В 103-76 гг. до н.э. Иудей стал править Александр Яннай. В период его правления – эпоха диаспоры, возникло ряд сект. В них отразились взгляды разных классов еврейского общества. В среде ортодоксального иерусалимского жречества образовалась секта саддукеев (от имени Садока, основателя жреческой династии). Они были тесно связаны с храмом, строго придерживались соблюдения религиозной традиции, обрядов, отрицали загробную жизнь. Вторая секта – фарисеи. Её поддерживали многие представители среднего и низшего классов. Фарисеи не деле были просто демагоги, старавшиеся подействовать на верующих показной набожностью, демонстративным соблюдением обрядовых предписаний, они признавали загробную жизнь.
В 50-х гг. до н.э. Иудеей стал править Ирод. Несмотря на всю жестокость правления Ирода страна интенсивно развивалась, при нём был полностью восстановлен Иерусалимский Храм. В новом облике он превзошел шедевр, созданный царем Шломо (Соломоном). В правление Ирода Иудея платила тяжелую дань, в Иерусалиме постоянно находились римские легионеры. Был полностью разрушен старый государственный строй, Сангедрин (Синедрион) был лишен всей исполнительной и совещательной власти и превратился в религиозный совет. Иерусалим был лишен звания столицы, административным центром стала Кесария. Еврейское и нееврейское население было недовольно положением Иудеи, которая была подчинена римскому императору. Прокураторы полностью пренебрегали еврейскими обычаями и религиозными идеалами. В Кесарии население находилось в состоянии войны. Понтию Пилату (наместнику римского императора) пришлось убрать щиты со знаками императорской власти, которые он установил в губернаторском дворце. Войны и международная работорговля способствовали переселению евреев в другие страны. Наиболее энергичным процесс рассеяния (галута) евреев был в III веке н.э. В 307 – 337 гг. с приходом к власти императора Константина, который сделал официальной религией Римской империи – христианство, иудаизм объявляется "нечестивой сектой". С этого времени и вплоть до второй половины XVIII века евреи подвергались гонениям. В 1481 году в Севилье был учрежден первый кастильский инквизиционный трибунал. Началось массовое уничтожение иудеев. За короткое время около тридцати тысяч человек было казнено. В Испании в 1492 году было изгнано из страны от 150 до 800 тысяч человек. В 1516 году Венецианской республике евреи начинают жить в строго отведенных для них кварталах "Гетто". Во второй половине XVIII века во многих странах перестали существовать гетто, евреи стали пользоваться большим влиянием в обществе. У евреев появилось значительно больше прав. Но такие изменения в положении евреев практически не коснулись Восточной Европы и России. В середине XVIII века у евреев Юго-Западной России, где особенно тяжелы были бесправие и нужда еврейского народа, зародилось хасидское движение. Основоположник хасидизма Израиль Бешт проповедовал, что раввинистская "ученость" и соблюдение правил не нужны; что надо стремиться к непосредственному общению с Богом, которое достигается во время молитвы. Согласно учению хасидов, общения с Богом может достигнуть не всякий человек, а лишь особые праведники – цадики. Между хасидами и раввинистами (миснагид) возникла резкая вражда, но вследствие она сгладилась и сейчас отношения между хасидами и раввинистами мирные. Однако большинство евреев придерживалось идей раввинов – талмудистов. В Талмуде разработаны до мельчайших деталей предписания и запреты, касающиеся всех сторон повседневной жизни верующего еврея. Раввин не духовное лицо, он просто частное лицо, пользующееся огромным авторитетом, как ученный, как знаток писания. Раввин может дать совет, как поступить в любом случае жизни, он руководит духовным судом – бет-дин, и каждый верующий еврей обязан в любом споре обращаться в этот суд. Вся жизнь верующего еврея подчинена религиозно-обрядовым предписаниям. Каждый шаг должен сопровождаться молитвой.
Глава 2. Основные положения иудаизма
Основное положение иудаизма излагается в главной молитве евреев – в молитве "Шма". Иудаизм считает, что наш мир существует только благодаря постоянно действующей творящей энергии Бога. Творение – это не единичный акт, а постоянный процесс. Бог в иудаизме одновременно присутствует везде. Бог сделать всё, но он оставляет людям свободу выбора между добром и злом. Он стремится привлечь их к себе разными способами. Евреи веря, что с молитвами следует обращаться только к Богу, и он всегда слышит эти молитвы. В иудаизме признание существования Бога необходимо для высшего смысла жизни.
"Тетраграмматон" - это четырехбуквенное имя Бога. Его произносит первосвященник в Святая Святых раз в год – в Йом Кипур (в Пятикнижии этот день называется "Субботой Суббот". Богослужение на Йом Кипур самое длинное в году, практически весь день молящиеся проводят в синагоге). В остальные дни говорят Адонай (Господь), но только во время молитвы. Когда не молятся, то говорят просто – Гашем (Имя). Из благовения перед святостью имён Бога евреи не пишут их полностью, а заменяют одну букву дефисом: Б - г, Г - сподь,
Евреи постоянно ожидают "Машнах" (Мессию) и ежедневно молятся о его приходе. Иисус Христос не является для евреев Мессией: они считают, что с приходом Мессии должен наступить мир на всей Земле, т.к. этого не произошло Иисус Христос не Мессия для иудеев. Евреи с нетерпением ожидают будущих времен, когда они все вернуться в землю Израиля (Святая земля), где будет построен Храм и все народы придут туда служить Богу. Об этом они просят во многих молитвах.
В иудаизме нет понятия вечных мук, в Торе не упоминается слово "ад", там есть слово "шеол", которое обозначает временное посмертное местопребывание души, где она посредством страданий избавляется от нечистоты. Иудаизм предусматривает не вечные муки, а раскаяние, или тешува, в переводе – "возвращение" к Богу. Евреи верят в воскрешение из мертвых, в то, что душа и тело соединяются вновь. Однако в еврейских источниках эта тема подробно не раскрывается. Иудаизм гораздо больше внимание уделяет не загробной жизни, а правилам поведения людей и служению Богу в физическом теле.
К концу I века до н.э. появилось огромное количество галахат (постановлений, правил соблюдения Божественных заповедей) и возникла необходимость в их систематизации, Галахи – это Устная Тора. Записал Устную Тору – книгу важнейших галахических постановлений, духовный лидер еврейского народа – рабби Йегуда а Наси (в конце II века н.э.). Так появилась Мишна, она состояла из 63 томов (они называются трактатами), которые раби Йегуда объединил по шести темам: 1. Зраим ("посевы"). 2. Моэд ("праздники"). 3. Нашим ("женщины"). 4. Незиким ("ущербы"). 5. Кдошим ("священные дела"). 6. Таарот ("ритуальная чистота"). То, что не вошло в Мишну рабби Йегуды, было впоследствии собрано в книгу, называемую Тосафот ("дополнения").
Иудаизм категорически запрещает любое богохульство – проклятия в адрес Бога. Иудаизм считает, что жизнь каждого человека имеет свою цель и место в Божественном замысле, поэтому самоубийство, аборты, умерщвление безнадежно больного осуждается этой религией. Иудаизм разрешает аборт только в том случае, если есть опасность для жизни матери.
Есть 613 мицвот, из них 248 – повелевающие что-либо сделать, а остальные 365 – запрещающие что-либо делать. В эти мицвот входят Десять заповедей и семь заповедей сыновей Ноаха (Ноя).
В Торе (мицвот) изложены законы, которые должен соблюдать верующий еврей. Мицва означает "заповедь". Мицвот определяют поведение человека во всех сферах жизни. Среди мицвот есть законы, не имеющие рационального объяснения. Это так называемые хуким (законы) например: запрет на ношение одежды из льняных и шерстяных нитей в месте и т.д.
Иудаизм утверждает, что Бог придает больше значение поступкам людей, нежели их вере в него, Душа не может быть спасена только верой в Бога.
Согласно Галахе, евреем человек может называться в том случае, если его мать является еврейкой. Перейти в иудаизм может каждый, независимо от национальной принадлежности. Если человек принял такое решение, он должен пройти определенную процедуру. После этого обращённый становится евреем и остается им на всю жизнь. Принятие иудаизма не может быть аннулировано.
Глава 3. Священные книги иудаизма
Самой почитаемой священной книгой иудаизма является Тора (Пятикнижие), она является Законом для евреев. Невиим и Ктувим вместе с Пятикнижием составляют Танах – Письменную Тору. Евреи считают, что Невиим и Ктувим – это истолкование, освищение и продолжение Торы. Само слово Тора означает "наставление". Библию евреи называют "Танах". Танах соответствует христианскому Ветхому Завету. Первая часть Танах – Пятикнижие Моше (Моисея) содержат заповеди и нравственные принципы еврейского народа, изложенные как историческое повествование. Евреи считают Пятикнижие самой священной частью Танаха. Эти книги рассказывают об их предках, и говорят как жить и выполнять волю Бога.
Невиим (Пророки) и Ктувим (Священные Писания) были написаны пророками и праведными людьми, через которых Бог выражал свою волю. Эти книги – религиозное учение. Цель этих книг – учить людей истиной вере, справедливости и милосердию. Фрагменты этих книг используются в богослужениях и в повседневной молитве.
Свиток Торы написан на листах пергамента, сшитых вместе. Пишут Тору чернилами, гусиным пером, когда свиток Торы готов, его наматывают на две деревянные оси, называемые эц хаим, "древо жизни", обвязывают поясом и надевают на него меиль – специальное покрывало, обычно красиво расшитое и разукрашенное. В каждой синагоге есть арон кодеш – шкаф, в котором хранятся свитки Торы, его закрывают особым занавесом, называемым парохет, - всегда красиво и богато расшитым.