Основу "мирового дерева" представлял собой березовый сучок, длиной около 15 см, и диаметром в 1 см. В конце сучок должен быть разветвлен на две части, к которым и крепились куклы - молодожены. Фигурки делались из ниток и ткани, без применения игл и ножниц. ( см. приложение №8)
Зольная кукла
Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как бы дух предков, обращённых к потомкам.
Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Технология изготовления
И смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту... А порой - и суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. И для разных целей куклы изготавливались разные.
Куклы-обереги - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся нам в этой затее: кукла-скрутка изготавливается БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГЛЫ и ножниц. И в этом тоже был заложен огромный смысл.
Кроме всего прочего, изготовление куклы-оберега имеет мощные антистрессовые свойства: куклотерапия давно известна современным психологам и широко используется и у нас, и за рубежом. Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях. Узелок за узелком уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему-то волшебному. Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство.
Если изготавливается кукла-оберег, нужно использовать свеже-сорванную «живую» веточку с «хорошего» дерева. Это правило для большинства народных кукол
Куклы скручивались без применения острых и колющих инструментов - без игл и ножниц. Любое исключение предрекало "колото-резаную" жизнь владельцу оберега. Лоскуты рвали, а затем скручивали и обматывали нитями.
Оберегам никогда не рисовались лица, в связи с распространенным языческим суеверием, что нарисованное лицо создает образ человека, и через глаза фигурки в ее владельца может вселиться злой дух.
Кукла - берегиня не покупается, а выкупается. По старинным правилам кукла выбирается из большого количества кукол. Тот, кто хочет иметь ее в доме общается с куклами, рассматривая их. Одна или несколько кукол дадут человеку знать, что они хотят жить в его доме. Он поймет это по тому чувству, которое возникнет у него по отношению к определенной кукле. Он даже мысленно увидит, где именно в доме будет расположена принесенная кукла. Тогда он сам определяет ценность этой куклы и кладет на то место, где она стояла, выкуп: деньги, вещь, продукты, ткани и т.п.
Назначение куклы
Зимние лихоманки (есть еще и весенние) – это обережные куклы от нечести в доме, которая является причиной болезни и разлада в доме. Зимних лихорадок 12, каждая имеет свое имя и связана с определенной болезнью (злым духом). Вот эти названия:
1. Трясся (Трясавица) - от глагола «трясти».
2. Огнея, или Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи», - то есть она производит внутренний жар.
3. Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): словно лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.
4. Гнетея - она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.
5. Грудица или Грынуша - ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.
6. Глухея или Глохня - налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.
7. Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, тако же и она ломает кости и спину».
8. Пухнея - пускает по всему телу отек (опухоль).
9. Желтея, Желтуха - эта желтит человека, «аки цвет в поле».
10. Коркуша, или Корчея - ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.
11. Глядея - не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.
12. Невея (мертвящая), огнеястра - она всех проклятее, и если вселится в человека - он уже не избегнет смерти. (Это та самая плясавица , то есть Иродиада , ради которой была отрублена глава Иоанна Крестителя)
Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка («ма-нья» - привидение, «манить» - лгать, обманывать).
По преданиям, демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка...»
Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок злокозненный Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь Перун загоняет злых лихорадок в адские глубины огненные, потому в это время людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун засыпает, Чернобог насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно начинать беречься их. Например, защитных кукол делать.
Количество демониц в разных местах называется разное. Чаще всего, говорится о том, что числом их 9, 12, 13, хотя есть варианты и по 40, 77.
Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестер во всем ей послушны. ( см. приложение №9)
Способ применения
Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.
Делали их из щепок, обмотанных лоскутками, обязательно из сношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Поэтому, поработавших свой срок куколок сжигали по весне на Сараки или Чистый четверг или на Благовещенье (в разных местах по-разному), освобождая дом от негатива.
Технология изготовления
Изготавливая лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по именам. Мастерство состояло в том, чтобы вязались куклы в ритме наговора, последний завязанный узел, совпадал с последним словом.
«Заговариваю я у раба, того-то, двенадцать скорбных недугов: от трясовицы, от колючки, от свербежа, от огневицы, от ломоты, от колотья, от дергания, от моргания, от слепоты, от глухоты, от черной немочи. Ты злая трясовица, уймись, а не то сошлю тебя в преисподние земли: ты, свербеж, прекратись, а не то утоплю тебя в горячей воде: ты, стрельба, остановись, а не то засмолю тебя в смоле кипучей: ты, огневица, охладись, а не то заморожу тебя крещенскими морозами: ты, ломотье, сожмись, а не то сокрушу тебя о камень: ты, колотье, притупись, а не то распилю тебя на мелкие частички: ты, дерганье, воротись, а не то запружу тобой плотину на мельнице: ты, морганье, окрутись, а не то утоплю тебя в дегте: ты, глухота, исчезни, а не то засмолю в бочке и по морю пущу: ты, черная немочь, отвяжись, а не то заставлю воду толочь. Все вы, недуги, откачнитесь, отвяжитесь, удалитесь от раба, такого-то, по сей час, по сей день, по его жизнь, моим крепким словом.»
Для изготовления Лихоманки берут лоскут белой и лоскут темной однотонной ткани трех цветов, накручивают их на нащипанную лучину длиной 10 – 15см. Лоскуты крепят надерганными из ткани нитями.
Для основы используют только «мертвое» наколотое дерево – сучок или ветку, отломанные от сухого полена. Куклу вяжут несколькими приемами, объединенными единым ритмом заговора. Сначала лоскут белой ткани, по ширине равный длине лучины, плотно на нее наматывают.
Намотанную ткань закрепляют посередине лучины несколькими витками нити. Затем лоскутом однотонной темной ткани, по ширине чуть меньшим двух третей длины лучины, обматывают конец лучины. Ткань закрепляют несколькими витками темной нити в средней части лучины.
От лоскута ткани другого цвета в три движения отрывают полосу размером 3x6см. Толстой нитью или шнуром из нескольких нитей оторванный лоскут подвязывают передником, определяя лицевую сторону Лихоманки.
Из квадратного (8x8см) лоскута темной ткани складывают платок. Платком обтягивают конец лучины. Концы платка расправляют и крест-накрест укладывают на лицевой стороне куклы, затем закрепляют их узкой полосой такой же темной ткани, завязанной узлом на тыльной стороне.
Заключение
Оберег – не просто занятная вещичка, он имеет конкретный практический и мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание наших далёких предков. В наши дни мир стал циничней и беспощадней, но в душах людей по-прежнему живет вера в добрые чудеса, и кроме ночных клубов, компьютеров и телевизоров им нужно что-то ещё.
Особая прелесть оберегов в том, что они открывают простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой, которую вы можете создать своими руками. Фантазируйте, верьте, загадывая желания, и тогда обереги станут магическими, а если нет веры, то пусть оберег останется красивой куклой.
Работая над проектом, я узнал много интересного и полезного, научился творить своими руками. Теперь я знаю, что нужно подарить своим близким людям. Пусть куклы-обереги хоть немного облегчат им жизнь.
Литература
1. Головачёва Ф.М. Обрядовые куклы, куклы-обереги.
2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.
3. Народное творчество №1, 2004
4. Народное творчество №3, 2008
5. Народная игрушка. Сборник «Кладовая Солнцеворота»; Омск, 2001
6. Ожегов. Словарь русского языка
7. Шептуля А.Э. Обереги своими руками укрась и защити свой дом. – М.: Эксмо, 2007
8. www.julinakukla.narod.ru
9. www.moskids.ru;
10. www.rukukla.ru;
11. www.10ruk.ru