Смекни!
smekni.com

Христианское нравственное учение – истоки, содержание, ценностный смысл (стр. 3 из 5)

Иоанн Креститель занимался крещением людей, что было его основной деятельностью. Крещение было направлено не на искупление греха, но на очищение тех, кто подлинно решил измениться к лучшему. В Евангелиях Иоанн призывал слушателей сойти с грешного пути до прихода Мессии и наступления Царства Божьего. Он был сыном священника, совершал аскезы, и у него было много последователей. Его считали святым, образцом для подражания веры. Еврейский народ скорее бы поверил ему, чем Иисусу. К слову сказать, Иоанн сам не поверил в Иисуса до конца, иначе пророчество бы исполнилось. Он должен был подготовить окружение для принятия Иисуса, так как ему доверяли и верили. Однако ему это не удалось. Как известно, в следствие Иоанн был обезглавлен.

Арест и казнь Иоанна Крестителя произвели глубокое впечатление на раннее христианское общество. Есть две версии:

1. Ирод Антипа арестовал Иоанна в основном потому, что тот проклял его за то, что правитель женился на своей невестке при её живом муже. Это деяние иудейский закон квалифицировал, как инцест.

2. Антипа казнил Иоанна за то, что его популярность могла вызвать бунт. Народ считал Иоанна пророком.

После Крещения Иисуса на него снизошёл Святой Дух в виде голубя; это было формальным указанием на Иисуса, как на Мессию.

Затем Дух Божий отвел Иисуса в пустыню, где он постился и боролся с дьяволом в течение сорока дней. Этот период искушения сформировал основу его пастырства. Теперь он был готов нести в мир свое учение.

Как известно, Иисус созвал двенадцать учеников и отправился в путешествие по стране. Всем им было необходимо забыть все человеческие связи и заботы о мирском имуществе. Идеальный последователь отказывался от дома, жены, родителей, детей ради Царства, и никто из тех, кто сожалеет о своей прежней жизни, не достоин войти в это Царство. Учиться – значит кочевать вместе с Иисусом, жить в бедности, не копить денег, и иметь только необходимую одежду. Ограничения вводились для помощи в выполнении задач. Они не ставили целью навязать аскетический образ жизни, ведь последователи могли принять любое приглашение, есть и пить всё, что предлагали хозяева.

Иисус начал проповедовать на своей родине, на севере Израиля, в городках и селениях вокруг Галилейского озера. В Евангелиях отражены некоторые его слова и деяния. Иисус исцелял людей от многих недугов: парализованных, прокаженных; женщину, страдавшую от сильного кровотечения; мужчину, одержимого демоном. Своим апостолам Иисус передал власть изгонять бесов, лечить и проповедовать Царство Божье. Медицина к тому времени была ещё недостаточно хорошо развитой.

Бесы действуют под предводительством сатаны и дьявола. Изгнание бесов – экзорцизм – служило пророческим знаком: сила зла теряет своё владычество над миром, начинается Царство Божье. При изгнании не обязателен был физический контакт, так как Иисус рассматривал бесов, как посланников зла в мире.

Иисус также выказывал свою власть над природой. К примеру, он успокоил бурю и накормил огромную толпу пятью хлебами и двумя рыбами. Иисус приобрел славу властного и твердого учителя, бросавшего вызов установленным традициям. Его популярность быстро росла.

Его называли опасным бунтовщиком; человеком, собиравшего огромные толпы людей; человеком, вдохновлявшего других своим примером; человеком, избравшего бескомпромиссный путь к мученичеству; человеком глубоких страстей и решительных действий.

В Евангелиях мы видим динамичную фигуру, воюющую с силами зла оружием любви, искренности и всепрощения. Его честность была мужественной, а его атака на величайшие грехи: гордыню, лицемерие и безразличие – стремительной и бесстрашной.

Иисус не выступал в роли «оригинального» пастыря. Будучи иудеем, он принадлежал к традиции, уходившей корнями в иудейское Священное Писание (известное христианам как Ветхий Завет). Он постоянно обращался к Писанию, и его основные заветы – возлюбить Господа всем сердцем и возлюбить ближнего как самого себя – связывают между собой два отдельных ветхозаветных текста. В этом заключался его гений: в умении образовывать новые связи, проводить свежие аналогии, брать старые идеи и наполнять их новым содержанием, открывать глубинный смысл знакомых понятий.

Начались конфликты с собственными родственниками; его последователи стали его единственной настоящей семьёй. Иисус был изгнан из синагоги Назарета, его родного города; жители не признали его пророческой миссии. Фарисеи обвинили Иисуса в одержимости дьяволом и пользованием его силой. Это обвинение - попытка изолировать Иисуса. Они, без сомнения, рассматривали Иисуса, как угрозу их религиозной власти и учению. Он был провинциалом, который решил сравняться с учёными мужами. Иисус же общался с бедняками, грешниками и проститутками, и именно они были по большей части его последователями.

Иисус часто говорил о «Царстве Божьем», или о «Царстве Небесном». Эту идею, разумеется, можно обнаружить в иудейских Священных Писаниях. Но Иисус помещал ее в центре своего учения и иллюстрировал (но не определял) ее смысл десятками великолепных, хотя и часто загадочных притч и аллегорий. Таким образом, он заставлял своих слушателей, а впоследствии и читателей, глубоко задумываться над его словами.

Лучше всего известны притчи о добром самарянине и блудном сыне. Первая притча представляет собой не только призыв к милосердию и состраданию (хотя, несомненно, и это тоже). Это мощная атака против расизма и фанатичной нетерпимости. В общем и целом, древние иудеи презирали самарян и наоборот. Иисус пошел на огромный риск, сделав самарянина героем притчи, по контрасту с традиционными фигурами, принадлежавшими к его расе и религии. Так были заложены зерна его конфликта с властями, который в итоге привел к распятию на римском кресте.

Притчу о блудном сыне можно с равным успехом назвать притчей о Всепрощающем Отце. Опять-таки, понятие о Боге как об Отце, было хорошо знакомо современникам Иисуса. Но он подчеркивал собственную близкую связь с Богом и говорил, что ученичество нельзя сводить к простому набору правил. В центре ученичества находится связь с живым Богом, который есть «Отец ваш Небесный».

Иисус быстро выказал себя общедоступным, оригинальным и непреклонным наставником. В результате многие традиционные религиозные лидеры почувствовали угрозу, исходящую от него. Поразительный авторитет Иисуса, несомненно, обусловлен динамизмом его личности и лишь подчеркивается содержанием его учения.

Все авторы Нового Завета подтверждают человеческую природу Иисуса. Как и мы, он уставал, испытывал голод и жажду. Ему не чужды были любые человеческие эмоции, включая горе и радость.

Авторы Нового Завета утверждают, что Иисус был реальным человеком. Их задачей было провозгласить о том, что Бог проявляет себя через Иисуса Христа, а не размышлять о сокровенной природе Бога.

После Тайной Вечери, где Иисус разделял с учениками хлеб и вино («плоть и кровь свою»), он и его ученики отправились в Гефсиманский сад – оливковый сад на Масличной горе. Там они собирались молиться и медитировать. По дороге туда Иисус предсказывает предательство и отречение Петра. В саду Иисус уединяется с молитвами к Господу отдельно от учеников. В то время Иуда уже знал, где Иисус, и вёл туда солдат. Арест Иисуса начинается с драматического момента, когда Иуда Искариот указывает на своего Учителя, целуя его. Один Иисус должен стать жертвой, остальные спасутся. То есть, подчёркнута ответственность Иуды за арест Иисуса. Несмотря на то, что ученики пытались спасти своего Мессию от солдат, Иисус не сопротивлялся, и лишь сказал «довольно». Солдатами были вооружённое подразделение Храма и римская когорта под командой офицера.

В Евангелие от Луки сказано, что Пилат направляет Иисуса к Ироду Антипе, правителю Галилеи. Но Ирод со своими воинами, уничижив Мессию и насмеявшись над ним, одел его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. Храмовые власти должны были передать Иисуса Пилату, так как не имели полномочий для вынесения смертного приговора.

Первосвященники и старейшины хотели погубить Иисуса из-за его проповеди в Храме. Также синедрион был встревожен популярностью Иисуса - это могло привести к большому сборищу людей, беспорядкам. Первосвященник и совет окончательно признали Иисуса виновным после того, как первосвященник спросил, провозглашал ли Иисус себя Мессией. Его ответ расценили, как утвердительный и назвали «богохульным». Это означало серьёзный теологический проступок. Его осудили, как ложного пророка, искушающего людей Израиля верой в сверхъестественные чудеса, исходящие не от истинного Бога. В Моисеевом законе наказанием за это была смерть.

Так Иисус назвал себя, хоть и уклончиво, Царём Иудейским, указывая на свой царский род и мессианство. Однако Пилат это воспринял буквально, и принял Иисуса за одного из бунтовщиков, провозглашающих себя царями. Это происходило после смерти Ирода Великого в 4 г. до н.э.

Суд состоялся публично. На задаваемые вопросы Иисус молчал, и Пилату ничего не оставалось, как признать его виновным, хотя он вынес этот приговор неохотно. По римским обычаям он мог просто избить его плетьми и отпустить. Понтий Пилат стремился избежать ответственности за казнь Иисуса, но народ сам подтолкнул его к этому. Чтобы не вызвать общественных беспорядков, Пилату пришлось подчиниться.

Все Евангелия описывают издевательства римских солдат над Иисусом: и перед казнью, и во время появления перед первосвященником, и во время разговора с Иродом Антипой. Римские солдаты одевали Иисуса, как потешного монарха, короновали его куском коры, в качестве скипетра ему дали клочок папируса, и одели в ковёр, а зрители притворялись, что оказывают ему уважение, и обращались, как к царю.