СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. «… восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам»
2. Пятигранное служение
2.1 Апостол
2.2 Пророк
2.3 Евангелист
2.4 Пастырь
2.5 Учитель
3. Вызов изменить традиционную систему
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Тема данного реферата задана как «Вознесением дарованные служения: дары благодати, пятигранное служение, виды пятигранного служения». Сразу следует отметить, что термин – «пятигранное служение» не встречается в самой Библии и не встречается в трудах, так называемых отцов церкви (теологов ранней церкви), а также в трудах отцов Реформации, таких как Лютер, Цвингли, Кальвин и т.д. Этот термин появился и стал «широко известен в узких кругах» сравнительно недавно и встречается в основном в книгах и учебниках по систематической теологии, авторы которых принадлежат к харизматическому движению в христианстве. Поэтому здесь будут рассмотрены доводы, которые приведены в предлагаемом для рассмотрения учебнике «Церковь в Новом Завете» Кевина Дж. Коннера и некоторых других харизматических авторов, которые касаются пятигранного служения. А также некоторых других авторов, которые описывают назначение данных пяти даров, с тем, чтобы сравнить, как они классифицируют данные дары, хотя и не выделяя их в отдельный ряд среди множества прочих даров Духа Святого и не ограничивая список только пятью дарами. И действительно, в современной церкви широко известен термин «миссионер» и достаточно давно. Миссионеров – монахов посылал еще Папа Григорий Великий (540-604гг). Следует ли отказываться от этого термина или от этого служения в церкви из-за того что в Еф.4:8-16 о нем не упоминается или следует допустить, что в данном месте Писания показан сам принцип, а не приведен исчерпывающий список даров благодати? Темой данного реферата не является исследование данного вопроса. Термин «пятигранное служение» существует и здесь будет рассмотрено, что он означает, не касаясь вопросов его точности и правомерности. Актуальность данной темы обоснована тем, что недопустимо для верующего читать богословские статьи с употреблением вышеупомянутого термина и при этом не знать, что он означает. При этом будет рассмотрена классификация каждого из пяти даров в отдельности и их назначение в церкви в целом.
1. … ВОСШЕД НА ВЫСОТУ, ПЛЕНИЛ ПЛЕН И ДАЛ ДАРЫ ЧЕЛОВЕКАМ
Повествованием о Церкви Христовой наполнен весь Новый Завет. О Ней говорится как о Доме Божьем, как о Храме Божьем, как о Невесте Христа, как о Теле Христа и многое другое, но с обязательным указанием на то, что Она принадлежит Христу. Только Он является Господином, Главой, Пастырем, Женихом Церкви, по праву того, что Он является Ее Искупителем. О Церкви апостол Павел в послании к Ефесянам пишет как о тайне (Еф.1:1-3:3), которая была сокрыта Богом до определенного времени. А именно до времени Воскресения Христа из мертвых и Вознесения Его к Отцу. Но тайна заключалась не только в том, что Бог во Христе создал Церковь. Павел пишет о тайне домостроительства. «Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко)» (Еф.3:2,3). Генри Геллей комментирует стихи (Еф.3:8-11) как описание величия Церкви. «Через Церковь Господь объединяет враждебные элементы человеческой расы в одно Тело и показывает Свою мудрость сверхчеловеческим порядком небесных существ, фактически соединяя все во Христе». [2, С.611].
На правах Господа Христос установил следующие взаимоотношения в Церкви. «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф.20:25-28). Это уникальная концепция, которая отличает Церковь от любой формы взаимоотношений в этом мире, которые сформированы людьми. Бог задумал эти отношения (отношения любви) и Он их Сам реализует в, специально Им Самим созданном, народе (в Церкви) посредством Им Самим дарованными способностями служить и созидать.
«Церковь – это Тело, состоящее из многих разных членов с различными талантами и темпераментами. Необходимым условием его правильного функционирования является дух покорности, смирения и взаимной снисходительности друг ко другу». [2, С.611].
Созидать посредством покорного служения в любви, а не властного господства. Такое возможно только посредством силы Святого Духа, Который наделяет дарами и дает способность «носить бремена друг друга». Для того, чтобы на практике сделать возможным жизнь по принципу: «Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого» (1Кор.10:24), для этого нужно, ни много ни мало, а новое сердце посредством рождения свыше, соединение в одно тело посредством Духа Святого и огромную благодать от Духа Святого в виде одного или нескольких даров служения (Еф.4:8-16). Человеческими усилиями это сделать невозможно. Поэтому первое, что хотелось бы отметить. Церковь – это не человеческое установление, а Божье. И Ее создание стало возможным только после того как Иисус Христос умер за грехи, воскрес из мертвых и восшел к Отцу. Созидание Церкви или домостроительсво – это также Божье дело и Он Сам совершает это посредством рожденных свыше верующих, которых Он использует по Своему усмотрению, снабжая всем необходимым. В частности наделяя дарами служения. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11,12). Перечисленные в данном тексте дары далее следует рассматривать как пятигранное служение. Как это дано в рассматриваемом учебнике Кевина Дж. Коннера «Церковь в Новом Завете» гл. 18. И хотя автор учебника не дает этому термину точного определения, но по тексту видно, что он именно это и имеет ввиду. Далее будет рассмотрено пятигранное служение. А именно, что из себя представляют пять даров, данных церкви и упомянутых в Еф.4:11.
2. ПЯТИГРАННОЕ СЛУЖЕНИЕ
2.1 Апостол
Служение или дар апостола вызывает некоторые разномыслия. В частности – есть ли служение апостолов в современной церкви или название «апостол» применительно только к апостолам первой церкви. Греческое слово «apostolos» - буквально означает «тот, кто был послан».
Билли Грэм в своей книге «Святой Дух» пишет, что слово «апостол», употребляется в Новом Завете в трех смыслах. «Во-первых: в общем смысле, указывающем что все мы посланы в мир Христом… Во-вторых: для описания «апостолов церквей» (2 Кор. 8:23; Фил. 2:25), посланников с определенными поручениями от одной церкви к другой. В-третьих: дар апостольства, которому придано значение старшинства, должен относиться к той небольшой и особой группе мужчин, которые были «апостолами Христа»… Они единственные в своем роде… В этом особом смысле, у них нет приемников… Сегодняшние апостолы – миссионеры». [3, С.143].
Так же и Кевин Дж. Коннер различает несколько видов апостольского служения: двенадцать апостолов Агнца, Павел – апостол язычников, малые апостолы, апостольские группы. В отношении апостолов Агнца он отмечает, что было определенное условие – они видели Господа, Его служение и воскресение (Деян.1:21). Это утверждение в определенном смысле относится и к апостолу Павлу. И хотя он не находился рядом со Христом во время Его земного служения, но он видел Его воскресшего и был послан на служение лично Христом. «Не Апостол ли я? … Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? …» (1Кор.9:1). Так же их служение сопровождалось сверхъестественными чудесами и знамениями. «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» (2Кор.12:12). Печатью их апостольства было – основание и упрочнение церквей в тех городах, куда их посылал Господь. «… ибо печать моего апостольства - вы в Господе» (1Кор.9:2).
Малые апостолы – это служители, которые также призваны Богом к тому чтобы основывать новые церкви, но их нельзя сравнить с ни с первоначальными Двенадцатью, ни с апостолом Павлом. Кевин Дж. Коннер пишет: «Многие миссионеры и священнослужители в новые времена также могут быть квалифицированы как малые апостолы». [5, С.145].
Также в ранней церкви были «апостольские группы», посылаемые в разные места с определенными заданиями (миссиями). Это не означает, что члены этих групп все были апостолами, но они были «посланы» Духом Святым.
Апостолы, как старейшины (епископы), должны быть сведущими в Божьем Слове. Также они должны иметь дух слуги. «В становлении апостола вопрос не в том, как занять место повыше, а как занять место достаточно низко. Вопрос не в том, чтобы «господствовать над Божьим наследием», но в том, сумеет ли человек, призванный в апостолы, стать достаточно низко для того, чтобы сказать из глубины своего сердца слова апостола Павла «верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый». (1Тим.1:15) [5, С.147].
2.2 Пророк
Так как и со служением апостола, со служением пророка существует много недоразумений. Некоторые говорят, что служение «апостолов и пророков» было нужно только для закладки основания Церкви. И с тех пор как основание заложено и завершен Канон Священного Писания, то служение «апостолов и пророков» больше не актуально. Но в рассматриваемом отрывке (Еф.4:8-13) есть указание, что все перечисленные дары благодати даны «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Очевидно, что церковь еще не достигла описанного здесь состояния. Из этого следует сделать вывод, что служение пророка не утратило своей значимости и необходимости в церкви. Чем тогда вызваны недопонимания и недоразумения в отношении этого дара. В первую очередь это вызвано тем, что служение пророков Ветхого Завета отличается от служения пророков Нового Завета. И хотя их основное предназначение – провозглашать волю Божью, остается без изменения, но то, как это проявляется, есть существенные отличия.