Смекни!
smekni.com

Духовные аспекты заразности в патологии человека: анализ с позиций теоретической эпидемиологии и Священного Писания Восточной Кафолической Церкви (стр. 3 из 4)

Целями эпидемиологии, согласно программе, являются:

- описание изучаемых явлений;

- выявление их причин, механизма возникновения и распространения;

- прогнозирование развития изучаемых явлений;

- разработка концепций снижения и профилактики заболеваемости, смертности и т.п.;

- оценка потенциальной эффективности предлагаемых средств профилактики болезней;

- оценка качества и эффективности проводимых мероприятий по снижению заболеваемости и профилактике болезней.

Таким образом, цели эпидемиологии достаточно универсальны для того, чтобы предметом и объектом этой науки могла стать любая патология человека, имеющая массовый инфекционный характер не только в узком (биологическом), но и в самом широком (духовном, информационном) смысле слова.

Специфическая заразность преступности носит выраженный духовный характер, ибо существует закон, согласно которому «дух творит себе формы».[24] Важнейшим носителем духа человека, времени, цивилизации является информация, которая играет роль специфического возбудителя,в том числе патогенного,различных состояний человеческого духа, определяющего его сознание, мировоззрение, поведение.[25]Криминогенная информация служит возбудителем адекватных себе криминогенных состояний души и духа восприимчивого к ней человека и общества. Изучением закономерностей возникновения и распространения таких специфических состояний в обществе должна заниматься духовная эпидемиология, которая, как и классическая эпидемиология, имеет свою систему категорий и законов, о которых будет сказано в отдельных сообщениях.

Отражением законов духовной эпидемиологии являются поговорки: «яблоко от яблони недалеко падает»; «с кем поведешься, от того и наберешься»; «с волками жить, по волчьи выть» и т.п. Книга Псалмов царя Давида также говорит об этих законах в самом начале: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь».[26] «С преподобным преподобен будеши, с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым – развратишися».[27] Что значит «подобен будеши» как не то, что заразишься, напитаешься и пропитаешься духом того человека, с кем имеешь близкое общение, особенно на сердечном, доверительном уровне. Этот закон означает также следующую мысль, - какой дух живет в человеке и обществе, в такие внешние формы бытия и образа жизни облекается и этот человек, и это общество. Достаточно вспомнить внешний облик Плюшкина, чтобы понять, что таким его самого, образ его жизни и модели поведения, подвластную ему внешнюю обстановку среды его обитания «сотворил» живший в душе Плюшкине дух сребролюбия. Внешний облик, образ жизни, модели поведения Дон-Жуана всецело определял дух блуда и сладострастного влечения к женской плоти. Дух же общества в целом определяет духовно-нравственное качество питающей его информации, у которой есть свои источники и резервуары, как совокупности этих источников, есть механизм передачи такой информации от ее источников восприимчивому к ней населению. Источники криминогенной информации, находящиеся на высшем уровне общественной иерархии, задают тон характеру сознания, мышления, мировоззрения общества и вытекающих из них образа жизни, моды, моделей поведения его членов. Наличие источников духовно грязной, пошлой, патогенной информации-инфекции в обществе обусловливает возникновение и распространение в нем соответствующей духовной патологии докриминального и криминального характера, которая возникает и распространяется в нем в результате активности механизма передачи информации-инфекции, действующего в составе соответствующего (духовного) эпидемического процесса. Это закон духовной эпидемиологии, который имеет отношение к любой духовной патологии: докриминального (общественно неопасные формы поведения) и криминального характера (общественно опасные формы поведения – преступность).

Эмпирически специфическая заразность криминала воспринимается криминологами, не знакомыми с законами духовной эпидемиологии, как «эффект воспроизводства преступности».[28] Но воспроизводиться может только живое специфически заразное[29] начало «… плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]».[30]

Поэтому, например, без должного теоретического обоснования, но фактически верно Ю.И. Калинин отмечает, что эффект воспроизводства преступности «…присутствует в самом факте ее существования в обществе, так как уже одним этим она заражает,[31] разлагает, вовлекает в преступления неустойчивых лиц. Это происходит за счет сохранения, распространения, адаптации … криминальной психологии, … криминального заражения части населения, использования преступниками механизмов прямого инструктирования, внушения, подражания.[32] … преступники … стремятся к расширению круга преступных связей, вовлечению в него новых лиц, передаче преступного опыта, чем обеспечивают сохранение и поддержание преступных традиций и обычаев, которые в первую очередь направлены на сплочение уголовной среды…».[33] Здесь указаны одновременно свойства преступности как особого вида духовной болезни человека и эпидемического процесса духовной заболеваемости общества информационно заразного характера.

В целях дифференциации телесного и духовного здоровья человека следует отметить, что представители дикого и высокопоставленного криминала,[34] как правило, тщательно заботятся о своем телесном здоровье, занимаются спортом, отлично питаются, проживают в лучших природных условиях, лечатся в лучших клиниках, отдыхают в лучших здравницах и курортах, располагают лучшими формами социальной защиты. Поэтому с клинической точки зрения имеют прекрасное телесное здоровье. Главной мишенью патологического поражения криминогенной информацией-инфекцией у них является дух и душа. И это бесспорный факт. Никто не дерзнет назвать преступность цветущим благом и социальным здоровьем человеческого рода. Именно поэтому преступность и следует рассматривать как специфическую нозологическую форму духовной заболеваемости криминального характера. А заболеваемость, как уже отмечалось выше, искони является предметом и объектом эпидемиологии, располагающей для ее изучения эффективными методами, выработанными за столетия борьбы с эпидемиями биологически заразных болезней телесного состава человека. Следовательно, вопросы криминогенной (педагогически значимой) и криминальной (уголовно значимой) социальной патологии следует изучать и с позиций теоретической, в том числе, духовной эпидемиологии.

Кроме того, образовательный уровень медицинского врача позволяет ему лучше юриста-криминолога понимать антропологию и психологию человека преступника при наличии соответствующей дополнительной подготовки. В основе юридического образования лежат политизированные гуманитарные, философские, правовые, исторические дисциплины, постоянно меняющиеся под влиянием духа времени. Право всегда было на службе власти, приспосабливая к ее запросам свои переменчивые конституции и законы. Поэтому юридические дисциплины не могут дать той полноты представлений о человеке, которую дают неизменные в своей естественнонаучной основе медико-биологические науки в сочетании с разумно подобранными гуманитарными дисциплинами криминологического профиля. Ученые эпидемиологи необходимы криминологам и педагогам в деле научно-обоснованной кодификации, классификации и изучения возникновения, распространения духовной заболеваемости населения докриминального и криминального характера. Назрела необходимость создания самостоятельного комплексного научного направления на стыке эпидемиологии, педагогики, криминологии под названием «Эпидемиология и профилактика информационно обусловленной заболеваемости как специфической формы духовно заразной патологии человека и общества». Важное место в этом направлении должны занимать педагогически значимые нравственные нарушения докриминального характера, зависящие от дурного направления воли (объект педагогики) и собственно преступность как объект криминологии. При этом каждая из них как специфическая форма духовно (информационно) заразной социальной патологии человека и общества – есть объект и предмет духовной эпидемиологии.

Важнейшим связующим звеном между эпидемиологией, педагогикой и криминологией, без которого невозможно понимание природы человека и различных форм ее патологии является богословские науки, излагаемые в лоне Восточной Православной Церкви. Речь идет о раздельном и комплексном изучении заразной патологии духа, души и тела человека и общества человека с позиций теоретической эпидемиологии и богословских наук.

В случае успешного развития данного научного направления может возникнуть комплексная дисциплина, предназначенная для получения возможной полноты знаний о человеке, природе и истоках его докриминального (объект педагогики), а также криминогенного и криминального поведения (объект криминологии) – эпидемиология преступности (в самом широком смысле слова).