Научное познание мира – биология и смежные с ней науки (анатомия, эмбриология, биохимия) выявляют такие факты различия телесного устройства человека и обезьян, что вопрос об общем предке, ископаемых останков которого до сих пор не найдено, по-видимому, можно считать закрытым. Исследование животноподобия в человеке выявляет в телесном устроении его такие отличия от животных, которые необъяснимы эволюционной наукой из главного принципа естественного отбора – выгоды в эволюционном процессе – в частности, для женского рода человека характерно наличие биологически ненужной анатомической структуры, которая в богословии именуется “ключами девства” или “печатью девства”.
С другой стороны, святоотеческая антропология и сотериология логично и непротиворечиво объясняет то, на что не может дать ответ научная антропология. Святоотеческая антропология исходит из принципа сотворения человека Богом; в, частности, “печать девства” как особенность человеческого телесного устроения есть не только свидетельство сотворения человека Богом и иноприродности человека и животных, но и свидетельство будущего Боговоплощения, ибо через Деву приходит на землю Христос. Таким образом, научные факты могут свидетельствовать о истинности событий шестого дня Творения (Быт. 1-2) и опровергают кровное родство (единосущие) человека и животных (в частности, обезьян).
Соотношение христианского и истинного научного познания мира и человека не предполагает конфликта или независимости, а только развивающийся диалог, в котором среди многих научных фактов немногие явно (а прочие факты – до времени тайно) будут свидетельствовать о том, что истинное научное познание есть форма Богопознания. Православное познание предполагает усвоение Истины как целожизненного состояния человека с вовлечением в познание всех сил его личности – разума, воли, сферы чувств. Такое познание невозможно вне Церкви как Тела Христова, вне Священного Предания. Всякое другое познание миробытия и человека дает знание только относительных истин и характерно для протестантских конфессий, обычно рационализирующих поиск истины. Это связано с отказом от христологических догматов и приводит к заблуждениям. Примером является креационная наука, возникшая из креационизма как мировоззрения. Креационная наука является лженаукой, так как уводит богословскую и научную мысль от нового творения во Христе Иисусе (2 Кор. 5,17), и более того, обуславливает путаницу в христианском понимании единобожия, давая повод трактовать христианский монотеизм в ветхозаветных категориях.
Теория универсальной спонтанной эволюции не может быть истинным знанием, поскольку человек животноподобен, но не единосущен животным; ложность научно-эволюционного антропогенеза ставит под сомнение и всю идею происхождения видов через естественный отбор и борьбу за существование. Диалог истинных наук и религии возможен и необходим для достижения целостного знания о человеке и творении; реальная возможность диалога зависит от развития естественнонаучной православной апологетики; этим будет преодолен эклектизм креационной науки. Необходима смена парадигмы в диалоге и проповеди православного учения о сотворении мира – следует отказаться от стереотипа ведения диалога только в рамках первых двух глав Бытия и “Шестоднева” свт. Василия Великого. Основой диалога должна быть святоотеческая христология и антропология.
Примечания
1. «Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира» / Сб. статей. Составл. А. В. Гоманькова. – Клин: Фонд “Христианская жизнь”, 1999.
2. Там же.
3. Божественное Откровение и современная наука / Альманах. Под ред. свящ. Д. Сысоева. – Вып.1. – М.: Паломникъ, 2001.
4. «Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира» / Сб. статей. Составл. А. В. Гоманькова. – Клин: Фонд “Христианская жизнь”, 1999.
5. Давыденков О., свящ. Велия благочестия тайна: Бог явился во плоти. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2002.
6. Василий Великий, свт. Творения: в 5 т. – Репринт. – М.: Паломник, – Т. 1: Беседы на Шестоднев.
7. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека / Пер. с греч., прим., послесл. В. М. Лурье. – СПб.: Аксиома, 1995.
8. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. – Репринт. – М.: Братство свт. Алексия; Ростов-на-Д.: изд-во “Приазовский край”, 1992.
9. Евдокимов П. Женщина и спасение мира: О благодатных дарах мужчины и женщины / Пер. с фр. Г. Н. Кузнецовой. – Минск, Лучи Софии, 1999.
10. Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие. – М.: Центр по изучению религий, 1992.
11. Там же.
12. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. – Репринт. – М.: Братство свт. Алексия; Ростов-на-Д.: изд-во “Приазовский край”, 1992.
13. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, 1996.
14. Евдокимов П. Женщина и спасение мира: О благодатных дарах мужчины и женщины / Пер. с фр. Г. Н. Кузнецовой. – Минск, Лучи Софии, 1999.
15. Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии / Пер. с англ. свящ. О. Давыденкова при участии Л.А.Успенской; примеч. А.И.Сидорова. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2000.
16. Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие. – М.: Центр по изучению религий, 1992.
17. Там же.
18. Дарвин Ч. Соч. 2 т. / Пер. с англ. И. Сеченова. – Спб.: Изд. О.Н. Поповой, 1896. – Т.2: Происхождение человека и половой подбор.
19. Нестурх М.Ф. Приматология и антропогенез: Обезьяны, полуобезьяны и происхождение человека. – М.: Медгиз, 1960.
20. Мечников И. И. Этюды о природе человека / АН СССР. – М.: Изд-во АН СССР, 1961.
21. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. – Репринт. – М.: Братство свт. Алексия; Ростов-на-Д.: изд-во “Приазовский край”, 1992.
22. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, 1996.
23. Аквилонов Е. П., прот. О Спасителе и спасении. – М.: Москва, 1997.
24. Евдокимов П. Женщина и спасение мира: О благодатных дарах мужчины и женщины / Пер. с фр. Г. Н. Кузнецовой. – Минск, Лучи Софии, 1999.
25. Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии / Пер. с англ. свящ. О. Давыденкова при участии Л. А. Успенской; примеч. А. И. Сидорова. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2000.
26. Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие. – М.: Центр по изучению религий, 1992.
27. Барбур И. Религия и наука: История и современность / Пер. с англ. А. Федорчука; Под ред. А.Бодрова. – М.: ББИ им. Ап. Андрея, 2001.
28. Серафим (Роуз), иеромон. Православный взгляд на эволюцию. – М.: Изд-во Св-Введ. Оптиной пустыни, 1997.
Использованная литература
1. Адабашев И. Мировые загадки сегодня. – М.: Советская Россия, 1986
Аквилонов Е. П., прот. О Спасителе и спасении. – М.: Москва, 1997.
2. Барбур И. Религия и наука: История и современность / Пер. с англ. А. Федорчука; Под ред. А. Бодрова. – М.: ББИ им. Ап. Андрея, 2001.
3. Божественное Откровение и современная наука / Альманах. Под ред. свящ. Д. Сысоева. – Вып.1. – М.: Паломникъ, 2001.
4. Василий Великий, свт. Творения: в 5 т. – Репринт. – М.: Паломник,– Т. 1: Беседы на Шестоднев.
5. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека / Пер. с греч., прим., послесл. В.М. Лурье. – СПб.: Аксиома, 1995.
6. Давыденков О., свящ. Велия благочестия тайна: Бог явился во плоти. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2002.
7. Дарвин Ч. Соч. 2 т. / Пер. с англ. И.Сеченова. – Спб.: Изд. О. Н. Поповой, 1896. – Т.2: Происхождение человека и половой подбор. – С. 1-142.
8. Евдокимов П. Женщина и спасение мира: О благодатных дарах мужчины и женщины / Пер. с фр. Г. Н. Кузнецовой. – Минск, Лучи Софии, 1999.
9. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, 1996.
10. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. – Репринт. – М.: Братство свт. Алексия; Ростов-на-Д.: изд-во “Приазовский край”, 1992.
11. Ляшевский С., прот. Библия и наука: Богословие, астрономия, геология, палеонтология, археология, палеография, антропология, история с элементами других наук / Издание правосл. братства во имя иконы Божией Матери “Неопалимая Купина”. – М.: Изд-во Трим, 1995. – 288 с.
12. Маркс-Энгельс. Полное собрание сочинений в 50 тт. – М.: Политиздат 1961. – Т. 20: - 908 с.
13. Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии / Пер. с англ. свящ. О. Давыденкова при участии Л. А.Успенской; примеч. А. И. Сидорова. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2000.
14. Мечников И. И. Этюды о природе человека / АН СССР. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 290 с.
15. Нестурх М. Ф. Приматология и антропогенез: Обезьяны, полуобезьяны и происхождение человека. – М.: Медгиз, 1960. – 187 с.
16. Порфирьев Е. В. Проблема чуда в науке и религии // Православное мировоззрение и естественно-научная картина мира. – Краснодар, КУбГУ, 2001. – 28 с.
17. Свящ. Тимофей. [Алферов Т., свящ.] Православное мировоззрение и современное естествознание: Уроки креационной науки в старших классах средней школы. – М.: Паломник, 1998. – 207 с.
18. Серафим (Роуз), иеромон. Православный взгляд на эволюцию. – М.: Изд-во Св-Введ. Оптиной пустыни, 1997. – 96 с.
19. Сотворение: Альманах / Общ-во креационной науки. – Вып.1. – М.: Паломник, 2002. – 335 с.
20. «Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира» / Сб. статей. Составл. А. В. Гоманькова. – Клин: Фонд “Христианская жизнь”, 1999. – 191 с.
21. Туманян Н. Т. О девственной плеве. – Фельдшер и акушерка. – 1968. – №9. – с.58-60
22. Шестоднев против эволюции: В защиту святоотеческого учения о творении / Сб. статей. – М.: Паломникъ, 2000. – 303 с.
23. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). – М.: Высшая школа, 1989. – 335 с.
24. Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие. – М.: Центр по изучению религий, 1992.