Смекни!
smekni.com

Сектантство в Курской области (стр. 2 из 10)

Это сочинение весьма благосклонно было принято Государем, и Преосвященный удостоился получить 5 мая 1801 года следующий рескрипт: "Преосвященный Феоктист, епископ Курский и Белгородский! Сочинение Ваше о Божественности христианского учения, плод трудов и ревности вашей, приемлю я с особою признательностию как по содержанию его, толико душеполезному, так и по усердию его, с коим вы мне его приносите. Примите благодарность мою и уверение, что я пребываю вам всегда доброжелательный"10.

Доброжелательность Императора Александра I не замедлила сказаться на епископе Феоктисте. Уже через четыре месяца его удостаивают сана архиепископа. Сам же Александр I изменил свою политику против духоборов. В 1801 году в своем указе император писал: "...Все меры строгости, истощенные над духоборцами в продолжение тридцати лет до 1801 года, не только не истребили сей секты, но паче и паче приумножили число ее последователей".

Правительство приняло решение - переселить всех духоборов в одно место. Им отвели для поселения степные места Мелитопольского уезда Таврической губернии на реке Молочной, там они образовали первую духоборческую колонию - Богдановку. Вскоре эта секта слилась с толстовством, и в начале XX века почти все духоборы испросивши разрешения государственных властей, переселились в Канаду. Таким образом, секта духоборов совершенно исчезла не только из пределов Курской губернии, но и почти из всей России, в чем, без сомнения, есть заслуга и архиепископа Курского и Белгородского Феоктиста.

В начале XIX века Курская губерния оказалась заражена еще одним лжеучением - хлыстовством. В отчетах духовенства Курской Духовной Консистории говорится о распространении секты хлыстов в шести пунктах Курской губернии, а именно: в селе Нижнем Теребуже Щигровского уезда, в селе Истобном Староосколъского уезда, в селе Спасском Обоянского уезда, в селе Хмелевом Фатежского уезда, в селе Щелкове Корочанского уезда и в городе Новом Осколе 11.

Подсчитывая общее количество сектантов и раскольников в Курской губернии, Духовная Консистория указывала следующие цифры: "В Курской епархии в 1843 году было раскольников мужеского пола 6023, женского 6496, а в 1853 году было мужеского пола 6181, женского 6759 душ. Обоего пола было в 1843 году 12519, а в 1853 году 12940"12. Уже в 1854 году общая численность раскольников и сектантов возрастает до 14 тысяч 13.

При таком количестве людей, вовлеченных в раскол и мистические секты, возникает вопрос, каким же образом реагировало на распространение лжеучений курское епархиальное начальство? Существовали ли какие-нибудь противосектантские братства, имелись ли в епархии миссионеры, велось ли преподавание раскола в духовных учебных заведениях? Как показывают дошедшие до нас документы того времени, никакой противосектантской работы не велось. Вот как описывает состояние епархии в конце XIX века исследователь раскола и сектантства того времени: "Курская епархия не может считаться свободной от раскола. В 1854 году, по документам, хранящимся в архиве Семинарского правления, раскольников в Курской епархии считалось до 14 тысяч; но, принимая во внимание, сказанное нами о числе раскольников и зная, что в Курской епархии есть города, население которых состоит более, чем на половину из раскольников, и целые большие слободы, нужно согласиться, что раскольников много более 14 тысяч. Обращений к Церкви из раскола в Курской епархии особенно значительных не было, но были и совращения. В настоящее время раскол в Курской епархии начинает усиливаться, сколько это можно видеть из донесения Его Преосвященства Преосвященнейшего Сергия в Священный Синод. Деятелей, специально знакомых с этим делом в епархии очень мало; в последнее же время поступали на священнические места лица очень мало знакомые или совсем не знакомые с расколом, потому что преподавание раскола прекращено. Библиотек, откуда можно было почерпнуть основательные сведения о расколе и средствах вести правильную борьбу с ним, не существует. Рассуждений на съездах духовенства общих и окружных о средствах к ослаблению раскола ни однажды не было. Братств, обществ, комиссий противораскольнических не существует…" 14.

Таким образом, Курская епархия не могла достойно противостоять сектам. Раскольники и сектанты приобретали все более и более новых членов.

сектантство курский губерния штундотолстовец баптист

3. Начало XX века. Рост и укрепление сектантского учения в народных массах

К началу XX века ситуация в Курской губернии сильно меняется. Со стороны епархиального управления ведется усиленная противосектантская политика. Создается Знаменское миссионерское просветительское братство при Знаменском монастыре, для мирян и духовенства организовываются миссионерские курсы, в епархии учреждается должность разъездного миссионера, проводятся открытые диспуты с сектантами. Целью миссионерских братств являлось: во-первых, возбуждение в прихожанах ревности к православной вере; во-вторых, ознакомление членов братства (общества) с истинами православия; и, в-третьих, изучение сектантских лжеучений, с целью обнаружения в них искажения Божественного Откровения. Миссионерские общества организовывались из грамотных, преданных Церкви и всеми уважаемых мирян, при чем велся строгий отбор членов со стороны духовенства, чтобы не дискредитировать все дело просвещения. Под руководством священнослужителя члены общества несколько раз в неделю устраивали собрания, на которых изучали Священное Писание, читали противосектантские листки, брошюры, книги, ознакомлялись с сектантским вероучением, всесторонне обсуждали его, уясняли в своем сознании истины христианской веры, учась, таким образом, вести беседы с сектантами 15. Противосектантские епархиальные миссии финансировались не только епархиальной казной, но и тарелочными и кружечными сборами со всех храмов епархии. Так, например, все тарелочные сборы в 1-ю неделю Великого поста в Курской епархии направлялись в пользу Православного Миссионерского Общества и местного Миссионерского просветительского братства 16. Это позволяло епархии не только содержать епархиального миссионера, но и закупать, издавать и распространять различную противосектантскую литературу.

Деятельность противосектантской епархиальной миссии проходила под личным архипастырским наблюдением и руководством Высокопреосвященнейшего Питирима (Окнова), епископа Курского и Обоянского (с 1909 г. архиепископ). В оживлении миссионерской деятельности принимали также активное участие викарные епископы Белгородский Иоанникий (Ефремов) и Рыльский Иоасаф (Романов). Вся же специально миссионерская деятельность в Курской епархии лежала на обязанности одного епархиального противосектантского миссионера. Окружных и уездных миссионеров и других специальных помощников миссионера в то время не было.

Одним из поводов к возникновению миссионерских и противосектантских братств послужил царский манифест о веротерпимости, принятый 17 апреля 1905 года, который легализировал действие сект на территории Российского государства. После Высочайшего манифеста, сектанты более злобно стали относиться к православному духовенству: чувствуя себя свободными, они везде старались всячески чернить Православную Церковь, сочиняя всевозможные сплетни и клеветы на духовенство, пропагандируя открыто на площадях, вокзалах железных дорог и в вагонах, словесно и при помощи маленьких брошюр, и листков сектантской литературы.

Помимо мистического сектантства в Курской губернии сильно распространилось сектантство рационалистическое. Стали появляться общины адвентистов седьмого дня, штундотолстовцев, русских баптистов, евангельских христиан. Разрастаясь в среде бедного крестьянского населения, секты принимали все более опасный характер по отношению к Православной Церкви. В мерах "воздействия к укреплению православных чад святой Церкви от соблазна пропаганды сектантской" мы читаем: "... 2) В каждом зараженном сектантством приходе, приходский священник по возможности скорей должен устроить миссионерский приходской кружок ревнителей православия с непременным участием всех членов притча, в который допускаются учителя и учительницы церковно-приходских школ, а также и любители миссионерского дела миряне... 5) В заражённых сектантством приходах по возможности скорее бы учреждены были и открыты народные библиотеки (читальни) под надзором приходского священника, а подбор книг в такие библиотеки-читальни допускался бы только с одобрения особой комиссии Совета Миссионерско-Просветительного Братства... 10) Желательно, чтобы на большом Курском вокзале находился: постоянный разъездной книгоноша-миссионер, который мог бы с большой пользой для дела вести конкуренцию и борьбу полемики против библейского книгоноши сектанта Матвеенки" 17.

Курскому епархиальному противосектантскому миссионеру, которым в 1909 году был священник Василий Ильин, вменялось в обязанность проведение публичных и частных бесед противосектантского полемического характера, выступать с проповедями на богослужениях, организовывать и руководить собраниями пастырско-миссионерских кружков, рассылать по епархии духовенству миссионерские книги и различные пособия и т. п.

В "Отчете о состоянии сектантства и деятельности противосектантской епархиальной миссии по Курской епархии" за 1908-1909 гг. мы видим итоги деятельности курской противосектантской миссии за данный промежуток времени: "присоединено к Православной Церкви сектантов - по Белгородскому уезду: в селе Старом Городище один баптист, в селе Муроме три скопца; по Грайворонскому уезду - в селе Знаменском один баптист; по Дмитриевского уезду: в селе Седине один баптист, в селе Печенном один штундотолстовец; по Льговскому уезду: в селе Износковом один баптист; по Ново-Осколъскому уезду: в селе Тростянце один скопец; по Рыльскому уезду: в селе Кульбаках 2 штундотолстовца; в селе Кореневом 1 штундотолстовец; по Обоянскому уезду: в селе Бобрышевом 3 баптиста, в селе Медвенка 2 баптиста, в селе Ярыгино 1 скопец; по Пугивльскому уезду: в селе Казацком 2 баптиста, в Поповой слободе 1 баптист; по Староосколъскому уезду: в селе Лебедях 1 баптист; по Тимскому уезду: в селе Черновцах 5 скопцов; по Фатежскому уезду: в селе Хмелевом 2 хлыстовки; а всего 13 баптистов, 4 штундотолстовца, 12 скопцов и хлыстов, итого 29 человек 18".