Следует сделать важное замечание, что христианство, как и ислам, например, в своё время считалось сектой, харизматическим культом, которое впоследствии превратилось в церковь. Иными словами, развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента - религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации.
В данной работе меня интересует время настоящее, то есть секты и деноминации, действующие в данный момент. Я считаю, что их влияние на нашу культуру большое, и не только на культуру как систему, а так же велико их влияние на индивидов в частности.
Начиная с 20 века, в нашей стране появилось много религиозных движений, групп, сект, которые объявляют, что только у них можно спастись, познать истину, победить зло. Люди из этих сект часто останавливают нас на улице, раздают брошюры, приглашают на собрания. Рассмотрим их систему более подробно.
Разновидности сект и псевдохристианские культы
К псевдохристианским культам относятся те, которые называют Библию одним из главных источников своей веры. В действительности же для них есть более важные авторитеты: самозваные пророки, которые объявляют себя Вторым Пришествием или мессией, которые и есть основатели таких псевдохристианских культов. Все они называют себя христианами, скрывают своё истинное название, так как знают, что ни одна христианская церковь не признает их учения. К таким культам относятся Свидетели Иеговы, Церковь Объединения, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), Белое Братство и многие другие.
В России также очень популярно Общество Сознание Кришны (ISKCON), оно относится к псевдовосточным культам.
В большинстве этих сект на последователей оказывается очень мощное психологическое давление. Во главе стоит «пророк», «мессия», «отец», который формирует у завербованных отношение или страха или рабской любви к нему. Нередко все люди, пребывающие вне секты, оказывают они ей сопротивление или нет, находятся во власти сатаны, и миссия завербованных заключается в том, чтобы «спасти всех блуждающих». Лидер секты живёт, как правило, в отличных материальных условиях и собирает миллиарды со своих верных адептов, причём последние сами охотно отдают ему деньги.
Известны случаи массовых суицидов и убийств во имя веры (в апреле 1993г. в США массовое сожжение совершили около ста последователей культа Д. Кореша «Ветвь Давидова»). Есть основания для опасений и в наше время, многие культы носят тоталитарный и деструктивный характер, что подрывает психическое здоровье, а в некоторых случаях и жизнь человека.
Однако, судить их никто не вправе, так как существует свобода совести и свобода вероисповедания.
Россия, к слову, позже других стран Европы пошла на признание принципа свободы совести вероисповедания. Существует юридическое право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при единственном условии - соблюдении законов государства.
Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и слова. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (Ст. 29) .
Причинами вовлечения в культы является поиск в условиях тревожной и напряженной жизни нашего общества новых, смыслообразующих ценностей, духовной и социальной защиты при отсутствии у людей религиозных и психологических знаний. Изменение личности и изоляция от окружающего мира вовлеченных в культы людей, часто приводят к разрыву семейных отношений, что приносит многочисленные страдания их семьям и родственникам. Люди зачастую хотят убежать от реальности, ищут понимания. В основном эти люди чего-то не добились в жизни, не «дышат полной грудью». Члены секты сделают так, чтобы человек почувствовал себя нужным и любимым.
Больше всего под влияние организаций попадают подростки в возрасте 15-23 года. Ведь им так хочется изменить этот мир к лучшему, доказать другим и себе, что они нашли верный путь в жизни. Чем дольше они остаются в организации, тем больше они верят в то, о чём им говорят адепты секты, даже в то, во что поверить поначалу абсолютно не могут.
Возьмём, к примеру, Церковь Объединения (Церковь Унификации д-ра Муна). Она относится к явным псевдохристианским культам. У них действует множество отвлетвлённых организаций, которые пропагандируют учение Муна. Сами они называют себя Движением Объединения. На той же основе действует Движение Объединения Молодёжи для студентов. Занимаются они разными полезными делами – от борьбы против курения до реконструкции спортивных стадионов. Они задействуют молодых людей, которым не безразличен их город или состояние окружающей действительности в целом. Очень любят спорт, у них есть даже своё боевое искусство – Tongil-Moo-Do, что в переводе означает опять же Объединённое Боевое Искусство, т.е. объединение различных стилей, школ. Под словом «объединение» понимается объединение рас, религий, континентов, власти. Так как Преподобный Сан-Мён-Мун является Вторым Пришествием Господа на землю, конечно, во главе всего должен стоять он, а после него его дети. К слову, их около 10.
Итак, после того, как человек приглашается в Движение на какой-нибудь безобидный просмотр фильма или на природу поиграть в футбол, его окружают вниманием и заботой. Сами члены называют этот процесс «бомбардировка любовью». Дальше его уже приглашают на лекции, на семинары с выездом на природу или в другой город, как правило, на неделю или две. Адепты Церкви действительно хорошие, интересные личности, с ними весело проводить время, они проводят несколько психотренингов на сближение, сплочение коллектива. И вот когда уже новичок готов, тогда начинается настоящее давление на психику: провоцирование у личности эмоциональных пиков и спадов, создание ситуации отчуждения, отделения от семьи, друзей и общества. Внушение, что чувства выше мыслей - эмоции, ощущения, интуиция заслуживают большего доверия, чем рациональные умозаключения. Когда новичок в это верит, ему уже поручают сбор денежных средств для лидера Движения – Преподобного Муна. Ведь их Спаситель не может жить в нищете.
В последствие создаются семьи, причём пары подбирает сам мессия, и эти новые ячейки общества продолжают свидетельствовать о верном учении, вербовать людей, направляя их на «путь истинный».
христианская религия культ церковь
Заключение
Христианство – не простой для понимания и оценки, но, безусловно, важный элемент в культуре. Необходимо понимать, что ортодоксальная церковь сегодня – скорее исключение, чем правило, так как плюрализм церквей, как было показано – явление, имеющее под собой социальные, культурные и этические основания. То, чем являются большинство сект в настоящее время, имеет мало чего общего с теми истинами, проповедовавшимися самим Иисусом Христом. Но, как уже было сказано, это неизбежное следствие раскола церкви, имеющее место много веков назад.
Итак, в работе были выполнены все поставленные задачи: описаны предпосылки и причины раскола церкви, проделан анализ сформировавшихся в результате разделения церквей, сделаны обобщения, описаны современные секты и деноминации, имеющие в основе христианство. Не случайно наибольший интерес представляют современные секты, так как авторитет христианской веры очень силён, и, используя его, множество псевдохристианских организаций развиваются, «втягивая» в свои ряды всё больше и больше последователей. Нельзя сказать, насколько они опасны и разрушительны ли вообще для современной культуры и общества, но для того, чтобы иметь представление о том, какие истоки и причины их возникновения они под собой имеют, нужно чётко представлять, что такое плюрализм церквей, какое влияние этого явления на культуру и каково значение индивидуально для человека. Именно этому и была посвящена моя работа.
Список литературы
1. А.П. Лебедев: «История разделения Церквей в 9, 10 и 11 веках»
Санкт-Петербург, 2001г.
2. К.П. Победоносцев: «История православной Церкви»
Санкт-Петербург, 2007г.
3. С.Шумов, А.Андреев: предисловие к книге Иоанна Арсеньева «Секты Европы: от Карла Великого до Реформации».
Москва, 2005г.