Реферат
Роль и место ислама в общественно-политической жизни Пакистана
Ислам в Пакистане охватывает буквально все области жизнедеятельности общества, включая, разумеется, политическую сферу. Это подтверждает множество фактов, начиная с самого начала существования государства. Его официальное название – Исламская Республика Пакистан. Само слово Пакистан означает «страна правоверных». Столицей ИРП является г. Исламабад. Согласно ст. 2 Конституции, ислам является государственной религией Пакистана; президентом и премьер-министром страны могут быть только представители этой религии1. В Конституции, действующих законах и нормах содержится еще много других положений о приоритете ислама в политической и общественной жизни государства. Тем не менее религиозно-общинные партии и организации добиваются еще большего усиления исламского фактора, установления верховенства шариата, превращения Пакистана в «подлинно исламское государство» типа халифата. В настоящее время волна политического исламизма достигла в Пакистане невиданных до сих пор высоты и масштабов.
Первое знакомство с исламом народов, проживающих на территории нынешнего Пакистана, относится к VII в. Быстрому распространению этой религии в данном районе способствовали походы Махмуда Газневи и Мухаммада Гхури, в результате власть в Северной Индии перешла в руки мусульманских феодалов (имена этих полководцев носят ныне различные типы пакистанских ракет среднего радиуса действия).В начале XIII в. в этой части Индии возник могущественный Делийский султанат. В первые годы XVI в. здесь утверждается империя Великих Моголов, которая в определенные периоды распространяла свою власть на всю Индию. С XVII в. территорию Индии начали «осваивать» англичане. После нескольких веков колониального гнета мусульмане Индии, под руководством Мухаммада Али Джинны, получившего почетный титул «Каид-и-Азам» («Великий лидер»), добились создания в августе 1947 г. собственного независимого государства под названием Пакистан. Большую роль в достижении этой цели сыграла старейшая партия мусульман – Мусульманская лига, основанная в 1906 г.
Подавляющее большинство пакистанского населения исповедует ислам (ок. 97%). В повседневной жизни пакистанских мусульман до сих пор чувствуется влияние вековых исламских традиций, особенно в районах проживания племен. Сказывается и воздействие индуистской среды (существование у некоторой части мусульман кастовых делений и кастовых организаций).
В стране представлены два основных направления ислама – суннизм и шиизм. К первому принадлежит подавляющее большинство пакистанских мусульман (85%). Пакистанские сунниты придерживаются главным образом школы Абу Ханифа.
Несмотря на свою небольшую численность, шииты представляют довольно влиятельный в экономическом и политическом отношении сегмент общества. Из него вышли создатель Пакистана М.А.Джинна, первый премьер-министр страны Лиакат Али-хан, первый президент Искандер Мирза, крупный, но не особенно удачливый реформатор З.А.Бхутто и другие выдающиеся деятели. Шииты делятся на несколько направлений и сект. Относительно многочисленна группа исмаилитов. Среди них преобладают последователи имама Ага-хана (титул этот наследственный), носителю которого они выплачивают от 10 до 12% ежегодного дохода.
Большую экономическую и политическую роль в Пакистане, несмотря на свою малочисленность, играла секта ахмадийцев (названа так по имени ее основателя М.Г. Ахмада). Ее членом был первый пакистанский министр иностранных дел Ч.М.Зафрулла-хан. В отличие от ортодоксальных мусульман, ахмадийцы не верят в окончательное пророчество Мухаммада. Фундаменталисты, возглавленные партией «Джамаат-и ислам», длительное время вели борьбу против этой секты, требуя объявить ахмадийцев немусульманским религиозным меньшинством, что и было сделано в 1974 г.
Христиане – наиболее многочисленное религиозное меньшинство в Пакистане. Среди них больше всего католиков (ок. половины всех христиан). Затем по численности следуют индусы. Имеются небольшие, но богатые общины джайнов (выходцы из торгово-ростовщических каст) и парсов (потомки огнепоклонников – зороастрийцев, бежавших в VII в. из Ирана).
Ислам всегда играл огромную роль в Пакистане, оказывал серьезное влияние на все стороны жизни общества. Однако степень этого влияния в разное время была неодинаковой. Во многом это объясняется особенностями самого создания этой страны. Пакистан – уникальное государственное образование, впервые в мире созданное на основе культурно-религиозной общности. В условиях поликонфессионального и многонационального состава населения Индии движение мусульман за создание «своего государства» имело сепаратистский характер. Но в этом движении сильной была и антиколониальная составляющая общей борьбы народов Индии за независимость.
В общем, примерно первую половину существования Пакистана главной силой в стране был национально-демократический фактор, что вполне понятно для периода национальной эйфории, связанной с победой в освободительной борьбе, подъемом национализма и т.д. Следует помнить также, что почти 10 лет Пакистан находился на положении британского доминиона; английское влияние чувствовалось во многих сферах жизни страны. Все это сдерживало роль исламизма.
Ведущую роль в этот период играли рабочее и крестьянское движение, борьба интеллигенции и учащихся, деятельность левых сил в армии (власти расправились с ними в начале 50-х годов; после этого угрозы слева в пакистанских вооруженных силах больше не существовало). Но главным в рассматриваемый промежуток времени было этнонациональное движение основных народностей за провинциальную автономию. Особую остроту имела ситуация в восточной части Пакистана, отделенной от западной 1500 км индийской территории. Страна «двух крыльев», где проживало больше половины населения Пакистана2, просуществовала разрозненной почти четверть века, соединенная лишь одним звеном – общей религией. Нарастание сепаратистских настроений в Восточном Пакистане, позиция Индии в конечном итоге привели к отделению этой части Пакистана в 1971 г. и образованию независимого государства – Бангладеш.
В Западном Пакистане, который и представляет современный Пакистан, с тех пор началось усиление роли ислама. Национальные движения пуштунов, синдхов, белуджей стали слабеть. На смену этнонациональному сепаратизму пришел исламскийинтегризм. И хотя внутри него шла острая борьба различных направлений, прежде всего суннитов и шиитов, в отношении национальных территорий ислам действовал как объединяющая сила. Конечно, подъем исламизма принес стране новые вызовы и угрозы, которые, может быть, хуже прежних, например, возможность захвата исламорадикалами власти в стране, обладающей ядерным оружием. Но угроза раскола Пакистана на этнической основе ушла в прошлое.
Настоящий «исламский бум» происходил в середине 70-х – начале 80-х годов. В его основе лежал целый комплекс внутренних и внешних причин (одна из них – создание благоприятных условий для расширения связей с богатыми мусульманскими странами Ближнего Востока, в поддержке которых Пакистан очень нуждался, особенно после потери своей восточной провинции). Именно в эти годы ислам был объявлен государственной религией, ахмадийцы стали немусульманской сектой, запрещались азартные игры и потребление спиртных напитков, выходным днем вместо воскресенья была назначена пятница.
Важнейшим направлением деятельности военного режима генерала М.Зия-уль-Хака (1977–1988) являлась политика исламизации основных сфер жизни страны: были введены мусульманские налоги закят и ушр, установлены исламские традиционные наказания за некоторые уголовные преступления, отменялся процент на займы; при Верховном суде был создан Федеральный шариатский суд, наделенный правом объявлять недействительным любой закон, противоречивший, принципам ислама. Восстановлена была применявшаяся еще в колониальные времена куриальная система выборов (голосование по отдельным религиозным куриям). В правительство преимущественно входили представители исламистских партий, включая «Джамаат-и-ислами» (такое произошло впервые за всю историю Пакистана). Распространенные в широких массах населения эгалитаристские настроения использовались для пропагандистской кампании за создание в Пакистане «подлинно исламского общества всеобщего равенства и благоденствия».
Исламизация затронула и пакистанскую армию. М.Зия-уль-Хак поощрял внедрение в вооруженные силы исламской идеологии, корреспондируя ее догматы с военными концепциями. Поступление в армию и продвижение по службе зависело от «идеологической чистоты». Вот почему сейчас, когда некогда молодые офицеры времен Зия-уль-Хака стали старшим и высшим комсоставом, среди них велик процент традиционалистов (по некоторым оценкам, до 30%)3. Исламские настроения проникли в научно-техническую среду, связанную с военной ядерной технологией. Этому способствовали общий подъем в стране традиционализма, причастность данных кругов к «историческому событию» – созданию первой исламской атомной бомбы. Опасались военные-ядерщики и присоединения Пакистана к договорам о нераспространении ядерного оружия и о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, что серьезно затруднило бы их профессиональную деятельность и во многом лишило ее первоначального смысла.
Вместе с тем следует отметить, что исламизация правительства Зия-уль-Хака – это политика государственных органов, насаждение ислама «сверху», что мало отразилось на религиозных чувствах и поведении широких масс населения4. На выборах (местных и общенациональных), проводимых в данный период, исламские политические партии традиционно собирали крайне мало голосов.
Тем не менее политика исламизации укрепила положение ислама в стране в целом, усилила его позиции в различных слоях общества. Свидетельством этого были итоги референдума, проведенного в декабре 1984 г. На вопрос, одобряют ли граждане процесс исламизации, проводимый Зия-уль-Хаком, при высокой по пакистанским меркам явке избирателей (около 66%) почти 98% дали положительный ответ5.