Смекни!
smekni.com

Религия Ацтеков (стр. 2 из 2)

Резня, бессмысленная для Диаса и его товарищей, имела, конечно же, определенное значение для тех, кто совершал этот ритуал в честь жестокого и мстительного Уицилопочтли, ведь он был не только божеством войны, но и покровителем всего их народа.

Если в увеличении числа убитых можно обвинить конкретное лицо, то им окажется Тлакаэлель, советник трех правителей Теночтитлана, Придя к власти во время непрерывного роста ацтекского могущества, он, казалось, намеренно усилил культ Уицилопочтли с его непременными жертвами, чтобы упрочить воинственность и власть ацтеков над другими народностями. «Он не только был смелым и хитроумным в бою, - писал испанский историк Дуран, - но так же ввел в обычай дьявольские, жестокие и ужасные жертвоприношения».ацтекский религия жертвоприношение каннибализм

Согласно Дурану, Тлакаелель приказал совершить особо чудовищный обряд, число жертв в котором было таким огромным, что испанец испугался, как бы его не обвинили во лжи, хотя он ссылался на заслуживающие доверия ацтекские источники. «На рассвете вывели заключенных, предназначенных в жертву, и выстроили в 4 колонны, - сообщает он. – Одна из них протянулась от подножия пирамиды вдоль всей дамбы, что ведет в Койоакан и Шочимилько; она достигла приблизительно лиги в длину. Другая протянулась вдоль дамбы, ведущей в Гуадалупе, и была такой же длины. Третья растянулась вдоль дамбы, ведущей в Тлапокан, а четвертая достигла берега лагуны.

Чтобы убить всех жертв, потребовалось 4 дня, а потоки крови, стекающие по ступеням, были так велики, что пока достигали подножия и охлаждались, они превращались в жирные сгустки, способные испугать всякого».

В конце концов, кровожадные боги так и не смогли помочь ацтекам, они подвели их и в решающей схватке с завоевателями. Почти 500 лет прошло с тех пор, как на вершине Великого храма была принесена последняя жертва. Ныне кажутся бессмысленными слова ацтекского поэта: «Гордится собой город Мехико-Теночтитлан. Здесь никто не боится умереть в бою. Это наша слава. Кто сможет завоевать Теночтитлан? Кто может потрясти основание небес?».

Людоедство, которым сопровождалось большинство ацтекских жертвоприношений, подчинялось строгим правилам. Поскольку верили, что жертвы становятся божественными, их конечности считались священными и, согласно словам историка, «их поедали с трепетным почтением, как дар небес». Туловищу и внутренностям, однако, оказывали меньшее почтение, ими кормили диких животных в зверинце правителя.

Ритуал «Свежевания людей» продолжался два дня и происходил возле храма Шипе-Тотека, известного под именем «Свежеватель» («Тот, кто сдирает кожу»). Его связь с Востоком, который считали ацтеки страной плодородия, заставляла посвятить ему этот праздник весны. Согласно ритуалу нужно было обрядить пленников в бумажные набедренные повязки и обмазать их мелоподобной субстанцией. Головы мазали соком каучукового дерева и облепляли перьями. В первый день смерть встречали менее важные пленники. Им нужно было пробежать по ступеням храма Шипе, но многих догоняли жрецы и закалывали на жертвенном камне. После извлечения сердца безжизненные тела кидали к подножию, где с них снимали кожу и разрезали на куски. Одно бедро каждого отправляли правителю, а остальное тело доставалось взявшему жертву в плен. Голова находила себе место на огромных подставках для черепов.

Общеизвестно, что ацтеки совершали человеческие жертвы; однако в вопросе о каннибализме и его степени согласия нет. Марвин Харрис, например, заявляет, что мясо жертв было частью рациона высших классов в качестве награды, потому что питание ацтеков включало мало белков.

Согласно ему, пленники были «ходячим мясом». С другой стороны, Вильям Аренс сомневается в существовании каннибализма у ацтеков вообще.

Несмотря на согласие многих историков в вопросе о существовании ритуального каннибализма, связанного с человеческими жертвоприношениями, большинство ученых не поддерживает тезис Харриса о том, что человеческое мясо составляло значительную часть рациона ацтеков.

Информации касательно каннибализма ацтеков немного. Есть лишь несколько сообщений о каннибализме со времени Конкисты, при этом ни одно из них не говорит о широком ритуальном каннибализме. Летопись Рамиреса двусмысленно связывает каннибализм с ритуальными жертвоприношениями. Кодекс Мальябекиано содержит два рисунка, на которых изображено употребляемое в пищу человеческое мясо: в ритуале поклонения владыке загробного мира Миктлантекутли и погребальном обряде, где вместе с другой едой лежит человеческая рука. Там же в коментарии на испанском языке говорится, что индейцы очень полюбили завезенную испанцами свинину, так как она напоминала им по вкусу человеческое мясо.

Характерные сообщения о каннибализме ацтеков: Кортес пишет в одном из писем, что его солдаты поймали ацтека, поджарившего младенца на завтрак.

Гомора пишет, что во время взятия Теночтитлана испанцы предложили ацтекам сдаться, поскольку у них (ацтеков) не было еды. Ацтеки предложили испанцам атаковать, чтобы потом быть взятыми в плен и съеденными.

В книгах Бернардино де Саагуна есть иллюстрация, показывающая ацтека поджариваемого неизвестным племенем. Подпись под иллюстрацией гласит, что такова была одна из опасностей, угрожавших ацтекским торговцам.

В летописи Рамиреса, составленной ацтеками после завоевания, латинским алфавитом, написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавались в качестве дара воину, захватившему ее. Согласно летописи, мясо предполагалось есть, но фактически его заменяли индейкой.

В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать на мелкие кусочки с тем, чтобы подносить их в дар важным людям в обмен на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нем не было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Недавние археологические находки (2005 г.) в подвалах ацтекских храмов свидетельствуют о надрезах, означающих удаление мускулов. Однако такие разрезы есть не у всех тел.