Именно поэтому так и получилось, что среди тысяч пророков и проповедников, создававших бесчисленное количество своих религиозных новшеств на просторах Римской империи, только христианство оказалось способным увлечь и подчинить своему воздействию огромные массы людей, принадлежащих к самым различным этническим и социально-классовым образованиям, всё более утверждаясь в качестве мировой религии.
Изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важно для понимания корней христианской религии. Это проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга, как иудеев, так и христиан. А вторая часть Библии, Новый завет, который провозгласил Иисус, признается только христианами и является для них главнейшей.
Личность Иисуса Христа
О личности Иисуса мы можем прочитать в Евангелие. Умеренный критицизм рассматривает Евангелия как работы отдельных авторов, подготовленных по различным планам. Евангелия исследуются в свете античной биографической традиции, которая учитывает жизнеописания в Ветхом Завете (например, жизнь Моисея) и иудейскую литературу. До того, как Евангелия были написаны, предания и поучения Иисуса передавались устно апостолами и первыми проповедниками.
Само «евангелие» означает «благую весть», с греческого слова «eungelion». В четырёх Евангелиях «благая весть» - это принесённое Иисусом послание о грядущем Царствии Небесном. Однако каждый евангелист собирал фрагменты собственно своему теологическому пониманию послания Иисуса, и поэтому на Евангелия нельзя положиться при воссоздании хронологически точной биографии исторического Иисуса.
Существуют четыре Евангелия – от Марка, от Иоанна, от Матфея и от Луки. Евангелие от Марка написано в Риме около 65г. – это сравнительно простой и достоверный рассказ о жизни и деятельности исторического Иисуса, основанный на воспоминаниях апостола Петра. В Евангелие от Иоанна содержание опирается на свидетельства очевидцев, называемых «возлюбленными учениками». Это пересказ Иоанном слов Иисуса, сведений о его деяниях, смерти и Воскресении. Иоанн обращается к евреям, которые должны были признать Иисуса, но отвергли его. Он сравнивается с Авраамом и Моисеем. В Евангелии от Луки два тома. Вторая часть о деяниях апостолов. Первые слова Евангелия являются вступлениям к обеим книгам, в нём Лука показывает историю Иисуса, как часть более широкого взгляда на всю человеческую историю, состоящую из следующих друг за другом периодов – эпоха Израиля, эпоха Иисуса (от Крещения до Вознесения) и эпоха церкви.
Евангелисты сообщают всё, что нам известно об Иисусе, именно поэтому мы можем приблизиться к нему только одним путём – через Евангелие.
В Евангелие от Матфея и Луки приводятся две родословные: Лука ведёт происхождение Иисуса через Авраама к первому человеку Адаму. Иисус рассматривается как Спаситель не только евреев, но и всего человечества. В иудаизме Адам – божественная фигура, тем самым Лука объясняет, почему потомок Адама Иисус объявляется Сыном Божьим во время его крещения – события, которое непосредственно предшествует становлению его родословной.
Идея непорочного зачатия была широко распространена в греко-римском мире. О царских особах – Александре Македонском, императоре Августе, обычно говорили, что они рождены от союза их матерей с божеством. Сходные заявления касались харизматических личностей. Поэтому идея о непорочном зачатии Иисуса часто предписывалась влиянию язычества.
Что касается непорочного зачатия Девы Марии, приведу в пример то, что истинно для христиан.
Согласно Евангелию от Луки, Иисус родился во времена царя Ирода Великого (правил с 37 по 4гг до н.э.), в израильской провинции Галилее. Молодой женщине, обрученной с человеком по имени Иосиф, является архангел Гавриил. Он возвещает, что она избрана Богом, чтобы родить сына, которого нарекли Иисусом. Смущенная этой вестью, она, тем не менее, заявляет о своей готовности исполнить волю Бога.
В Евангелие от Луки, когда ангел Гавриил возвещает о беременности Марии, она удивляется: «как будет это, когда я мужа не знаю» (Лука 1,34). Иосиф планировал развестись с Марией, когда узнал, но ангел уверил его в том, что его невеста не была близка ни с одним мужчиной.
Не ранее II века было провозглашено, что Мария осталась непорочной даже после рождения Иисуса. Эта идея ведёт к средневековой доктрине о её вечной девственности.
Иисус (по-еврейски Иешу или Иешуа) – это форма имени «Йошуа», что значит «Яхве спасает». И ребёнок Марии назван так, потому что «он спасает людей своих от грехов их».
Ребенок должен был родиться во время римской переписи населения. Для Марии и Иосифа это означало путешествие длиной около 70 миль из Назарета в Вифлеем, который находился рядом с Иерусалимом. Роды произошли в Вифлееме. К младенцу пришли местные пастухи и волхвы с Востока; его рождение ознаменовалось небесным хором.
Когда чужеземные волхвы признают Иисуса, и предлагают ему дары, наиболее вероятно, что Матфей выражает общее иудейское ожидание: когда Мессия появится, его и Израиль будут почитать все народы. Христиане принимали дары, принесённые волхвами, как символы - каждый из них представлял характер Иисуса: золото – это его царское происхождение, ладан – его святость, и миро – вещество для умащения.
Царь Ирод, услышав от волхвов о рождении «царя», попытался убить младенца Иисуса. Но Мария, Иосиф и Иисус бежали в Египет, таким образом, исполнив пророчество. В конце концов, они вернулись в Назарет, где Иосиф зарабатывал на жизнь плотницким делом. Этому ремеслу он учил своего сына.
Родители Иисуса – правоверные иудеи, тщательно исполняющие всё по закону Господню. При рождении ребёнка мужского пола, совершаются определённые ритуалы: обрезание, очищение и представление в Храм.
Нам мало говорят о ранних годах жизни Иисуса, за исключением одного визита в Иерусалим в двенадцатилетнем возрасте. В тот раз Иисус пошел в Храм, где слушал учителей, спрашивал и отвечал на вопросы, и все дивились его разуму и ответам. Далее следует пробел продолжительностью около двадцати лет. Мы снова встречаем Иисуса, когда Иоанн Креститель совершает над ним обряд крещения в реке Иордан.