционном смысле (в смысле «директор»), поняли ошибочность данной формы управления, и перешли на управление церковью посредством Совета Старейшин (пресвитеров). Справедливости ради, сразу следует отметить, что в основном они все делают оговорку, что не следует воспринимать пятигранное служение и совет пресвитеров как «лекарство от всех болезней». Вот высказывание одного из них: «… пятигранное служение не является единственно правильным ответом на всеобщую нужду Церкви Христовой! Речь не идет о запатентованном Богом рецепте, который поможет исцелить все недуги современной церкви. Нет, это служение скорее является одним из полезных инструментов в огромном рабочем ящике, и нам предстоит отыскать этот инструмент и научиться им пользоваться». [4, С.3].
Если подвести краткий итог того, что описано в рассматриваемой двадцать пятой главе книги «Церковь Нового Завета», то это можно выразить следующими тезисами:
1) Отсутствие «монархической» или единоличной пасторской системы.
Кевин Дж. Коннер провел исследования и обнаружил, что нет никаких упоминаний, что общиной управлял какой-либо один человек. И нет в Новом Завете ни одного человека, которого называли бы «пастор», либо обращались с использованием этого титула.
«Никого никогда не называли «Пастор»». [5, С.199].
2) Множественность старейшин в церквях Нового Завета.