Смекни!
smekni.com

Роль религии в истории человечества (стр. 6 из 9)

В России в XVI в. получило распространение движение «нестяжателей». Так, Нил Сорский призывал устранить излишества церкви и монастырей, больше уделять внимания человеческой личности, трудовому характеру деятельности монастырей, которые должны придерживаться принципов личного нестяжания, заниматься учительством, нравственным воздействием. Максим Грек (1470–1551) развил эти идеи, подверг острой критике монастырское ростовщичество, большое внимание уделил вопросам этики, осуждал крайние формы проявления крепостничества.

В середине XVII в. в Русской православной церкви вследствие реформ патриарха Никона произошёл раскол, и от неё обособились группы староверов (старообрядцев) разных направлений (поповцы, беспоповцы и др.). В 1994 г. возникла автокефальная церковь на Украине.

Старообрядчество возникло в России в середине XVII в. в период возрождения хозяйственной деятельности после Смутного времени. Начались процессы централизации государственной власти. Стали появляться промышленные предприятия. Централизованное государство нуждалось в централизованной церкви, которая составила бы часть государственного аппарата и безоговорочно поддерживала бы власть царя. Подчинение церкви монархической власти началось при царе Алексее Михайловиче, которого поддерживал патриарх Никон. Новые правила не нравились большинству родовитых бояр и духовенству, привыкшему к феодальным порядкам. Характерными особенностями русского православия, сложившегося в эпоху феодальной раздробленности Руси, была широкая автономия церковной власти, прежде всего власти крупных монастырей. Пестрота религиозного культа поддерживалась принципом соборности, означавшим, что все сколько-нибудь существенные вопросы деятельности церкви решались соборами, т.е. собраниями или съездами духовенства. В централизованном государстве соборность рассматривалась как подрыв власти государя. Централизованной церкви надо было преодолеть пестроту религиозного культа, сформировавшуюся в результате взаимодействия православной обрядности с остатками язычества в отдельных княжествах.

Решением всех вопросов, связанных с преобразованием церкви, занялся Никон, возведённый в сан патриарха в 1652 г. Осуществление церковной реформы в условиях сложных переплетений интересов различных групп и их столкновений повлекло за собой раскол Русской православной церкви, распад её на официальное православие и ту его ветвь, которая впоследствии составила старообрядчество.

Главное нововведение патриарха Никона состояло в том, что он проводил свои реформы единоличной властью, а не решением собора. Таким образом, был нанесён удар по соборности, по автономии местной церковной власти и по другим устоям православия. Поводом для несогласия с Никоном были некоторые обрядовые особенности – поясные поклоны вместо поклонов на коленях, трёхперстное крестное знамение вместо двуперстного, изменение формы креста на церквах и просфорах, исправление ошибок в богослужебных книгах. В результате реформ патриарха Никона в Русской православной церкви было установлено единоначалие, а церковь была подчинена светской власти.

Старообрядцы протестовали против новой церковной власти, а иногда заодно и против власти царя. Поэтому на протяжении XVIII – XIX вв. они подвергались жестоким преследованиям и ссылкам на окраины государства, что приводило к распространению старообрядчества по просторам России. В XIX – начале XX вв. к старообрядчеству стали примыкать представители русской буржуазии и купечества.

Ислам. К числу мировых религий относится и ислам («предание себя» Богу), возникший на Аравийском полуострове в начале VII в. н. э. Основателем ислама считают Мухаммада (Магомета), родившегося в Мекке около 570 г. и умершего в 632 г., похоронен он в Медине, и теперь его гробница – место поклонения пилигримов. Ислам, согласно учению Мухаммада, открытое исповедание возвещённой им религии. Она требовала веры в единого всемогущего и милосердного Бога (Аллаха), в божеское предопределение судеб и поступков людей, в избрание Мухаммада, как пророка, ниспосланного всему человечеству, в загробную жизнь, в воздаяние за добрые и злые дела в раю и в аду, в воскресение мёртвых и «страшный суд».

Мухаммад, в первое время своей деятельности называвший себя воссоздателем и преобразователем чистой религии, откровением переданной Аврааму, выводил своё учение из священных книг иудеев и христиан. Он требовал признания прежних откровений (Тора, Псалтырь, Евангелие) и веры в посланных до него пророков – от Адама до Иисуса Христа. Основные обязанности, налагаемые исламом, следующие:

- вера в то, что нет другого Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад есть посланный Аллаха;

- пятикратное ежедневное совершение установленного богослужения (салят);

- взнос в пользу бедных в общественную казну (зекят);

- пост в продолжение месяца рамадана;

- паломничество в Мекку.

Одновременно с ритуальными обязанностями были установлены и некоторые сопровождавшие их церемонии (омовение перед молитвой, призыв к молитве). По отношению к паломничеству были, в общем, сохранены практиковавшиеся в языческие времена обычаи, но значение которых было изменено и истолковано в монотеистическом духе. Мухаммад считал свою религию призванной быть достоянием всего человечества, всемирной религией.

Нравственное учение ислама основано на иудейском и христианском учении и в существенных чертах ничем от них не отличается. Оно может быть оценено по достоинству только в сравнении с социальным и нравственным мировоззрением аравийского язычества. Между тем как последнее основывалось на племенной обособленности и воспитывало в людях сознание долга отмщения, ислам в своём первоначальном виде проповедовал равенство всех правоверных без различия племени и расы, отвергал все нравы и обычаи, основанные исключительно на племенной розни, и провозглашал терпимость и кротость. Он осуждал варварские нравы арабов, в особенности распространённый у многих племён обычай хоронить заживо новорождённых женского пола. Запрещение вина и некоторых азартных игр имело целью развитие умеренности и серьёзного отношения к жизни. Тем не менее, ислам решительно отвергает аскетизм. Он одобряет позволенные наслаждения жизни, а безбрачие ему чуждо. Полигамия ограничена разрешением иметь лишь четырёх законных жён [5 c.576].

Мухаммадом написана основная священная книга ислама – Коран. Коран состоит из 114 глав (сур), в которых содержатся молитвы и заклинания, пророчества о конце света, об аде и рае, мифологические (заимствованные главным образом из Ветхого Завета и Евангелия) исторические сказания. В Коране приводятся также предписания, регулирующие семейные и общественные отношения, определяющие подчинённый статус женщин и т.д. Суры расположены по числу входящих в них «стихов» и в ряде мест допускают различное толкование.

Существует два основных направления ислама: суннизм и шиизм. Отдельной школой является суфизм – мистическое движение, возникшее в VIII в. Мусульмане живут согласно шариату – своду мусульманского права и правил поведения, разработанных в XI –XII вв. на основе Корана и Сунны. Шариат содержит нормы государственного, уголовного и брачно-семейного (в том числе правил наследования) права, а также предписания о судопроизводстве. В шариате содержатся правила молитвы и омовения, поста, паломничества (хаджа), священной войны (джихад) и др. Детальность бытовых предписаний шариата во многом определила его устойчивость среди верующих.

5. Религия в жизни человечества

Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество на всём пути его истории. Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения и о том, какое будущее ждёт тысячелетние традиции и культы. Тем не менее, несомненно одно: без религии, без учёта её влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации. Нет народа, у которого не существовало бы религии, и нет на Земле человека, который не имел бы к религии никакого отношения. Это не означает, конечно, что все люди – верующие, если под «верой» понимать сознательное исповедание религии, принадлежность к определённой религиозной общине. Дело в другом: любой человек, даже если он не совершает религиозных обрядов и не считает себя приверженцем какого-либо религиозного учения, всё равно в той или иной мере следует, пусть бессознательно, не задумываясь, нормам той религии, которую исповедовали его предки, или той, которая распространена в его окружении. Это касается обрядов, обычаев, семейных отношений, особенностей питания, способов похорон, представлений о добре и зле.