Смекни!
smekni.com

Сектантство в Курской области (стр. 1 из 10)

Курсовая работа

по предмету "История религий"

на тему "Сектантство в Курской области"

План

1. Введение

2. Возникновение и распространение сектантства в Курской губернии

3. Начало XX века. Рост и укрепление сектантского учения в народных массах

4. Отношение советской власти к сектантам и современное положение сект в Курской области

5. Заключение

1. Введение

То, что русский народ не равнодушен к духовным

вопросам, достаточно доказывается тем, что у нас

ежегодно возникают новые секты.

Владимир Соловьев

Большое распространение в России в наше время получило сектантство. В годы "перестройки" множество сект хлынуло в нашу страну из-за границы; стали появляться и так называемые "доморощенные" секты. Перед нами встает вопрос: почему же русский народ при существовании Православной веры уходит в секты? Может быть, ответ кроется в истории появления на Руси сектантства? В этой работе будет рассматриваться история сект в Курском крае в контексте возникновения и развития сектантства по всей России. За исторические этапы развития религиозных сект взяты моменты отношения государственной власти к раскольникам и сектантам.

Начиная разговор о возникновении сектантства в Курской губернии, следует вначале упомянуть о возникновении его на Руси.

В сознание русского народа понятие сектантства стало проникать во время старообрядческого раскола, хотя уже в XIV веке были попытки мыслить иначе, чем учила Церковь (стригольники), или в XV-XVI вв. (жидовствующие и ересь Башкина и Косого). Сильно распространившаяся в конце XVII столетия секта хлыстов возникла даже немного ранее раскола - в первой половине ХVII века в Костромской, Владимирской и Нижегородской губернии. Есть мнение, что эта секта "пришла в Россию вместе с христианством, или чуть позднее, но из-за малых ее размеров и незначительного числа ее общин, а так же из-за последовательных мер тайной дисциплины ей удалось скрываться от Церкви и правительства настолько, что о ней не было никаких сообщений ни в официальных документах, ни в светской литературе, объем которой вообще был мал в допетровское время. Только когда возник внутрицерковный спор о старых и новых богослужебных книгах, хлысты отважились… выйти из глубокого подполья… открыто со своей пропагандой" 2. За хлыстами возникают скопцы, духоборы и др. Под влиянием западных сект в лице приезжих иностранцев на юг России, образуются штундисты, штундобаптисты, пашковцы. И хотя вначале государственная власть относилась к раскольникам и сектантам очень строго, к 70-80 годам XIX столетия положение дел изменилось. Либеральные настроения в правящих кругах России сделали свое дело. Секты встали в рамки закона, и даже стали иметь больше привилегий, чем официальная Церковь. В соответствии с Правилами регистрации сектантских общин, утвержденными 17 октября 1906 года, сектанты "получили право на ничем неограниченную свободу общественных богомолений, или общественных молитвенных собраний, в каком бы вредном для Православной Церкви направлении они не совершались, только бы не учиняли "неправомерных" или преступных с чисто-государственной точки зрения деяний" 3. Таким образом, государство, в сущности, перестало покровительствовать Православной Церкви. В двадцатые годы ХХ столетия, когда вся антирелигиозная деятельность была направлена против Православия, секты оказываются в привилегированном положении (в сравнении, опять таки с Православием). С конца 20-х годов Советская власть активизирует свою деятельность и против других религиозных культов. Под гонения подпадает почти все, что связано с религией. И лишь в конце 80-х - начале 90-х в России, наряду с Православной церковью, разрешение на религиозную проповедь получают и секты.

Таким образом, несмотря на гонения и неприятие со стороны властей, сектантство в России с начала XX века имело такую же судьбу, как и Православная церковь. Рассмотрим теперь историю возникновения сект в Курской губернии.


2. Возникновение и распространение сектантства на Курской губернии

Возникновение сект на курской земле (в то время Белгородская губерния и Белгородско-Обоянская епархия РПЦ) относится к середине XVIII века. Одним из первых дошедших до нас документов, свидетельствующих о наличии сект и раскола в Белгородско-Обоянской епархии, является отчет Курской Духовной Консистории Ее Императорскому Величеству Елисавете Петровне под названием "Ведомость учета документов о раскольниках, поступивших с 14 января 1750 по 15 июля 1757 года". Следует учесть, что тогда под понятие раскольников подпадали многие мистические секты. И хотя в основном рапорты курского духовенства заканчивались такими словами: "суеверий не оказалось" и "раскольников нет", все же Духовной Консистории удалось выявить наличие в Курске секты скопцов.

По указанному выше документу Курской Духовной Консистории, из рапорта дворян Ивана Ильинского и Ивана Прибылого следует, что в Курске некий Григорий Овечкин создал секту и возглавил местных скопцов 4. Любопытно, что вскоре ему пришлось изгнать конкурента Ивана Пушкаренка, прибывшего в Курск из Харьковской губернии по "совету слепого старца Антонина" для аналогичной проповеди. В том же рапорте содержатся сведения о деревне Реуте Курского уезда, полностью впавшей в скопческую ересь под руководством Василия Тарасовского.

Курскому дворянину Константину Яновскому, занимавшемуся выявлением скопцов в Курском уезде, удалось поймать бывшего монаха Авраамия, проживавшего в лесу под городом.

В Обоянском уезде местные власти изловили однодворца Кондратия Переверзева, уроженца деревни Бегичевой. Также скопцы были обнаружены в Белгородском (однодворец Василий Черкасов) и Корочанском (Яков Ушаков контролировал целую сеть скопческих общин) уездах. Среди пойманных оказались также миссионеры Алфимка Трудник и отставной прапорщик Яков Чаянов, которые колесили по всей губернии, совращая людей в скопческую секту.

Несмотря на карательные меры, приверженцы этого учения в нашем крае не перевелись и в дальнейшем. География распространения мистического сектантства включала около 50 населенных пунктов, охватывая такие крупные уезды, как Курский, Обоянский, Суджанский, Тимский, Фатежский и Щигровский.

Впервые открытое неповиновение скопцов курским властям в виде формального отделения от церкви было отмечено в 1892 году. Спустя два года они отказались присягнуть новому императору Николаю II.

Епархиальный миссионер Дмитриевский с сожалением писал, что "в скопческую веру переходят лица, известные в приходах за самых умных и передовых". Бывший уполномоченный по делам религиозных культов по Курской области В. Л. Юрковецкий в своей книге "Церковь и государство. Эволюция взаимоотношений" называет скопничество "главной формой мистического сектантства в Курской губернии" 5.

Помимо скопцов в Белгородско-Обоянской епархии была сильно распространена секта духоборов. Появившись в Екатеринославской губернии в XVIII веке, эта мистическо-рационалистическая секта быстро распространилась в Харьковской, Екатеринославской, Тамбовской, Саратовской и других губерниях, а затем проникла и в Сибирь.

В пределах Белгородской епархии духоборство появилось в середине XVIII столетия. Епархиальное начальство на первых порах мало обращало на него внимания, вследствие, может быть, его малой распространенности и известности. Во время управления епархией Преосвященного Феоктиста (Мочульского), епископа Курского и Белгородского (1787-1818), духоборство, довольно окрепши и распространившись, стало открыто заявлять о себе, и потому не могло быть оставлено без внимания. "Преосвященный Феоктист сам ревностно увещевал сектантов, и поручал это другим - способнейшим из духовенства. Так, в ордере его первоприсутствующему Харьковского духовного правления, Харьковского коллегиума префекту и богословия учителю Андрею Прокоповичу - от 27 февраля 1798 года - предписывалось: "явившиеся в Белгороде в духоборческом заблуждении, села Терноваго однодворцы Алексей Головин и Степан Голищев увещеваемы были мною келейно, увещеваемы были и в присутствии консисторском, но на увещания мои не склонились и более ко мне не являются. Пишу я к его превосходительству Алексею Григорьевичу (губернатору) для должнаго об них по законам разсмотрения. Заблуждение их тем более опасно, что один из них Алексей Головин обучался в Харьковских классах математике и другим наукам.<…> Ежели оные заблудшие к вам присланы будут, то вы наставьте их на путь истины, и когда они от заблуждения обратятся к православию и о своем заблуждении принесут достодолжное покаяние, то по исповеди удостойте их причащения святым Христовым тайнам и, доложа о сем его превосходительству, пришлите ко мне надлежащий рапорт"6.

Выше указанные представители духоборов действительно, по распоряжению губернатора, были найдены и направлены для бесед к протоиерею Прокоповичу, где, будучи увещаемы, дали обещание оставить свои заблуждения и присоединиться к Православию 7.

Но деятельность Преосвященного Феоктиста не ограничивалась только лишь личными увещаниями духоборцев. Он издает против них сочинение под названием "Разсуждение о божественности христианского учения", которое посвящает Императору Александру Павловичу. Называя Его Императорское Величество "высочайшим христианского благочестия ревнителем, защитником и покровителем Христовой Церкви" 8, владыка Феоктист так объясняет происхождение сочинения: "Всепресветлейший Монарх, всемилостивейший Государь! Во исполнение Монаршаго в Бозе почившия Августейшия Государыни Императрицы Екатерины Вторыя в 1792 г. состоявшагося Высочайшаго повеления, предлагаемы мною были изустные от слова Божия наставления некоторым заблудшим в здешнем крае поселянам, кои, безрассудно присвоя себе непосредственное вдохновение, и не веруя видимым в священном писании от начала мира во спасение человеческое провозвещенным истинам, отрицали благодатныя таинства и все церковныя и гражданския законоположения. Противу такого-то их пагубнаго заблуждения пастырским почел я долгом написать краткое о Божественности христианского учения разсуждение" 9.